Полифония Средневековья (1Х-Х1Увв.)
В трактатах Х1У века есть образцы полифонии1Х века. Фактически полифония возникла раньше
Полифония Средневековья – гетерофония.
Гетерофония (другой звук) – древнейший склад многоголосия, промежуточный между монодическим и полифоническим, переходный – от простейшего органума до подголосочной и контрастной полифонии.
Гетерофония - одновременное звучание вариантов одной мелодии без функционального различения голосов, господство импровизационного начала, преобладание прямого (часто параллельного) движения обычно в узком диапазоне с перекрещиваниями*. Очертания мелодии угадываются в совокупности линий.
Чаще эпизодическое отклонение от унисона, реже многоголосие от начала до конца.
*Движение бывает прямое (частный, но частый случай – параллельное), косвенное, противоположное.
Подголосочная полифония - форма развитой гетерофонии, характерная для русского народно-песенного многоголосия (а также для украинского, белорусского). Она отличается синхронным произнесением слогов в вокальных образцах.
Органум ( инструмент) - ранние виды европейского многоголосия
Простейший органум – параллельный: верхний голос - мелодия хорала (кантус фирмус) дублируется в квинту или в кварту (1Х-Хвв.).
11-12 вв.-наряду с прямым используется противоположное и косвенное движение голосов. При моноритме это тяготеет к вариантам подголосочной полифонии.
12в. Ранняя контрастная полифония, мелизматический органум - на один звук хорала (кантус фирмус) в нижнем голосе приходится несколько звуков контрапункта.
Среди композиторов-анонимов Перотин (конец12 – перв.пол.13) – метризованный органум: верхние 2-3-4 голоса используют ритмические модусы и контрапунктируют нижнему хоралу
12-13 век – мелизматический органум, мотет
Вершина гетерофонии – вокальный или вокально-инструментальный жанр - мотет Х111 и мотет Х1У в.
Мотет отличался тропированием – мелодическими и словесными вставками. Основной напев с литургическим текстом (хорал) в теноре. В других голосах текст может быть вообще другой – светский и не на латинском, а на родном языке. Мотет – сочетание контрастных мелодий (хорала и песен) с разными текстами и даже на разных языках. Это встречается у Пиротина.
Новый мотет (Х1У в.) – изоритмический – в теноре проходит повторяющаяся ритмическая фигура, которая обеспечивает единство сочинения. Пан изоритмия – своя остинатная ритмическая фигура в каждом голосе. Это встречается и в современной музыке. Среди авторов - композиторы Филипп де Витри, Гийом де Машо.
Итог: ритмический контраст, остинато, имитация (канон). Светские жанры – мадригал, качча (охота) в форме канона, рондо. Голоса свободно озвучивались певцами и (или) теми инструментами, которые были в наличии.