Риторика Римской империи

Марк Фабий Квинтилиан был самым видным ритором Рима в последней четверти I в. н.э.

Как и все современники, Квинтилиан задавал себе вопрос, в чем причина «упадка» красноречия после Цицерона. Трактат Квинтилиана «О причинах упадка красноречия», в котором он развивал эту мысль, не сохранился; но до нас дошло обширное сочинение «Образование оратора», где Квинтилиан во всеоружии своего двадцатилетнего преподавательского опыта развертывает программу идеального воспитания молодого оратора. Чтобы оратор был «достойным мужем», необходимо развивать его нравственность; чтобы оратор был «искусен в речах», необходимо развивать его вкус. Развитию нравственности должен служить весь образ жизни оратора с младенческих лет и до старости, в особенности же занятия философией; развитию вкуса должен служить весь курс его риторических занятий, систематизированный, освобожденный от излишней догматики, всецело ориентированный на лучшие классические образцы.

Именно это старание Квинтилиана как можно ближе воспроизвести цицероновский идеал отчетливее всего показывает глубокие исторические различия между системой Цицерона и системой Квинтилиана. Цицерон ратует против риторических школ, за практическое образование на форуме, где начинающий оратор прислушивается к речам современников, учится сам и не перестает учиться всю жизнь. У Квинтилиана, наоборот, именно риторическая школа стоит в центре всей образовательной системы, без нее он не мыслит себе обучения. Для Цицерона основу риторики представляет освоение философии, для Квинтилиана - изучение классических писателей; Цицерон хочет видеть в ораторе мыслителя, Квинтилиан -стилиста. Цицерон настаивает на том, что высший судья ораторского успеха - народ; Квинтилиан в этом уже сомневается и явно ставит мнение литературно искушенного ценителя выше рукоплесканий невежественной публики. Для Цицерона золотой век ораторского искусства был впереди, и он сам был его вдохновенным искателем и открывателем. Для Квинтилиана золотой век уже позади, и он - лишь его ученый исследователь и реставратор.

Вершина ораторского мастерства, по мнению Квинтиллиана, - способность говорить, не готовясь, для чего необходимы огромные знания и разнообразные навыки.

Заключение

Античная риторика - фундамент современной культуры, «царица наук», в рамках которой в неразрывном единстве формировались идеи таких наук, как философия и логика, психология и этика, лингвистика и литературоведение. Это означает, что знание античной риторики является необходимым условием и основанием образования. Основные этапы развития античной риторики можно разложить на этап возникновения риторики в Древней Греции; этап формирования основ ораторского искусства, послуживших образцами для многих поколений; этап развития риторики в эпоху римской цивилизации.

В античную эпоху сложились два основных направления в области риторики.

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. Второе направление также возникло в Древней Греции. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи.

Направления в риторике «логическое» и «литературное» до сих пор присутствуют в современной теории и практике ораторского искусства.

Греческое учение о риторике было воспринято и развито римлянами, представитель поздней античной эпохи Цицерон стал кумиром многих поколений, он создал ( трактаты «Об ораторе», «Брут», «Оратор») риторику как универсальную науку о словесном оформлении мысли и как теорию публичной ораторской речи, проповедовал идеал оратора - гражданина человека высокой культуры.

Гуманистическое Возрождение XV в., после периода, так называемых, темных веков вернула европейской цивилизации лучшие достижения риторики античного времени.

Список используемой литературы

1. Аристотель. Риторика. Кн. III. Пер. и комм. С.С.Аверинцева // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции.- М.: Языки русской культуры, 1996, С.367-432.

2. Античные риторики / Собр. текстов, статьи, комм./ Общ. ред. проф. А. А. Тахо-Годи.- М.: Изд-во МГУ, 1978. - 352 с.

3. Античные теории языка и стиля (Антология текстов) /Под ред. О. Фрейденберг.- М.; Л.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1936.; СПБ.: Алетейя, 1996. - 368 с. (Репринт).

4. Тацит. Диалог об ораторах // Тацит. Соч. в 2-х т. Т.1- Л.: Наука, Лен. отд., 1969, С.56-78.

5. Цицерон. Об ораторе. Книга I; Книга II; Книга III; Брут, или О знаменитых ораторах; Оратор .- М.: Наука, 1972, С.75-384.

6. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики.- М.: Ладомир,1991.- 267 с.

7. Брынская О.П. Систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля «Риторика».- М.: Наука, 1987.- 205 с.

8. Гaспаров М. Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве.- М.: Наука, 1972, С. 4-73.

9. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме.- М.: Наука, 1976.- 345 с.

10. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон.- М.-Л. : Наука,1969 .- 356 с.

11. Мишхер ТА. От поэзии к прозе: Риторическая проза Горгия и Исократа // Античная поэтика.- М.: Наука, 1991, С.56-79.

Наши рекомендации