Виды пафоса. Риторические эмоции
Пафос - намерение, замысел создателя речи оратора, имеющего цель донести до аудитории определенные знания или эмоцию.
Пафос включает в себя:
а) замысел (желание и волеизъявление оратора)
Ь) риторические эмоции (те эмоции, которые возникают у аудитории к предмету речи, к оратору)
Можно условно обозначить три основных вида риторического пафоса: сентиментальный, героико-романтический и натуралистический (реалистический). Каждому из них свойственны особые риторические эмоции.
Сентиментальный пафос создается столкновением предмета речи, который представляется как некая принудительная сила реальности, с идеальным образом ритора, который переживается им как душевный конфликт. Легко допускает такие страсти, как дружеская привязанность, негодование, сострадание, страх, милосердие, зависть, свободолюбие, самосовершенствование. Романтический пафос создается столкновением предмета речи и пропозиции, при котором предмет речи — реальность предстает как поддающаяся изменению, а пропозиция соотносится с идеалом, который может быть реализован усилиями ритора и аудитории. Допускает стремление к успеху, терпимость, равенство, желание счастья, осторожность, справедливость, конформизм, скептицизм, иронию. Реалистический пафос создается столкновением пропозиции с предметом речи, реальностью, которая предстает как принудительная сила обстоятельств. Связан милосердием, мужеством, гневом, самоотверженностью, познавательной эмоцией, патриотизмом, верой, созидательностью, великодушием, ответственностью, чувством собственного достоинства, трудолюбием.
Риторическая эмоция (частный пафос) является направлением общего пафоса на конкретнуюположительную или отрицательную ценность, например, патриотизм, любовь, мужество, сострадание, познание, веру.
Любовь — основная риторическая эмоция, на основе которой строятся все остальные. Существуют три вида любви: эрос, филия и агапе.
Эрос - стремление к предмету мысли. Эрос в одинаковой мере созидателен и разрушителен, потому что он выделяет предмет стремления как единственно ценный, делая несущественным или даже враждебным все остальное, откуда и его противоположность — ненависть. К этим текстам нужно относиться с опаской, т.к. они вводят нас в заблуждение о нашем совершенстве, лесть.
Главная цель – привлечь внимание к чему-то, заинтересовать аудиторию в этом.
4 шага: привлечение внимания, интерес, визуализация, призыв преодолеть препятствие или что-нибудь ещё, чтобы приблизиться к предмету.
Филия - привязанность, вызванная от родства души, мировоззрения и общих целей (к братьям, сестрам, друзьям, коллегам). Теза сводится к тому, чтобы мы совместными силами что-либо преобразовали. ). В дружбе все равны. Вы достигаете общих целей, и вы объединены общими ценностями. Необходимо подчеркнуть как равность всех, так и уникальность каждого. Дружба скрепляется общим опытом (тимбилдинг).
Строится в основном на романтический пафосе товарищества: конфликт между чувством привязанности и опасностью.
Агапэ – высшая форма любви, безусловная, деятельная, жертвенная (супруги, отцы, дети). Формируется в отсылке к высшим ценностям, обнаружении в предмете высших качеств, которые выше нас самих (жертвенности, способности отдать что-либо безвозмездно). Надо что-то доделать. Мы должны изменить себя, чтобы субъект стал лучше.
Агапе строится в основном на реалистическом пафосе: конфликт между отрицательными действиями личности, высоким идеалом и предметом речи создает необходимое напряжение.
6. Логос: определение, структура.
Логос— те языковые средства, которые создатель речи использует для выражения замысла речи. Это сам текст. Это интеллектуальный аспект образа ритора. Для реализации замысла в слове ритор использует радикальные средства убеждения, совокупность которых создает представление о его индивидуальной культуре и интеллектуальных ресурсах. Богатство и разнообразие словаря, состав общелитературной, книжной, специальной, научной, философской или просторечно-разговорной лексики, определенность и точность понятий, использование синтаксических конструкций письменно-литературной или разговорно-бытовой речи, правильность, чистота, лаконичность, связность и плавность речи, владение композиционно-речевыми формами описания, повествования, рассуждения, логическая правильность, определенность, последовательность, доказательность аргументации, композиционная стройность и целесообразность, уместность и завершенность высказывания — все это составляет логос ритора. Высокий логос создает авторитет ритора и организует аудиторию, ориентируя ее на компетентную оценку речи.
Логос включает в себя:
1.Содержание (что сказать):
· Замысел (тема и идея)
· Аргументация (общие места, факты, умозаключения)
2. Форма (как сказать):
· Стиль
· Композиция
· Логика