Лекция 11. невербальный образ оратора. внешний вид
1. Значение внешнего вида для формирования впечатления о человеке.
2. Этикетные требования к внешнему виду деловой женщины и делового мужчины.
Значение внешнего вида для формирования впечатления о человеке. Внешний облик помогает человеку решить важнейшую задачу - привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показать себя симпатичным человеком, сотрудником и партнером.
В манере одеваться проявляется одно из правил этикета: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим. Следует помнить, что внешний облик делового человека- это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера костюм служит КОДОМ, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается в западном бизнесе весьма неэтичным явлением.
Внешний вид несет в себе много информации: не пришитая пуговица свидетельствует о рассеянности или неаккуратности, тусклый, землистый цвет лица – о проблемах со здоровьем или влиянии дурных привычек. Поэтому не случайно уже в первые минуты общения складывается вполне определенное отношение к собеседнику. Внешний облик включает в себя много элементов: лицо, рост, телосложение, фигуру, вес, цвет, прическу, макияж, походку, осанку, привычки, одежду, аксессуары и т. п. Все вместе взятые они должны вызывать приятные эмоции, создавать впечатление о чувстве собственного достоинства, аккуратности, деловитости и уважении к окружающим. Безупречный внешний вид придает человеку уверенность. Действительно, мы испытываем большие неудобства от устаревшего костюма, дефектов кожи или непослушных волос. Многие не только не любят говорить о своей внешности, но зачастую заявляют о том, что она им совсем не нравится. Очевидно, это связано с тем, что каждый в чем-то не соответствует провозглашенным эталонам красоты.
Одежда, как известно, рассматривается как свидетельство того, как человек сам себя представляет.
Своей одеждой человек сознательно, а чаще бессознательно показывает, каким он хочет, чтобы его видели окружающие. Свою личность трудно скрыть, она прорывается вопреки воле человека в знаках одежды. Даже если он сам ничего не хотел сказать, окружающие прочтут держащиеся в его одеянии знаки и символы. Одежда – это текст, состоящий из знаков и символов. С помощью этого текста люди общаются друг с другом, конструируют свой образ, пытаются достичь определенных целей, удовлетворить какую-то потребность. Одежда дает реальную возможность выразить свою индивидуальность, это Я-образ, который носят на себе. Одеждой человек заявляет о своих привязанностях, поддержке традиций либо об отказе от них. Человек отбирает вещи, которые, с его точки зрения, символизируют то, что он хотел сказать о себе: о своей половой принадлежности, возрасте, доходах, профессии, статусной позиции, вкусах, настроении, принадлежности к какой-либо социальной группе. По выбору одежды можно судить, в какой степени человек подвержен психологическому давлению группы, на какую роль он претендует.
Одежда влияет не только на того, кто ее носит, но и на партнера по диалогу. Костюм создает образ, от которого зависит, как будут с человеком обращаться. Строгий костюм – сигнал для окружающих соблюдать дистанцию, не выходить за рамки холодной вежливости, человек в джинсах выглядит более раскованным, открытым.
Кроме того, одежду рассматривают в контексте коррекции телесного образа. Одежда используется как сознательно сконструированный символ, развивающий символическую функцию тела. Чем несовершеннее тело, тем больше оснований скрывать его реальные контуры и создавать искусственные. Одежда скрывает то, что показывать нежелательно, и создает иллюзию наличия того, что на самом деле отсутствует. Одежда удовлетворяет потребность человека создавать иллюзию тела, приближающегося к эталонам, и передавать окружающим текст, благоприятствующий общению, создающий определенный образ, усиливающий привлекательность.
Большое значение имеет цвет одежды, поскольку он вызывает эмоциональные ассоциации, образы. Так, человек, чья одежда имеет теплые, легкие, светлые тона, воспринимается чаще как дружелюбный. Одежда холодных, темных, мрачных тонов дистанцирует человека от других, он кажется более авторитетным, значительным. Кроме того, само поведение человека тесно связано с его предпочтениями цвета, которые дают богатую информацию о нем, его характерологических особенностях, доминирующих эмоциональных состояниях. Согласно М. Люшеру, автору оригинальной психологической теории цветопредпочтений, красно-оранжевые цвета свидетельствуют о таких чертах характера, как активность, инициативность, стремление к лидерству, желание добиться успеха. Светло-желтые цвета, если они доминируют в одежде, также говорят об активности человека, но с элементами легкого нрава, переменчивости, о недостатке самоконтроля. Зеленый цвет – это воля, твердость, целеустремленность, самообладание. Фиолетовые цвета указывают на склонность к мечтательности, некоторой неуравновешенности.
Для того чтобы придерживаться хорошего вкуса при выборе деловой одежды и ее ношении, следует принимать во внимание эстетику времени, социальный статус. Необходимо также выдерживать единый стиль. т. е. подбирать фасон, покрой, цвет одежды, который бы соответствовал индивидуальности: особенностям фигуры, лица, цвету волос, возрасту, времени года, сезонным предписаниям и обязательно ситуации. В разных ситуациях человек играет разные роли, поэтому должен быть одет соответствующе. В одной ситуации нужно выглядеть авторитетно, солидно, для дружеской беседы – проще, доступней, в беседе с коллегой лучше выглядеть в том же стиле. Непривлекательный образ создается наличием вульгаризма в языке одежды: вульгарность – это отсутствие вкуса, принятого в данной среде, например использование спортивной, домашней одежды в официальной ситуации.
Для того чтобы одежда помогала создать привлекательный образ, важно умение следить за модой, сосредоточиться на том, что подходит и соответствует характеру, образу жизни. Элегантная деловая одежда делает привлекательней внешность человека. Она располагает, возбуждает симпатию у людей. Одежда может стать фоном для самопрезентации лучших деловых качеств, подчеркнуть личную незаурядность. Одежда отражает взаимосвязь с внутренним миром человека. Если человек демонстрирует внимание к мельчайшим деталям любой части одежды, если он имеет опрятный, аккуратный, собранный внешний вид, то люди делают вывод, что точно такие же качества человек проявит и в работе, а также предполагают, что это свидетельствует о самодисциплине, сдержанности и об организованном уме человека и его рабочем месте.
В целом, можно обозначить следующие общие положения по подбору одежды:
1) должна демонстрировать принадлежность субъекта к определенной социальной (или профессиональной) группе людей;
2) выступая перед аудиторией, следует одеваться под ту социальную группу людей, к которой эта аудитория настроена как минимум не негативно, а лучше – положительно;
3) следует одеваться в соответствии с характером встречи.
Макияж. Одной из основных функций макияжа является имитация здоровья. В свою очередь, имитация здоровья – это имитация своей целесообразности, что влияет на формирование позитивного имиджа человека. Второй функцией макияжа является приобщение к определенной социальной группе, эталонной для данного человека. Отсюда вытекают психологические принципы применения макияжа.
1. Макияж должен имитировать здоровье, а не болезненное состояние человека.
2. Макияж должен быть полным (стопроцентным), а не частичным.
3. Макияж должен быть настолько ярким, чтобы глаз человека его увидел с небольшого расстояния, но не настолько ярким, чтобы человек о нем подумал.
Аксессуары. В создании образа значительную роль играют и аксессуары, украшения. Правильно подобранные, они помогают создать привлекательный деловой образ, подчеркивают индивидуальность, дают возможность выразить свое Я, так как украшения, аксессуары предназначены для показа не материальных возможностей человека, а его культуры, вкуса.
Выделяют следующее общее положение по подбору аксессуаров: аксессуары должны соответствовать тому мероприятию, на которое отправляется человек. Не допустимо, например, для женщин надевать огромное количество дорогих украшений на деловую встречу, но они вполне уместны на светском приеме или балу.
Этикетные требования к внешнему виду деловой женщины и делового мужчины. Тщательная продуманность, современность и актуальность костюма. В гардеробе человека, занимающего руководящее положение, добротными должны быть часы, ручка, очки, туфли, портфель или дипломат. Лучше быть одетым более официально, чем недостаточно. В женском деловом костюме не может быть декольтированных вырезов, прозрачных блузок, очень коротких юбок, яркой и вызывающей цветовой гаммы, больших и броских украшений.
Соответствие стиля конкретной ситуации. Костюм должен соответствовать профессии, должности, возрасту, особенностям фигуры, времени года, а также социальной среде, в которой человек находится. На важную встречу нежелательно надевать новое, ни разу не надевавшееся платье, как и новую обувь, поскольку неизвестно, как они будут смотреться со стороны, насколько будут способствовать уверенности человека в себе, спокойному и сосредоточенному на деле состоянию.
Разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое “правило трех цветов”). Наиболее выигрышно воспринимается костюм, имеющий не менее трех деталей и не более трех цветов. Предпочтительнее классическое цветовое решение, например, синий – красный – белый; черный – белый - яркий, серый – белый – цветной, коричневый – бежевый - кремовый и др; крикливо смотрится сочетание желтого и красного, синего и зеленого; неудачно сочетание синего с коричневым, сиреневого с розовым или голубым.
Связующие цвета,подходящие для всех других: белый, серый, черный.
Лучшие цвета делового костюма - светло и темно- синий, темно и рыжевато- коричневый; менее привлекательны - зеленый, оранжевый, фиолетовый, ярко- красный, нежно- голубой и розовый.
Не менее важен для делового костюма и выбор рисунка.Однотонная или в мелкий рисунок одежда более соответствует деловому стилю, тогда как рисунок цветов, птиц, парусников нежелательны, как яркие расцветки.