Подголосочная полифония

-основная форма русского народного многоголосия.

Подголосок – мелодико-ритмический вариант основного голоса.

В гетерофонии – импровизационное ответвление от унисона.

Гетерофония. Подголосочная полифония – разновидность гетерофонии характерная для русской народной, а также белорусской и украинской песенности. Песни только медленные и умеренные.

Общие закономерности:

- единый слоговой ансамбль, который определяет явление вариантности

- примат линеарности

- относительно свободное использование диссонансов (не обязательно разрешать) при очевидном преобладании консонансов.

- предпочтение прямого движения с возможным перекрещиванием.

- свободное включение и выключение голосов

- исход из унисона и сход в него в каденции

- подготовка и заполнение скачка поступенным движением противоположного направления

1.Ладовая основа

Натуральные лады. Возможны фригийская секунда и дорийская секста в миноре. При движении мелодии вверх к тонике У1 и У11 ступени повышаются, а вниз – понижаются, что соответствуют верхнему тетрахорду мелодического минора и мажора (при скачке или поступенном движении к У11 ступени она должна быть низкой).

Хроматизм возможен только «вразбивку» – на расстоянии.

Возможно глиссандирование.

2.Мелодика.

Преобладание поступенности, принцип скачка, его подготовки и заполнения, Скачки предпочительно верх. Вверх: на 3, 5, 4, малые 6 и 7, на 8. Вниз: на

3, 5.

3. Ритмика и подтекстовка.

Преобладающие жанры – протяжная песня, лирическая, свадебная, медленная хороводная. Возможен переменный размер. Возможен ритмический контраст между голосами. Обязателен единый слоговой ансамбль даже в случае. Если в каких-либо из голосов слог распевается.

4.Многоголосие

Начало и конец песни и ее достаточно завершенных фрагментов – унисоны.

Опорные звуки обычно в нижней части диапазона.

Количество голосов постоянно меняется от одного до трех, редко больше. При подъеме вверх - расслоение голосов, при сходе вниз – слияние.

Предпочтительно прямое движение голосов – параллельное (3,6, редко 5,4, даже 2) или с переменными интервалами между голосами (Пример прямого непараллельного – золотой ход валторны).

Реже косвенное движение (распевание слога на фоне выдержанного звука) или противоположное.

На опорных звуках обычно консонанс.

Тритон – только в крайнем случае ум.5.

Трехголосие

Наиболее распространенная форма: два верхних параллельно, нижний самостоятельный, гармонический. Возможно два нижних по кр.мере ритмически вместе, а верхний – распевает слоги.

Количество голосов может меняться: то1, то 2, то 3 - сходятся и расходятся.

Наши рекомендации