Словообразовательные нормы 1 страница

Упражнение.

Исправьте нарушения словообразовательных норм в приведённых ниже примерах. Сгруппируйте их по типам нарушений (подмена приставки, подмена суффикса, подмена производящей основы). Найдите примеры языковой игры.

1. Я тебя хорошо знаю: ты их жалкий прихвостник! 2. Как ты мне бабушку твою надпоминаешь. 3. Это фантастическое трудоспособие и трудолюбие были переданы ученикам. 4. Очень красивые ботинки, но у меня вот тот сиреневый строгий костюм… И к нему нужно что-то… Потуфлее. 5. Это кино про скалолазника. 6. С такими результатами нам до разорительства недалеко. 7. Мы не забудем тебя, Тарас Бульба, за твое мужественное героичество. 8. Необходимо выбрать элемент из парадигмы, обозначающей устойчивую ситуацию несотрудниченья. 9. А я хожу в раздумчивости: топить печку или нет? 10. Будешь идти мимо – призахвати это с собой. 11. Мам, можно я твоим помогателем буду? 12. Я не понимаю, как можно сходить с ума по кому-нибудь. Прямо фанатист какой-то. 13. В этой семье процветают деспотизм, тиранство. 14. Я недавно эпистолический роман прочитал. 15. Какие же вы всё-таки назойчивые! 16. А на стене висит настоящее охотническое ружье. 17 Карикатурированные формы изображения Китая. 18. Из окна дома виднелся наблюдательщик. 19. По сравнению с Варварой он здравоумный человек. 20. Гамлет медлит с мстительством.

Морфологические нормы

Упражнение 1.

Составьте контексты, в которых выявилась бы родовая принадлежность приведённых ниже слов.

Арабески, атташе, бар-бильярдная, бра, бренди, Вальпараисо, виски, «Вог», ГИБДД, депо, Душанбе, жюри, иваси, кашне, колибри, манжеты, Миссисипи, мозоль, мокко, пенальти, плацкарты, пони, протеже, резюме, рельсы, салями, сирокко, СПИД, статус-кво, табу, тапки, туфли, тюль, ФСБ, шасси, шимпанзе, эполеты, эсперанто.

Упражнение 2.

Поставьте данные существительные в форму родительного падежа множественного числа. Какие окончания конкурируют при выражении данного грамматического значения? На какие группы обычно делятся такие слова?

Апельсин, армянин, блюдце, болотце, ботинок, бурят, валенок, гектар, грамм, доля, зеркальце, карат, кегля, килограмм, клипс, кочерга, кровля, носок, оглобля, отрепья, панталоны, полотенце, помидор, потемки, простыня, рейтузы, рельс, рожок, сапог, свеча, солдат, сплетня, сумерки, томат, ясли.

Упражнение 3.

Есть ли у данных слов парное родовое наименование? Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте им функционально-стилистическую характеристику.

Артист, балерина, библиотекарь, врач, Герой РФ, директор, доктор, индеец, кассир, комендант, корреспондент, лаборант, летчик, педагог, пилот, преподаватель, профессор, редактор, санитар, секретарь, спринтер, ткач, филолог.

Упражнение 4.

Поставьте глаголы в форму 1 лица единственного числа.

Басить, будить, бузить, выздороветь, держать, дерзить, дудеть, мерцать, опостылеть, опротиветь, очутиться, ощутить, победить, преградить, пылесосить, ржаветь, сквозить, соседить, теплиться, убедить, чудить, шкодить.

Упражнение 5.

Сгруппируйте слова по типу образования видовой пары.

Выхлопотать, заподозрить, обеспокоить, облагородить, обработать, обусловить, оздоровить, ознакомить, опозорить, опорочить, освоить, оспорить, подытожить, приурочить, просрочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить, усвоить, ускорить, условиться.

Упражнение 6.

Исправьте и объясните ошибки, связанные с неправильным определением родовой принадлежности имён существительных.

1.Очень хорошая толь продаётся в магазине напротив. 2. Потряс меня чудесный слоган удивительного ЛДПР, придуманный для последних выборов, – «2 декабря не врать и не бояться!». 4. У меня туфель сломался: каблук отлетел. 5. А бутылочка сыне нужна была! 6. ДПС выписал нам штраф. 7. Трудно представить моё восхищение путешествием по сказочной Индии, а Дели просто поразило моё воображение. 8. Я решила попробовать мыть волосы новой шампунью. 9. Автобус «Азия Космос» резко затормозил, и в него врезалось «Жигули» шестой модели. 10. Какао был ужасно приготовлен. 11. На завтрак подали гренки со сливовой повидлой. 12. Купите мне с вуалем шляпку. 13. Глубоководный Онтарио является источником пресной воды. 14. Для решения этого вопроса следует свериться с новой УПК. 15. Сколько стоит твоё шкаф-купе? 16. На Ваше имя прислан заказной бандероль. 17. Официальное день рождения команды 4 сентября.

Упражнение 7.

Исправьте и объясните ошибки в образовании грамматических форм слов.

1. Их нужно соединить, а потом посмотреть, как они сочетутся. 2. Я в этом году в Сочах была, там так красиво! 3. По тому, как живет цветочек, можно определить, как к тебе относятся. Если начнет вять … сама понимаешь. 4. Я хожу без носок, босиком. 5. Сколько же платий тебе нужно? 6. Ты мне наклала каши? 7. Только почетные гражданины города у нас ездят бесплатно. 8. Я обожаю романтическую музыку, поэтому мои любимые песни – это песни Элтон Джона и Джордж Майкла. 9. В той квартире, где она сейчас живет, раньше цыгане жили. И она после этих цыганей нашла у себя под половицей их карты. 10. Сколько доль наследства ты получил? 11. Я понимаю, что лето на дворе наступает, но совсем-то до бикиней не раздевайтесь! 12. Вам не позволено влазить в чужую семью. 13. Он сознавает, что виноват, но исправить уже ничего не может. 14. У вас только такие, а другие какие-нибудь брелки есть? 15. Иногда она забывается, что пишет дипломное сочинение.

Упражнение 8.

Найдите ошибки, связанные с использованием глагольных форм. Классифицируйте выявленные ошибки, предложите свой вариант правки.

1. Такое исследование предполагает анализ поступков человека, определяемым его покупательским поведением, обусловленным воздействием рекламы. 2. Вот когда я победю на олимпиаде, мне цветы подарят, но ты не волнуйся, я поделюсь. 3. Расстеливай кровать, а то так спать хочется. 4. Свернёшь на первом повороте направо и дальше ехай по этой дороге всё время прямо. 5. Куда вы потом деёте курсовые? 6. Кран постоянно текёт. 7. Сейчас он нам продемонстрирует свой выдающий результат. 8. Отнесёшь мою зачётку и скажешь, что у меня всё сдато. 9. Вещь, постиратая «Тайдом», разве неприятно пахнет? 10. Я убежу его в том, что он неправ. 11. Французы любят ложить эту обжаренную смесь на ломтики хлеба и поедать этот хлеб. 12. Голубчик, сегодня лучше ляжьте пораньше, а на рассвете езжайте с Богом! 13. Учась в вузе, они просто отсрачивались от службы в армии. 14. Однако у него что-то не склалось… 15. На него сыпаются куча заказов. 16. Сейчас, я только учебники выкладу. 17. А она же не отдыхает почти: лягет, полежит и дальше. 18. Бери себе на тарелку, ложи да ешь. 19. Туда я всё и складу. 20. Мы просим парламент использовать полномочия, которые ему дадены. 21. Да, мама, не волнуйся: я гуляюсь. 22. Мы просим помочь разобрать в этой проблеме. 23. Рабочие начали ложить фундамент. 24. У вас проезд оплочен? 25. Я рад, что пригодился людям в качестве человека, который может их улыбнуть. 26. Как он расклала эту формулу? 27. Так нельзя отряхать! 28. Мы этим летом тоже хочим сделать ремонт. 29. Он сознавает, что виноват, но исправить уже ничего не может. 30. Чем дальше, тем больше мы осмелевали.

Упражнение 9.

Запишите предложения, заменив цифры словами. Расшифруйте сокращения. Вспомните, чем отличается склонение сложных и составных числительных от склонения порядковых (счётных) прилагательных.

1. Он находится примерно в 450 км отсюда. 2. Это все у нас уже учтено в этих 578 руб. 3. Да и минимальная оплата труда повысилась до 709 руб. 4. Мне 300 руб. не хватило, чтобы ботинки купить. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала 23 учащихся. 6. Открываем учебник на стр. 542. 7. В честь 250-летия города была подготовлена интересная концертная программа. 8. Сейчас вы должны сделать упражнение 891. 9. Город находится в 150 км от областного центра. 10. Речь идёт о списке из 90 новых слов. 11. Мне сегодня пришлось отправить около 135 сообщений. 12. На сайте «Одноклассники» зарегистрировано более 4 568 940 человек. 13. Расстояние от Иркутска до Усть-Илимска равно примерно 1100 км. 14. В их коллекции примерно 248 сортов фиалок. 15. Я живу на 12 этаже, и каждый день мне приходится преодолевать не менее 240 ступенек.

Упражнение 10.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением форм сравнительной и превосходной степеней. Проанализировав примеры, сформулируйте правила образования степеней сравнения качественных прилагательных.

1. Да она еще ширше меня. 2. Это самый наичудеснейший день в моей жизни. 3. Я из-за них оказалась в преглупейшем положении. 4. Земля не однородна: есть более лучшие участки, есть более худшие. 5. Именно атеросклероз вызывает наиболее фатальнейшие состояния сердечно-сосудистой системы, такие как инфаркт и инсульт. 6. В самые ближайшие дни мы ожидаем снижения уровня воды. 7. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов. 8. У меня план продуман до самых наимельчайших подробностей. 9. У нас колбаса более вкуснее, чем в том магазине. 10. Теперь ты богатее всех. 11. Ты сегодня самая наипрекраснейшая. 12. Женя сегодня более приветливее поздоровался. 13. Сергей выбрал самый кратчайший путь к дому. 14. Более чем в три раза меньше теперь придётся платить пенсионеру. 15. Расскажите немного более подробнее.

Упражнение 11.

Исправьте и объясните ошибки, связанные с образованием форм числительных и местоимений.

1. Пошли слухи, что если мы живём вместе, то между мной и ей что-то есть. 2. Куда я со своими трёхсот рублями пойду?. 3. Я посмотрю, если у меня есть егошний телефон, я тебе дам. 4. Тоже живут-то: обои пенсионеры, а дочь в тюрьме сидит. 5. Ты принесла егонную кассету?. 6. Пятеро автобусов не вышло на трассу. 7. Обоих женщин хорошо знают в деревне. 8. Открываю дверь на кафедру – а там трое профессоров! 9. В нашей группе – семеро девчонок и я. 10. Куда я со своими трехсот рублями пойду? 11. С обоими претендентками на звание «Мисс Россия» я познакомился в весьма необычной обстановке. 12. Я посмотрю, как ребята проголосуют. Этим скажется ихнее отношение ко мне. 13. А во всех троих стаканах водка! 14. На сегодняшний день у нас уже работают около семьсот пятидесяти ветеринарных врачей. 15. Они два года жили с еёшными родителями. 16. Он был обоими руками за принятие новой декларации о принципах международного права. 17. В пятьсот километрах отсюда бушует ураган. 18. Обои уверены в своём выборе. 19. Поздравляю с двухтысячно восьмым годом! 20. Я за его замуж не пойду!

Упражнение 12.

Исправьте ошибки, связанные с нарушением морфологических норм. Сформулируйте правила выбора нормативного варианта.

1. Я сейчас картошки почистю. 2. Ну, вот, дом теперь убратый. 3. Сдавайте польта в гардероб. 4. Лук, обдатый кипятком… 5. Я, конечно, извиняюсь, но вы здесь не стояли, когда я пришла, так что за мной будете. 6. Ну, возьми тюль и постирай в машинке. Она такая грязная. 7. В последнее время я стал читать книги более внимательнее. 8. В вашем учебнике нет семиста восьмидесяти пятой страницы. 9. Боюсь, что я ощущу неловкость. 10. А почему нам документы не ворочают? 11. Посмотри, какие у нее волоса. 12. Наиболее высочайший результат в игре. 13. Я ножницев не вижу на столе. 14. Мы все восхищались Любовь Орловой. 15. Мама, ты обои книжки убрала в шкаф? 16. К Новому году делов столько накопилось! 17. Услышавши этот разговор, я понял, что она меня не любит. 18.Я к тебе не приду: ко мне вечером придет парикмахерша. 19. Мы просим парламент использовать полномочия, которые ему дадены. 20. В двухтысяча девятом году ожидается солнечное затмение.

Синтаксические нормы

Упражнение 1.

Какого падежной формы требуют после себя приведённые ниже производные предлоги? Приведите контексты, в которых они были бы использованы.

Согласно, благодаря, ввиду, вопреки, в силу, по причине, исключая, сообразно, вследствие, в области, за счёт, по окончании, по истечении.

Упражнение 2.

Проанализируйте предложения, сформулируйте, почему подобные употребления предлогов являются ошибочными. Для ответа на данный вопрос ознакомьтесь с соответствующим разделом «Справочника по правописанию, произношению и литературному редактированию» Д.Э.Розенталя.

1. По окончанию практики студентов собирают на конференцию. 2. Вопреки приказа деканата студенты продолжают курить под лестницей. 3. Согласно распоряжения мэра города, пострадавшим будет выплачена компенсация. 4. Все его родственники живут в Украине, а это по нашим временам уже другая страна. 5. Я сегодня не смогу: мы будем в концерте. 6. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этой проблеме. 7. На первом курсе я очень скучала за родителями. 8. Во многих странах мира действует правило, согласно которого все более-менее значительные объемы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируются в той или иной степени государством. 9. Благодаря его мы все успели вовремя. 10. Ты во сколько сегодня пришёл со школы?

Упражнение 3.

Сравните пары предложений. Воспользовавшись «Справочником по правописанию, произношению и литературному редактированию» Д.Э.Розенталя, сформулируйте возможность употребления вариантных форм.

1.Большинство студентов первого курса успешно прошло зимнюю экзаменационную сессию. – Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании школы, успешно прошли зимнюю экзаменационную сессию. 2. Пять солдат отправилось в разведку. – Пять солдат отправились в разведку. 3. Жаркое – мясные консервы – встречено кислыми минами. – Трава зверобой росла по всей поляне. 4. Автомобиль-игрушка понравился детям. – Библиотека-музей приобрела неизданные рукописи писателя. 5. Мать с ребёнком пошла в амбулаторию. – После обеда Лось с Русаковым пошли посмотреть склады и магазины.

Упражнение 4.

Укажите ошибки в управлении. Предложите все возможные варианты правки.

1. Начался обмен мнений. 2. Мы восторгались красоте летнего заката. 3. Я очень рада решением суда: все получилось так, как я хотела. 4. Требуются деловые люди для руководства и организации бизнеса. 5. Он всегда удивлялся трудолюбием сына. 6. Не обязательно снимать людей – домики, животные и цветы тоже можно. 7. Данный текст относится к официально-деловому стилю: он регламентирует о правах читателя. 8. Хрущёву необходимо было показать Сталину о том, что на Украине не все были предателями. 9. Товарищи, оплатите за проезд. 10. Мы, конечно, думали, надеялись о такой победе. 11. Комбинат организовал и руководит дочерними предприятиями. 12. Давайте про восьмого июня закончим разговаривать и начнем говорить о цикличности экономики. 13. Толстой описывает о войне. 14. После программы «Цирк со звездами» Ксения Собчак не боится ничего, ей не страшен даже прыжок с парашюта. 15. К девятому маю мы планировали начать фестиваль. 16. Любуясь на творчество Микеланджело… 17. У меня есть подозрение о том, что он врёт. 18. Вопросы, на которые до сих пор люди ищут ответов. 19. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 20. Все усилия учителей были направлены для того, чтобы обеспечить высокие показатели успеваемости.

Упражнение 5.

Исправьте ошибки, связанные с использованием деепричастного оборота.

1. Раскопав ямку до дна, на солнце заблестели голубые камни. 2. Открыв окно, запахло соснами. 3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 4. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 5. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 6. Родившись в такой кинематографической семье, Наташино будущее было, в общем-то, предопределено (О.Пушкина о дочери Н.Белохвостиковой и В.Наумова – Наталье). 7. Посмотрев этот фильм, мне стало очень грустно. 8. Придя домой, радио играло на всю громкость. 9. Выйдя из квартиры, у него появились слезы. 10. Мусульмане верят, что, побывав на этой горе, Господь простит им все прегрешения. 11. Приехав в Париж, его пригласили в посольство. 12. Ответив в течение пяти дней на наши вопросы, подарок от фирмы «Спектр» будет ваш. 13. Будучи блестящим мастером в абдоминальной хирургии, В.А.Овчинниковым много сделано в этом разделе. 14. Приехав домой, мне стало значительно лучше. 15. Не знаю, насколько это плохо, тренируя сборную. 16. Следуя нашим советам, ваша обувь будет долговечной. 17. Сотрудничая с нами, вам гарантируется успех. 18. Он был простым учителем, боявшись общества. 19. Починив карандаш, он опять сломался. 20. Поступив туда, сначала мне было немного трудновато.

Упражнение 6.

Исправьте ошибки, связанные с феноменом однородности. Проанализировав примеры, ответьте на вопрос, что может являться причиной данной ошибки.

1. Автор любит и восхищается своей героиней. 2. Светильник подвешен над диваном и очень красивый. 3. …характерно несколько этапов заселения и организации хозяйственной деятельности. 4. Они ленивы, безобразны, злые, подлые, а когда надо что-нибудь, вежливы, добры, обходительны. 5. Девочка – умница, без вредных привычек и примерного поведения. 6. Будь также нежна, красивой и счастливой. 7. Главная задача заголовков – привлечение и управление вниманием. 8. Восточные девушки потрясающе танцуют: они любят и отлично владеют своим телом. 9. Священные книги этой религии были классическими и главным предметом изучения. 10. Каждый человек сталкивается в жизни с проблемой выбора: мы выбираем работу, одежду, продукты питания и куда вложить деньги. 11. И на этом автор выстраивает свое воздействие на читателя, чтобы донести ту информацию и чтобы получился тот результат, который необходим автору и придаст большую значимость журналу. 12. Прочитав этот роман, я поняла, что люди разные и что делают с людьми деньги. 13. Целью работы автор ставит понятие аномалии современной речи и нахождение природы их происхождения, а также выяснить, чем разговорная речь отличается от литературной, и наконец, почему она оказывает сильное влияние на речь человека, рассмотреть особенности разговорной речи группы 21-е. 14. Не найдёшь клиники, которая в разной степени имела бы отношение к решению преподавательских и заинтересованность в научных изысканиях. 15. На сегодняшний день в литературоведении доминирует концепция, согласно которой выделяют два основных вида готического романа и одним из основоположников которой считается В.Дибелиус.

Упражнение 7.

Исправьте синтаксические ошибки. Сформулируйте правила выбора нормативного варианта.

1. Полиция нередко безучастно созерцала на разгорающийся конфликт. 2. Крестьянство выступали против помещиков. 3. Базаров с гордостью заявляет, что мой дед землю пахал. 4. Но по вечерам, вернувшись с работы, мне не хочется читать ничего серьезного. 5. Это же молодое поколение, которое растут. 6. Нашла у кого советоваться. 7. Молодые были счастливы, взволнованные. 8. Роман «Отцы и дети» написаны Тургеневым в 1862 году. 9. И.Эйгес полагал, что музыка вообще занимала большое место в творчестве Чехова и романсы, в частности. 10. В основном их интересовало возможность торговать на иркутском рынке и лечение в больницах областного подчинения. 11. Они с детства знакомые. 12. Такого простора для ног мало кто предлагает из проектировщиков машин бизнес-класса. 13. Слоганы побудительного характера и шрифты, якобы написанные от руки, тем самым придают сообщениям яркую эмоциональную окраску. 14. Ответчиком на суде будет, помимо певца, звукозаписывающие компании, которые выпускали его альбом. 15. У меня отец – врач, так что мой интерес к медицине вполне понятный. 16. Выходя из автомобиля, у меня порвался пакет. 17. Рома надел рубашку с короткими рукавами, которые заправил в брюки. 18. Курение и алкоголь вреден для здоровья. 19. Мальчик бросил камнем в воду. 20. Прошли сто лет. 21. И я, как и многие люди, считающие так же, поддерживают мое мнение. 22. В одной из воинской частей ребенок родился с патологией. 23. Пытаясь ответить на этот вопрос, у меня возникло ряд замечаний. 24. Поздравляем команду нашего факультета «Арзамас-2004» за победу в Кубке вузов г.Иркутска. 25. Автор в данном тексте эксплицитный.

Упражнение 8.

Исправьте синтаксические ошибки. Сформулируйте правила выбора нормативного варианта.

1. Читая интервью с Вами, просматривая биографию, создаётся впечатление, что жизнь у Вас складывалась довольно гладко. 2. Зачастую конструкции подобного рода провоцируют адресата на построение ложного умозаключения о рекламируемом товаре, выгодного рекламисту. 3. Понимание заимствования как процесса, обновляющего и выполняющего наряду с явлениями внутриструктурного характера, словарный состав заимствующего языка. 4. Социумно-прецедентные феномены – это такие феномены, которые знает любой средний представитель определённого социума, и входят в коллективное когнитивное пространство. 5. Центральные улицы подметены, чисты и аккуратны, а свернув направо, как налево, картины меняются. 6. Западноевропейское общественное мнение плохо представляет о том, почему мы против расширения НАТО. 7. Все усилия учителей были направлены для того, чтобы обеспечить высокие показатели успеваемости.8. Таким образом, память может включать разного рода воспоминания и интерпретировать их относительно духовного состояния личности, и применима к значительному жизненному периоду, в котором отражается духовный и физический путь её развития. 9. Коллеги рассчитывают, что их любовь, объединившись, создадут тот позитивный заряд энергии, который поможет Николаю вернуться в строй. 10. Ещё раз подчеркнём: частое использование таких сочетаний в рекламных текстах, а также тот факт, что эти сочетания, будучи источником ложного вывода, могут искажать реальную оценку товара, позволяют утверждать, что это особый манипулятивный приём. 11. Главным в драме становятся не события, а герой, который оказывается вовлеченным в какую-либо жизненную ситуацию и оказавшийся перед проблемой выбора. 12. Обращая внимание на имена этих героев, нам нетрудно понять, почему один из них назван сухо – по фамилии Лапшин, а другой тепло и по-дружески – дядя Вася. 13. В это время Олег растерян, кричит, бросается во двор, а затем вбегает и, как отмечает драматург, он остервенел и плачет. 14. Лямин же, наоборот, чувствует свою ответственность за судьбы других людей. И спешит делать им добро. 15. Бежит и свой марафон Андрей Павлович Бузыкин. 16. Очень важно, чтобы рекламные фирмы настойчиво изучали и внедряли накопленный опыт различными производителями. 17. Наверняка выскочил за мороженым для нашего секретаря Зоеньки, своей пассии ненаглядной, о чем я не преминула ему заметить. 18. В данной главе мы постараемся рассмотреть «мысль народную» в романах Л.Н. Толстого «Война и мир» и Г.Владимова «Генерал и его армия», в чем Г.Владимов ориентируется на «Войну и мир» при изображении народа, а в чем не соглашается с Л.Н.Толстым. 19. Исходя из данного параграфа, можно сделать вывод, что многообразие языковых парадоксов позволяет Шварцу наиболее обстоятельно раскрыть парадокс жизни. 20. Широкий диапазон применения, а также распространенность данного способа управления людьми обусловили появление множества научных исследований о феномене манипуляции. 21. Исследование понятия манипуляция в рамках психолингвистики продиктовано стремлением объяснить на теоретическом уровне, опираясь на результаты различных экспериментов, принципы организации поведения человека в различных, влияющих и довлеющих на него, условиях социального контекста. 22. Витькина мать из рассказа «Материнское сердце» принимается деятельно хлопотать о сыне, попавшем в милицию. Хлопочет всюду, где только может. Скорбно, даже униженно просит о помощи у людей, которые, как она считает, могут освободить ее сына, вернуть парня домой, снять, списать с него вину. Едва войдя в милицию, прямо с порога кидается на колени перед «начальниками». 23. Я имею в виду те трагические события, разыгравшиеся во время вашего путешествия. 24. Уважаемые преподаватели! Напишите фамилию, заболевание, где бы вы хотели подлечиться в пределах Иркутской области. 25. Таким образом, исходя с формальных позиций, явления лингвистического абсурда имеют синтаксическую природу и реализуются в пределах сложного синтаксического целого или текста.

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

Упражнение 1.

Проанализируйте примеры, в которых нарушена точность речи. Определите, какой вид точности не соблюден авторами высказываний, укажите тип ошибки, предложите свой вариант правки.

1. При отравлении фосфором может произойти пожелтение кожаного покрова. 2. Газеты взахлёб писали о ваннах Залманова. 3. Разве директор факультета должен помогать студентам? 4. В XIX веке все, кто во дворцах жили, плебеями были. 5. Пшеница и рожь относятся к злачным растениям. 6. Всё труднее латать изношенную сельскохозяйственную технику. 7. Вам необходимо исполнить следующее задание. 8. Рейд выявил целую плеяду жуликов. 9. Чтобы чувствовать себя нормально в отряде, надо обособиться в коллективе. 10. Далее следуют прерии сторон. 11. Смотрите вечером репортаж о трагической смерти самолета. 12. Пушкин на балу, а там – Наталья Гончарова, тоненькая, высокая, талия осиновая… 13. Продолжительность нашей территории больше, чем расстояние от России до Америки. 14. Как наши в сорок третьем Берлин взяли! 15. Елизавета Васильевна устала: сначала утром отстояли молебен (это она настояла на церковном отпевании), потом – на кладбище, потом – долгие поминки...

Упражнение 2.

Проанализируйте примеры, в которых нарушена точность речи. Классифицируйте тип ошибки, предложите свой вариант правки.

1. Когда ученик доживает до 5 класса, он не умеет точно определить сложное предложение от простого. 2. Мне нравится её сережка в пуповине. 3. До рождения детей я категорически не знала, чем заняться в выходные. 4. На улице за сорок с ветром, машину завожу, а она раскаленная. 5. Ваша кожа становится более натянутой. 6. Последний раз костюм и галстук Александр одевал в первом классе. 7. Два батюшки в тайге в церковном обличье… 8. Главные герои в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» забежали в царские палаты, сразу за ними ворвались стрелки. 9. О героике русского народа написано много книг. 10. Малую ледовую арену «Ермака» оседлали подопечные Владимира Порошина. 11. Надо было ввести в то время умную цензуру. 12. Я не могу летом в автобусе ездить. Это же запахи! А у меня, ты же знаешь, такое тонкое обаяние! 13. Я тебе потом об этом расскажу, в превратной беседе. 14. Главный менеджер фирмы «Крайслер» вытянул фирму из прорыва. 15. Он пояснил, что совершил преступление из-за неправильного понятиязакона.

Упражнение 3.

Исправьте предложения, в которых допущено смешение слов, относящихся к одной понятийной области, в результате неверной актуализации дифференцирующего компонента значения.

1. Унеси грязную тарелку в стирку. 2. Пробуйте огурцы! Вкусные, как будто свежие! Даже не слышно, что соленые! 3. Захотелось мне есть, захожу в холодильник, а там – пусто! 4. Я тут себе духи купила с арбузным вкусом. 5. А потом мы все хором отправились на прогулку. 6. Ты сегодня устрашающе красива. 7. Срочно приходи ко мне сегодня вечером. 8. Результат использования крема – разглаженные черты лица. 9. У меня вчера друг вдребезги напился – в милицию попал. 10. Ты как хочешь, а мне эти духи не нравятся, и запах этот я, кажется, уже сто раз слышала. 11. Твоя квартира в лепестках роз! Это же страшно романтично! 12. Спасибо, ты ужасно добра. 13. Большинство из них (о мужчинах-«искателях приключений») глубоко женаты, но лишнего адреналина хочется. 14. Испеките 3-4 коржа, смажьте их сметанным кремом или вареньем. Морковь совсем неузнаваема в тесте! 15. А вы полюбопытствуйте и загляните в любую медицинскую брошюру об аллергии и там, наверняка, найдете имя Гиппократа, а вслед за ним иконостас известнейших имён.

Упражнение 4.

Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, из какой лексической парадигмы осуществлён неточный выбор варианта. Предложите вариант правки.

1. Рано взошедшее светило разбудило меня задолго до приезда отца. 2. Спасаясь от мошек, корова била себя по спине хвостом и жалобно рычала. 3. В опере «Кармен» заглавнуюпартию исполняет Владимир Атлантов. 4. Между мужчиной и женщиной не может быть дружбы. Ими руководит физика. 5. Нет, я уже сытная, даже и не пытайтесь мне пирожки предлагать, а то еще не откажусь. 6. Дай полотенце. Его все равно мыть надо. 7.Ты плохо апеллируешь понятиями. 8. Для решения этого вопроса были приняты эффектные меры. 9. Молодой человек сел и совершил преждевременный угон автомобиля. 10. Чтобы увеличить прибыль, необходимо сменить вид производительности. 11. Данка у вас дурная: молодая еще! Но если её натренировать, то отличная борцовская собака получится! 12. Я быстро сбежал по лестнице с первого на пятый этаж! 13. А ты оказывается полнейший невежа, а ещё знанием техники хвастаешься. 14. Не надо мне ваши четыреста граммов, я только экономные упаковки беру. 15. Вся проблема состоит в том, что Максим не привык работать и любит вести праздничный образ жизни.

Наши рекомендации