Осанка, жесты, мимика, движения, манеры
Жесты должны быть сдержанными, открытыми и доброжелательными, вызывать доверие.
Манера держаться - это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.
Жесты и движения являются частью имиджа. Часто случается так, что жест показывает настроение, лицо человека даже когда он сам того не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.
Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край не рекомендуется облокачиваться на стол. Беседуя сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повернута немного наискосок. Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создает впечатление, что человек внимательно слушает. Речь делового человека должна быть лаконичной, яркой, убедительной и четкой.
Речевая ситуация.
1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия;
2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.
Речевая ситуация имеет следующие признаки:
1) участники (адресант, адресат, аудитория),
2) предмет речи,
3) обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки и пр.,
4) код (язык, диалект, стиль),
5) речевой жанр (например, проповедь),
6) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди),
7) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердца),
8) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998).
Классификация ситуации общения З. А. Смелковой:
СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ | |||||
КТО Я: говорящий, адресант | КОМУ Тебе: слушающему адресату | ГДЕ Здесь: место действия | КОГДА Сейчас: время | ПОЧЕМУ Мотив речевого действия | ЗАЧЕМ Цель (коммуникативное намерение) |
Коммуниканты Партнёры Собеседники | Внешние обстоятельства | Внутренние обстоятельства |
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Вспомните, к примеру, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.
Необходимо учитывать, что высказывание наряду с собственно семантическим значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией.Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.
Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называютсякосвенными. Приведем примеры косвенных высказываний и их возможных толкований:
1. Здесь жарко.
– Просьба открыть окно или дверь в комнате.
– Предложение снять верхнюю одежду, пиджак, кофту, свитер.
– Констатация того, что обстановка в зале накалилась.
Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.
Различают также канонические и неканонические речевые ситуации.
Каноническимисчитаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т. д.
Неканоническиеситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляют иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, a не время адресата.