Развитие динамического диапазона голоса
Совет 6.Для усиления звука голоса необходимо умело использовать резонаторы – акустическую систему, способную усиливать звук. При направлении звука в нижние резонаторы (грудная клетка) включается грудной регистр голоса, от которого зависят сила и выразительность звука. Головной (верхний) регистрпридает звуку голоса звонкость, полетность. Особого внимания требует основной регистр речевого голоса – микст– смешанный регистр. Вырабатывать верную резонацию помогают следующие упражнения.
Упражнение 14. «Колокола»
Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: бом-м!.. бом-м-м!.. бом-м-м!..
Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в передней позиции, на губах.
А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: бим-бим-биммм... бим-бим-биммм... бим-бим-бимм...
Звук должен свободно возникать на кончиках губ без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.
Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: баммм... баммм... баммм... баммм... баммм.. .
Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).
Упражнение 15. «Маляр». Идите голосом за текстом, помогая движением руки:
Крашу краской я карниз:
Вверх – вниз, вверх – вниз! (работает кисть руки),
Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от локтя),
Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от плеча) –
Вот и выкрашен карниз!
Упражнение 16. «Аквалангист» (для развития грудного регистра)
Чтоб овладеть грудным регистром (центр голоса),
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь (постепенно понижайте голос),
Ниже,
А дно морское ближе,
Ближе («дно» голоса).
И вот уж в царстве я подводном.
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Упражнение 17. «Чудо-лесенка» (для развития верхнего регистра)
Начните с нижнего регистра, постепенно поднимаясь вверх по диапазону:
Чудо-лесенкой шагаю,
Высоту я набираю.
Шаг на горы,
Шаг на тучи,
А подъем все выше, круче…
Не робею. Петь хочу!
Прямо к солнцу я лечу.
Упражнение 18. «Книжки». Прочтите отрывок из стихотворения
С. Я. Маршака «Книжка про книжки»:
У Скворцова Без конца
Гришки И без начала,
Жили-были Переплеты
Книжки – Как мочала,
Грязные, На листах каракули.
Лохматые, Книжки
Рваные, Горько
Горбатые Плакали!
Распределите звуковое нарастание в соответствии со смыслом. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:
Книжки ¯
Горько ¯
Плакали! ¯
Упражнение 19.Прочтите вслух этюд Л. Воропаевой дважды: при первом чтении произнесите однородные члены на одной высоте; при повторном – ровно повышайте голос на каждом последующем глаголе, а на последней строке понижайте голос.
Вспорхнула. Отдышалась. Прожевала. Вздохнула. Причесалась.
Накрасилась. Спросила. Рассказала. Всплакнула. Рассмеялась.
Достала. Распустила. Довязала. Примерила. Взглянула. Отложила.
Нахмурилась. Раскрыла. Прочитала. Зевнула. Позвонила. Одолжила.
Вернулась. Вскипятила. Показала. Включила. Помрачнела…
Рабочий день окончился. Устала. За целый день ни разу не присела!
ТРЕНИРОВКА СИЛЫ, ПОЛЕТНОСТИ
И ЗВУЧНОСТИ ГОЛОСА
Упражнение 20. «Скакалка»: читайте, имитируя прыжки через скакалку. Следите за сфокусированностью звука. Успевайте добирать дыхание.
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки.
Голос звучен, льется ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз – два! Раз – два! Раз – два! Раз!
Можно прыгать целый час!
Упражнение 21. «Бомбы»: скандируйте текст, «подбрасывая» каждый ударный звук.
Бомбы бухают у бухты:
Ух-ты! Ух-ты! Ух-ты! Ух-ты!
Упражнение 22. «Барабанщик»:читайте текст скандированно, имитируя барабанный бой.
Пара барабанов, пара барабанов,
Пара барабанов била бурю!
Пара барабанов, пара барабанов,
Пара барабанов била бой!
(И. Сельвинский)
Не идём, а летим! Мимо баров и бань.
Бей, барабан! Барабан, барабань!..
Баарбей, баарбан, баарбань…
(В. Маяковский)
Упражнение 23. «Глашатай»:произнесите тексты из пьесы
А. Н. Островского «Снегурочка» и из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» громко, чуть растягивая гласные, на широком активном дыхании, как бы созывая народ этим кличем.
1.Слушайте – послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота На красный царский двор!… С красного двора в новые сени, На частые ступени, В дубовые двери, В государевы палаты, Суд судить, ряд рядить | 2.Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте; А надсмотрщикам сидеть Подле лавок и смотреть, Чтобы не было содому, Ни давёжа, ни погрому, И чтоб никакой урод Не обманывал народ! |
Упражнение 24. «Былина». Отличным тренировочным материалом для воспитания голоса может служить русская народная былина. Читать ее следует речитативом, чуть напевно (но без пения!):
Ай тут старыя казак да Илья Муромец
Стал добра коня туг он заседлывать.
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек —
Потничек он клал да весь шелковенъкий,
А на потничек подкладывал подпотничек,
На подпотничек седелко клал черкасское...
Сразу после былины целесообразно перейти на обычную речевую манеру, сохраняя при этом полноту и звучность гласных, активный посыл звука. Для этого можно использовать в качестве упражнения стихотворный текст, написанный в свободной разговорной манере, к примеру, стихотворение О. Берггольц "Разговор с соседкой".
Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем...
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем...
Дарья Власьевна, — еще немного,
день придет — над нашей головой
Пролетит последняя тревога
и последний прозвучит отбой…
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте основные качества профессионального голоса.
2. Каковы условия для свободного звучания голоса? Какими упражнениями его тренируют?
3. Что надо знать об атаках голоса?
4. Что такое динамический диапазон голоса? Как его развивать?
5. Что такое полетность звука?
6. Попробуйте определить недостатки собственного голоса, продумайте, как их исправлять.
7. Составьте план тренировки собственного голоса
ДИКЦИЯ
Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением… должен чувствовать не только фразы,
слова, но и каждый слог, каждую букву…
Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует
и души слова, не ощутит и души фразы, мысли.
К. С. Станиславский
Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного общения между людьми. Кроме того, она имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.
Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова.
Правильность артикуляции – это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.
Степень отчетливости артикуляции – это показатель, который влияет на разборчивость устной речи. О людях с низкой степенью отчетливости артикуляции говорят, что у них «каша во рту», т. е. слова произносятся невнятно, артикуляция вялая и неразборчивая.
Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов и т. п.
Каждый человек, тем более журналист, должен стремиться к ясности и чистоте произношения. Система занятий дикцией включает:
1. Тренинг мышц артикулярного аппарата.
2. Произношение гласных звуков.
3. Произношение согласных звуков.
4. Упражнения с текстами (фразы, скороговорки, стихи, проза).
Совет 7.Начинать работу над дикцией надо с артикуляционной гимнастики:
1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
2. Вытягивание губ вперед трубочкой.
3. Чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
5. Высунуть широкий язык.
6. Высунуть узкий язык.
7. Чередование положений языка: широкий – узкий.
8. Подъем языка за верхние зубы.
9. Чередование движений языка вверх – вниз.
10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним зубам.
Каждое упражнение следует повторить 5 – 7 раз.