Критерии правильно построенного
С.М. Халин
МЕТОДИКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Учебное пособие
Тюмень 2006
Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.и дополн. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2010. 70 с.
В пособии рассматриваются основные признаки современного публичного выступления. В каждом разделе приведены основные требования и определения, а также дается набор правил и рекомендаций, указываются типичные ошибки. В приложении дана система вопросов для закрепления материала.
Пособие предназначено для студентов — будущих юристов, управленцев, социологов, журналистов, а также для всех, кто интересуется мастерством публичных выступлений.
© Халин Сергей Михайлович, 2006
© Тюменский государственный университет, 2006
ISSN 5-88081-005-4
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
В настоящем небольшом пособии предпринята попытка на материале преимущественно отечественных источников осветить некоторые основные стороны, этапы, моменты подготовки и осуществления публичного выступления.
Изложение в пособии строится таким образом, что каждый поднимаемый вопрос рассматривается по возможности как с теоретической, принципиальной стороны, так и со стороны практической, методической. После указания необходимых сущностных характеристик того или иного фрагмента подготовки или осуществления выступления следует сводка правил, рекомендаций, которые следует соблюдать, а также указание на типичные ошибки, которых следует избегать.
Для более глубокого и активного усвоения изложенного материала в приложении к основному изложению пособия автором дается система вопросов для анализа публичного выступления.
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ — СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель настоящего пособия состоит в том, чтобы показать: чем должен владеть выступающий, чтобы быть хорошим оратором.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на особое значение устного выступления, связанное ч наличием у него признаков, которых в значительной мере лишены многие другие формы обращения к людям. Это следующие признаки:
· оперативность,
· возможность использования различных способностей слушающего,
· принципиально творческий характер устного выступления,
· живое общение говорящего и слушающего
· эмоциональное воздействие и ряд других.
ЗАДАЧИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Всякое публичное выступление должно быть направлено на решение конкретной задачи. Без такой задачи не может быть хорошего выступления. В целом всякое выступление нацелено на решение следующих общих задач:
· развитие познавательной деятельности людей,
· стимулирование положительных или критических установок слушателей на определенные дела,
· формирование познавательных и иных интересов,
· формирование творческого стиля работы и жизни,
· формирование общественной и профессиональной активности,
· ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и т.д.
Приступая к подготовке выступления, следует отдавать себе отчет в том, что за редким исключением его задачи скорее связаны все-таки не с сообщением каких-то совершенно новых сведений для слушателей, а с объяснением, интерпретацией событий, о которых им уже известно из различных источников. В публичном выступлении, как правило, систематизируются уже известные данные, дается предполагаемая перспектива развития обсуждаемого предмета.
Из сказанного вытекает, пожалуй, главное правило выступления:
· Никогда не ограничивайся сообщением голых фактов. Разъясняй, растолковывай, обобщай факты и делай на этом основании соответствующие выводы.
СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Главным признаком хорошего выступления, безусловно, является соответствующее содержание. Содержание, при этом, должно соответствовать ряду требований:
1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики (научность).
2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.
3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.
4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.
5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.
К указанным выше общим требованиям в отношении содержания выступления и его подачи можно добавить немало более частных, но не менее важных правил и рекомендаций:
1. Всячески выясняй, что будущим слушателям: а) известно, б) мало известно, в) совсем неизвестно.
2. Не бойся вскрывать ошибки, любое неумение людей делать свое дело.
3. Максимально используй местный, близкий слушателям материал.
4. Запоминай все, что может пригодиться в твоих выступлениях.
5. Не ссылайся на факты, которые сам не наблюдал, не проверил, узнал от других. Сам доходи до первоисточников информации, как бы трудно это ни было.
6. Если в чем-то сомневаешься — вообще не говори об этом.
7. Учись извлекать из любого факта, даже второстепенного, нужный смысл.
8. Не увлекайся отрицательными примерами, даже критикуя.
Соблюдение перечисленных правил предостережет от ошибок в отношении содержания выступления:
1. Односторонность, тенденциозность в подборе материала.
2. Незнание важнейших фактов, относящихся к теме.
3. Перевод внимания слушателей на второстепенные, мелкие вопросы.
4. Сообщение, или простое повторение известного.
5. Необоснованные прогнозы, предсказания, предположения.
6. Перегрузка выступления фактическим материалом.
КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННОГО
ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
В предыдущем разделе Були указаны требования к публичному выступлению, его содержанию, которые как бы сразу бросаются в глаза. Существует, однако, необходимость остановиться на вопросе о более специальных требованиях, на требованиях, которые предъявляются к мастерству выступающего и ориентируют на постоянное совершенствование выступления. Каковы же критерии эффективности публичного выступления, которые тесно связаны с критериями в отношении содержания, но не сводятся к ним?
К числу критериев ораторского мастерства можно отнести следующие:
1. Эрудированность, знание предметов смежных областей.
2. Убежденность выступающего.
3. Культура речи.
4. Умение видеть и чувствовать слушателей. Культура общения. Контакт с аудиторией.
5. Умение так преподнести вопрос, что он становится собственной проблемой слушателей.
6. Умение аргументировать. Стройность и последовательность.
7. Умение применять наглядные и технические средства.
Что касается эффективности публичного выступления, то ее, в отличие от ораторского мастерства, можно оценивать по таким критериям:
1. Соответствие воздействия публичного выступления его цели и задачам.
2. Степень и характер активности слушателей во время выступления.
3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.
С целью повышения мастерства и эффективности своих выступлений, каждый должен не бояться, а скорее даже стремиться пройти через как можно большее число различных видов испытаний на качество выступления, таких, например, как:
· предварительное проговаривание всего выступления, или его отдельных мест,
· внешнее рецензирование выступления, или его текста,
· прослушивание выступления коллегами с последующим обсуждением.
ВЫСТУПАЮЩИЙ И СЛУШАТЕЛИ
На всех стадиях подготовки и осуществления выступления нужно помнить, что слушатель — это не сосуд, который нужно заполнить, а скорее факел, который нужно зажечь. Об этом же говорит известное положение о том, что для того, чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать материал, на который предстоит воздействовать.
Чувство аудитории — это качество, которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий. Для этого нужно собирать сведения об аудитории предстоящего выступления, учитывать такие стороны аудитории, как ее однородность или неоднородность, специальность, образовательный уровень, примерный круг интересов, ее знакомство с проблематикой выступления, демографические особенности. Все это будет дополнительной гарантией от ошибок, в частности, от ошибки в виде расчета на некоего так называемого «среднего слушателя». Иначе говоря, выступающий должен проявить заботу о соответствии своего выступления потребностям и интересам слушателей, а также их возможностям.
Собирая сведения об аудитории, следует обратить внимание на имеющуюся у слушателей установку и на их настроение, мотивы различных видов: интеллектуальные, моральные, эстетические. Оценивая отношение слушателей к теме выступления, надо для себя выяснить, насколько она важна для слушателей, какова степень их знакомства с темой, каковы источники их информации по теме. Немаловажно также учесть такие моменты, как благоприятствование или, наоборот, неблагоприятствование выступлению времени и обстановки. И отдельно учесть отношение аудитории к самому выступающему.
Важно помнить о том, что, например, возрастная аудитория предпочитает стройную логику доказательств, она остро реагирует на слабость аргументов, на расхождение слова и дела, тем боле — на пустословие.
Молодежная аудитория — самая массовая. Молодость — пора становления личности, пора ее самоутверждения. В такой аудитории буквально рядом можно столкнуться с наивностью и критичностью, стремлением к объективным знанием и субъективизмом, неудовлетворенностью собой и болезненным самолюбием, тягой к людям и негативизмом. Для молодежной аудитории особое значение имеют: эмоциональность выступающего, выразительность, активное использование технических средств и наглядных пособий. Молодежная аудитория особо активно оценивает личность выступающего. Для нее особую роль играет его социальное и служебное положение. Молодежь не любит приблизительности, компромиссности, ценит лаконичность и точность. Не терпит голого морализаторства.
Каждому, кто готовится к выступлению, важно развивать в себе навыки наблюдения за аудиторией, учиться налаживать и поддерживать контакт с ней. В этом могут помочь следующие правила:
1. Вырабатывай привычку смотреть на слушателей, переводя взгляд от одного к другому, переходя от одной группы слушателей к другой, если это, конечно, возможно.
2. Фиксируй все реплики. Хотя отвечать на них не обязательно.
3. Не превращай краткое выступление в «вечер вопросов и ответов», ответь на один—два вопроса слушателей во время выступления и возвращайся к основному материалу.
4. Стремись к исчерпывающим ответам.
5. Всегда уважительно относись к слушателям. Будь внимателен к ним.
6. Никогда не подчеркивай своего превосходства над слушателями ни в чем, даже если таковое имеется.
7. Не делай грубых, обидных замечаний слушателям.
8. Вовремя давай передышку. Соблюдай регламент.
9. Анализируй каждое свое выступление с целью устранения промахов, помешавших контакту со слушателями.
10. Связывай изложение с практическими делами слушателей, с интересами и задачами общества, различных групп населения, всех граждан.
11. Если слушатели записывают, ориентируй их слушать, записывая, а не наоборот, записывать, слушая. Ориентируй на запись общего строения выступления, своих мнений, доказательств, оригинальных примеров, указаний на трудности вопроса.
12. В меру отклоняйся от задуманного, если это отвечает интересам слушателей. Поощряй вопросы. Вводи в изложение элементы беседы.
13. Оставляй время для ответов на вопросы после выступления. Если вопросов нет или их явно мало — не тяни, заканчивай выступление раньше.