Аннотация. Составление аннотации
Предисловие
Настоящая методическая разработка предназначена для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальностей 5В071800 -Электроэнергетика и 5В081200 - Энергообеспечение сельского хозяйства на уровне бакалавриата и соответствует современной типовой программе по русскому языку. Основная цель – развитие навыков и умений, необходимых для овладения языком специальности.
В задачи данной методической разработки входят:
- ознакомить студентов со структурой научного произведения, с правилами цитирования и оформления библиографии;
- развить умение аннотирования и реферирования научной литературы;
- развить навыки монологического высказывания в устной и письменной форме;
- развить умения вступать в деловую беседу и активно участвовать в обсуждении и решении производственных задач во время совещаний и переговоров.
Значительная роль отводится такой форме самостоятельной работы как учебно-исследовательская, которая способствует формированию у студентов научного мировидения и суждения, развивает творческое мышление.
V раздел. Компрессия научного текста
Реферат. Виды рефератов
Реферат(от лат.refеere - докладывать, сообщать)- адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?».
Основные требования, предъявляемые к реферату: информативность, полнота изложения, объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста, корректность в оценке материала.
Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предлагают критическое или творческое осмысление литературы.
Виды рефератов
репродуктивные продуктивные
реферат- реферат- реферат- реферат-
конспект резюме обзор доклад
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях применения.
Реферат-резюме - приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор - охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад - дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата выделяется три основных компонента, библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Объем реферата - 15-30% объема реферируемой работы, опускаются доказательства, аргументы, примеры, нет повторения для закрепления материала.
Задание 1. Ознакомьтесь со структурой и содержанием реферата. Законспектируйте.
І. Вводная часть (заголовочная). | Фамилия и инициалы автора (авторов); название работы (книги, статьи); выходные данные (год, место издания, название, номер журнала, страницы). |
ІІ. Собственно реферативная часть. 1. Вступление. | Формулировка темы (проблемы) первичного текста, которая, как правило, отражена в названии текста (статьи, книги); начало собственно реферативной части должно быть обобщающим и одновременно содержащим указания на новую информацию. |
2. Основная часть. | Компрессия научной информации, направленная на то, чтобы выявить и выбрать из содержания первичного документа наиболее существенную, новую информацию и представить ее в новой краткой форме в соответствии с поставленной целью по принципу «минимум знаков – максимум информации». |
3. Заключительная часть. | Выводы автора. |
ІІІ. Итоговая часть (не является обязательной для информативного реферата). | Вывод, содержащий оценку работы автора (-ов) с точки зрения новизны информации и рекомендации о возможности и сфере использования изложенных идей (положений). |
Задание 2. Ознакомьтесь с основными требованиями, которые предъявляются к составлению рефератов. Законспектируйте.
Требования | Комментарий |
Объективность | Точное изложение сути реферируемой работы и взглядов автора, фиксирование только тех сведений, которые содержатся в первичном документе, без оценки излагаемого. |
Полнота | Изложение всех существенных положений, содержащихся в первичном документе. |
Единство стиля | Использование тех же языковых средств, единой терминологии, сокращений и т.д., что и в первичном документе. |
Язык реферата | Язык должен быть литературным, точным, кратким, ясным и простым, без сложных грамматических конструкций и сложных стилистических оборотов, необходимо использовать такие грамматические средства языка, которые при сжатом изложении дают максимум информации. |
Композиция | Композиция реферата должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции первичного документа. |
Объем реферата | Объем реферата определяется содержанием первичного документа, количеством сведений и их научной ценностью; средний объем текста реферата: 500 печатных знаков – для заметок и кратких сообщений; 1000 печатных знаков – для большинства статей, патентов; 2500 печатных знаков – для документов большого объема; в рефератах на произведения печати по общественным наукам допускается большой объем (иногда объем таких рефератов не регламентируется); в случае важности, информативности, актуальности источника или его труднодоступности объем реферата может достигать 12 тысяч печатных знаков и более. |
Задание 3. Ознакомьтесь и перепишите в тетрадь клише, используемые при составлении реферата. Напишите реферат текста по специальности, дать данные источника, используя данные клише.
І. Вводная часть, вступление |
Работа из предисловия и пяти глав (книга, монография, из введения и четырех разделов статья) состоит из введения, трех глав и заключения |
ІІ. Основная часть |
В первой анализируется второй главе излагается В работе третьем разделе исследуется что (книге, этой части рассматривается монографии, данной обосновывается статье) обобщается раскрывается освещается раскрывается во-первых подвергаются критике во-вторых приводятся сведения (о чем) в-третьих разбираются (какие) проблемы речь идет (о чем) говорится (о чем) |
анализирует (что) выделяет (что) дает оценку (характеристику) (чему) излагает (что) затрагивает вопрос (о чем) Автор предлагает (что) рассматривает (что) решает (что) обращает внимание (на что) останавливается (на чем) отмечает (что) |
По мнению автора… По определению автора… |
ІІІ. Заключительная часть |
В заключении (кратко) разбирается (что) автор говорит (о чем) пишет (о чем) приходит к (такому) выводу В итоге рассматривается такой вывод… Исследуя (что), автор пишет: «…». Завершая работу, автор пишет: «…». Автор заключает: «…». |
Задание 4. Найдите и выпишите ключевые слова из каждого абзаца. Составьте и запишите сложный план полученного текста. Найдите в тексте средства связи, выпишите их. Напишите информативный реферат данной статьи.
Геотермальная энергетика
Геотермальная энергетика - направление энергетики, основанное на производстве электрической энергии за счёт энергии, содержащейся в недрах земли, на геотермальных станциях. Обычно относится к альтернативным источникам энергии, использующим возобновляемые энергетические ресурсы.
В вулканических районах циркулирующая вода перегревается выше температуры кипения на относительно небольших глубинах и по трещинам поднимается к поверхности, иногда проявляя себя в виде гейзеров. Доступ к подземным тёплым водам возможен при помощи глубинного бурения скважин. Более чем такие паротермы распространены сухие высокотемпературные породы, энергия которых доступна при помощи закачки и последующего отбора из них перегретой воды. Высокие горизонты пород с температурой менее 100 °C распространены и на множестве геологически малоактивных территорий, потому наиболее перспективным считается использование геотерм в качестве источника тепла.
Хозяйственное применение геотермальных источников распространено в Исландии и Новой Зеландии, Италии и Франции, Литве, Мексике, Никарагуа, Коста-Рике, Филиппинах, Индонезии, Китае, Японии, Кении.
Геотермальная энергетика подразделяется на два направления: петротермальная энергетика и гидротермальная энергетика.
Для добычи геотермальной энергии строятся геотермальные электростанции.
Существует несколько способов получения энергии на ГеоТЭС:
Первый способ: пар направляется по трубам в турбины, соединённые с электрогенераторами.
Второй способ: аналогичен прямой схеме, но перед попаданием в трубы пар очищают от газов, вызывающих разрушение труб.
Задание 5. Составьте информативный реферат данной статьи.
Влияние солнечной энергетики на экологию
В последнее время солнечная энергетика получила огромную популярность. По оценкам экспертов, ежегодный прирост «солнечного» рынка составляет около 30%, что обусловлено рядом преимуществ энергии солнца.
Во-первых, солнечные энергоустановки не выделяют «парниковых» газов, токсичных компонентов, пылевых загрязнений. Во-вторых, работа солнечных энергоустановок не сопровождается шумом. В-третьих, солнечная энергия является практически неисчерпаемым источником энергии. В-четвертых, солнечные энергоустановки могут применяться как дополнительный источник энергии совместно с другими способами производства электричества.
Однако, наряду с преимуществами, некоторые эксперты указывают на такой недостаток данного вида возобновляемой энергетики как отрицательное влияние на окружающую среду некоторых элементов солнечных установок, а точнее производство этих элементов.
Производство одного из элементов солнечных батарей – кремния – оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Как отмечают специалисты, на каждый килограмм кремния, произведенного с помощью фторидно-гидридной методики, образуется 4 кг токсичного алюмофторида натрия. Он вызывает нарушение деятельности центральной нервной системы, заболевания костных тканей, глаз, кожных покровов.
Также при изготовлении солнечных элементов, а точнее аккумуляторов для них, используется свинец. Свинец губительно влияет на организм человека: поражает центральную нервную систему, сердечно-сосудистую систему, почки, нарушает репродуктивную функцию, у детей способствует нарушению когнитивных процессов, вызывает агрессию. По результатам исследования, опубликованного в журнале Energy Policy, при производстве аккумуляторов, которое увеличивается ударными темпами, в том числе и в связи с переходом на солнечные батареи, потребляется 80% добываемого свинца. Около 2,4 млн. т. свинца ежегодно выбрасывают в атмосферу только Индия и Китай, причем Индия теряет около 22% свинца, а Китай – около 33% при добыче, плавке, изготовлении батарей и их переработке. Согласно государственным планам по инвестициям в солнечную энергетику до 2022 года, Китай собирается увеличить мощность отрасли солнечной энергетики на 1,6 ГВт. Индия же планирует достичь уровня в 12 ГВт, что, ввиду отсталости технологий, может оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
Помимо свинца фотоэлементы содержат также кадмий, галлий, мышьяк, при производстве которых потребляются другие опасные элементы. Как считает Чарльз Коркорэн, ученый, исследующий опасные вещества, некоторые солнечные батареи, произведенные с использованием тонкопленочной кадмиевой технологии, могут стать опасными отходами при измельчении или закапывании. А ученые из Калифорнийского университета считают, что кадмий представляет собой генный яд и мутаген, способствующий затронуть ДНК, что это может повлиять на репродуктивную функцию ДНК будущих поколений.
Еще одной проблемой является утилизация солнечных элементов. Некоммерческая группа защитников окружающей среды «Коалиция токсичных ядов», опубликовала отчет, в котором дается оценка эффективности процесса утилизации солнечных батарей. Был проанализирован ряд производителей солнечных элементов на предмет наличия программ утилизации, расширенной ответственности производителя за состояние продукции в конце срока службы, системы поставок и наличие зеленых рабочих мест, раскрытия информации о составе продукции. Большинство компаний не хотят заниматься утилизацией, считая это дело высокозатратным.
Очень интересное мнение о вреде солнечной энергетики высказал ученый У. Каттон в своей книге «Конец техноутопии». По его словам, «только 0,1% солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, захватывается растениями и запасается в органических молекулах. Это не значит, что оставшиеся 99,9 % представляют собой огромный неиспользуемый ресурс, ожидающий, когда его начнёт эксплуатировать человек. Весьма опасно использовать дополнительно даже 0,1 %. Разница между свободными 99,9% и 99,8 % на первый взгляд незначительна, но её влияние на энергетическую систему биосферы сравнимо с влиянием всей массы организмов. В подтверждение этого опасения можно сказать, что изменение концентрации углекислого газа в атмосфере на доли процента уже ведёт к глобальным климатическим изменениям. Так что для биосферы планеты разница между 99,9% и 99,8 % может быть действительно колоссальной».
Однако, несмотря на вышеизложенные проблемы, солнечная энергетика будет развиваться, постоянно совершенствуя свои технологии. Это связано с тем, что данный вид альтернативной энергетики является прекрасным дополнением к традиционной энергетике.
Задание 6.Составьте реферат-резюме данного текста.
Первый ветродвигатель был, вероятно, простым устройством с вертикальной осью вращения, таким, например, как устройство, применявшееся в Персии за 200 лет до нашей эры для размола зерна. Использование такой мельницы с вертикальной осью вращения получило впоследствии повсеместное распространение в странах Ближнего Востока. Позже была разработана мельница с горизонтальной осью вращения, состоящая из десяти деревянных стоек, оснащенных поперечными парусами. Подобный примитивный тип ветряной мельницы находит применение до настоящего времени во многих странах бассейна Средиземного моря. В XI в. ветряные мельницы широко использовались на Ближнем Востоке и попали в Европу в 10 в. при возвращении крестоносцев. В средние века в Европе многие поместные права, включая и право отказа в разрешении на строительство ветряных мельниц, вынуждали арендаторов иметь площади для посева зерна около мельниц феодальных поместий. Посадки деревьев вблизи ветряных мельниц запрещались для обеспечения «свободного ветра». В XIVв. голландцы стали ведущими в усовершенствовании конструкций ветряных мельниц и широко использовали их с этого времени для осушения болот и озер в дельте р. Рейн. Между 1608 и 1612 гг. польдер Беемстер, находившийся на три метра ниже уровня моря, был осушен с помощью 26 ветродвигателей мощностью 37 кВт каждый.
Позже известный инженер - гидравлик Лигвотер, применив 14 ветродвигателей производительностью 1000 м/мин, перекачивавших воду в аккумулирующий бассейн, осушил за четыре года польдер Шермер. Затем 37 ветродвигателей перекачивали воду из бассейна в кольцевой канал, откуда она попадала в Северное море.
В 1582 г. в Голландии была построена первая маслобойня, использующая энергию ветра, через 4 года - первая бумажная фабрика, которая удовлетворяла повышенные требования к бумаге, обусловленные изобретением печатной машины. В конце XVI в. появились лесопильные заводы для производства лесоматериалов, импортируемых из прибалтийских стран. В середине XIX в. в Голландии использовалось для различных целей около 9 тыс. ветродвигателей. Голландцы внесли много усовершенствований в конструкцию ветряных мельниц и, в частности, ветроколеса.
Позже для улучшения аэродинамической формы лопасти бруски были присоединены к ее задней кромке. В более современных конструкциях паруса были заменены тонким листовым металлом, использовались стальные махи и различные типы жалюзи и щитков для регулирования частоты вращения ветроколеса при больших скоростях ветра. Крупные ветряные мельницы заводского изготовления при больших скоростях ветра могли развивать мощность до 66 кВт.
Комментарий к тексту:
Дельта— разветвление реки у ее устья на несколько рукавов, имеющее форму греческой буквы Δ (дельта). Образуется чаще в реках, впадающих во внутренние моря, где морские приливы слабы и не могут удалять из устья всех речных наносов.
Польдер (нидерл. polder) — осушенный и возделанный низменный участок побережья. Польдеры обычно располагаются на месте низменных заболоченных морских побережий — маршей, часто ниже уровня моря, защищены от моря или других окружающих водоёмов валами, дамбами и другими гидротехническими сооружения.
Задание 7. Обзорный реферат составляется по двум и более статьям на одну тему. Подберите из сборника научный статей или журнала «Вестник АУЭС» (серия «электроэнергетика и энергообеспечение сельского хозяйства») три статьи на одну тему и напишите реферат-обзор.
Задание 8. Письменно ответьте на вопросы, заполняя правую часть таблицы.
Вопросы | Ответы |
Скажите, что такое реферат, и с какой целью он составляется? | |
Скажите, какой может быть композиция текста реферата и почему? | |
Скажите, каков объем реферата и почему? | |
Скажите, чем отличается информативный реферат от индикативного? |
Аннотация. Составление аннотации
Аннотация(от лат. Аnnotatio - замечание) – статья, краткая характеристика книги, статьи, сборника, ее содержания, назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?»
Структура аннотации: содержательная характеристика первоисточника, цель автора; адресат первичного текста. Кроме того, могут быть факультативные части: композиция, структура первичного текста; иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.
Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания текста, а лишь информирует о существовании текста определенного содержания и характера, дает самое общие представление о его содержании.
Виды аннотаций
По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.
По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.
Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.
Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа, которые посвящены определенной теме.
Аннотации могут быть и обзорными,то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.
Длясправочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.
В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности изложения.
При написании дипломных и диссертационных работ особый интерес представляют справочные аннотации для получения своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники.
Знание правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.
Задание 9. Заполните правую часть таблицы.
Вид аннотации | Характеристика |
Справочная | |
Рекомендательная | |
Групповая |
Задание 10. Ознакомьтесь с речевыми стандартами для составления аннотации.
Смысловые компоненты текста | Языковые средства выражения |
1. Название и тема статьи (книги) | Данная (настоящая, рассматриваемая, аннотируемая) статья (книга) называется (носит название, озаглавлена) …; Тема статьи (книги) …; Статья (книга) написана на тему о …; В статье (книге) говорится о …; Автор статьи (книги) рассказывает о… |
2. Проблематика статьи (книги) | В статье (книге) рассматривается …; ставится вопрос о том, что …; исследуется проблема … Автор касается вопросов о …; освещает вопрос о …; говорит о проблемах …; остановился на следующих проблемах (вопросах)…. В статье (книге) излагается, представлена точка зрения. Обобщается опыт работы, дается анализ (чего?), оценку (чему?), дается описание (чего?), научное обоснование (чего?). |
3. Композиция статьи (книги) | Статья (книга) делится на …, состоит из … В статье можно выделить вступление, основную часть и заключение. Книга состоит из глав, частей, разделов. Во вступительной части статьи, в предисловии к книге говорится о …, речь идет о …, ставится вопрос о том, что… . В основной части статьи дается описание…, дается анализ…, дается характеристика…, излагается точка зрения на… . В заключительной части, в заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы, обобщается сказанное выше, дается оценка. В заключении подчеркивается… Статья заканчивается (чем?). |
4. Иллюстративный материал | В статье (книге) содержится большое количество примеров и иллюстративного материала. Автор приводит факты, цифры, данные, подтверждающие основные положения статьи. В статье приводятся цитаты (откуда?), автор цитирует высказывания (кого?), слова (чьи?). |
5. Цель статьи | Цель автора статьи (книги) показать, объяснить, обобщить (что?), дать анализ (чего?), оценку (чему?). Автор ставит своей целью доказать, обобщить … |
6. Адресат статьи (книги) | Статья адресована широкому кругу читателей, специалистам. Статья представляет интерес (для кого?). |
Задание 11. Прочитайте данные ниже аннотации и определите их вид.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. Изд. 10-е, стереотип. Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1973. – 840 с.
Однотомный толковый словарь современного русского литературного языка содержит 57000 слов, включая производные в гнездах. В словаре дается краткое толкование каждого значения слова, приводятся примеры употребления слова в речи, фразеологические сочетания. При всех словах даются основные грамматические формы, стилистические пометы, указывающие на сферу употребления слова.
Все слова снабжены ударением, а в необходимых случаях указывается также произношение. Кроме того, в словарной статье проводятся производные слова. К словарю прилагается краткий список общепринятых сокращений. Словарь рассчитан на самый широкий круг читателей.
2. Большой орфографический словарь русского языка. – М.: ЮНВЕС, 1999. – 768 с.
Настоящий «Орфографический словарь русского языка» составлен в полном соответствии с указанными «Правилами», орфографическая часть которых дается в приложении к словарю. «Орфографический словарь русского языка» дается одно, признанное правильным написание слова и не допускает собственно орфографических вариантов.
В «Орфографический словарь» включена в основном лексика современного русского литературного языка. Однако, в него включаются многие слова, хотя и не бытующие широко в общем литературном языке, но встречающиеся в художественной литературе прошлого или специальной литературе и нуждающиеся в орфографической нормализации, а именно: научные, научно-технические термины, просторечные и диалектные (местные) слова, некоторые устаревшие слова и т.п. Как правило, в словарь включаются производные, сложные и сложносокращенные слова, а также выражения-словосочетания, которые могут вызвать затруднения с точки зрения правильного их написания.
Задание 12. Подберите тексты аннотаций из 2-3-х книг по вашей специальности. Определите, соответствует ли их структура предложенной выше.
Задание 13. Прочитайте данную аннотацию. (Орфография и пунктуация даются «авторские»). Найдите ошибки. Отметьте в тексте черты, не свойственные научному стилю.
Аннотация статьи
«Красная книга как сигнал опасности»
Данная статья является той неизбежной реакцией на сложившуюся ситуацию, в коей прибывает весь мир. В начале статьи приводятся данные, из которых следует, что над нами нависла угроза – бомба замедленного действия, созданная постепенно активизирующиеся самими людьми. Результатом этого взрыва этой бомбы будет экологическая катастрофа и затем тотальное вымирание человечества. Из статьи так же следует что, было найдено некое противоядие, название которому «Красная книга». – «Сигнал бедствия и программа практических мероприятий» по ликвидации этой серьезной угрозы.
Задание 14. Прочитайте тексты. Составьте к ним аннотации: а) справочную (текст 1); б) рекомендательную (текст 2); в) групповую (оба текста).
Текст 1.
Атомные электростанции
Атомная электроэнергетика включает весь ядерный цикл: добычу урановых руд, изготовление тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов), производство электроэнергии на АЭС, переработку и захоронение ядерных отходов. Заключительной стадией цикла должен быть демонтаж ядерных установок АЭС через 25-30 лет их работы.Принцип работы атомной электростанции основан на использовании тепла, выделяющегося при расщеплении ядра под действием нейтронов.
Все реакторы подразделяются на реакторы на тепловых нейтронах и реакторы на быстрых нейтронах. Особенность реактора на тепловых нейтронах - наличие замедлителя в активной зоне. Им могут быть специальные вещества, помещаемые в активной зоне, или сам теплоноситель. Наиболее широкое применение в качестве замедлителя нашли обычная вода, тяжелая вода и графит. Особенность реактора на быстрых нейтронах - наличие зоны воспроизводства топлива, заполняемой конвертируемым тяжелым элементом, которая окружает активную зону и поглощает выходящие из нее нейтроны.
Текст 2.
Ветроэлектрические станции (ВЭС) разделяют на станции постоянного тока и станции переменного тока.
Ветроэлектрические станции постоянного тока представляют собой в большинстве случаев ветроэлектрические агрегаты мощностью от 100 Вт до 1-3 кВт, используемые для зарядки аккумуляторных батарей и питания осветительной сети (освещение изолированных помещений, животноводческих ферм, полевых станов, тракторных бригад, питание радиоузлов и др.), расположенной в непосредственной близости от ветроэлектрического агрегата. Более мощные ВЭС постоянного тока встречаются значительно реже. Это объясняется рядом причин: невозможностью трансформации напряжения для передачи электроэнергии на большие расстояния; экономической нецелесообразностью применять в настоящее время электрохимические батареи на ветроэлектрических установках мощностью выше 3-5 кВт; невозможностью практически осуществить параллельную работу с не ветровыми электростанциями и системами, вырабатывающими, как правило, трехфазный ток, и др.
Ветроэлектрические станции переменного тока не имеют перечисленных выше недостатков и, кроме того, позволяют использовать обычные асинхронные двигатели, отличающиеся, как известно, простотой и дешевизной.
ВЭС переменного тока строят общей мощностью 10 кВт и выше; они работают по трем основным схемам: изолированная работа ВЭС с тепловым резервным двигателем для работы в периоды безветрия и в слабо ветреные дни; совместная работа ВЭС с не ветровой станцией; параллельная работа ЮС с энергосистемой.
Эффективность работы ВЭС выражается экономией горючего на тепловой станции и экономией воды на гидростанции. Последнее очень важно в летний и зимний периоды, когда естественный приток воды значительно сокращается.
Задание 15. Прочитайте текст. Составьте аннотацию.
Биомасса — возобновляемый источник энергии. Понятие «биомасса» относится ко всем материалам растительного происхождения, которые могут быть использоваться для получения энергии, включая: древесину, травы, растительные и древесные отходы, навоз крупного рогатого скота и свиней, и многое другое.
Энергия биомассы, имеет существенные преимущества по сравнению с ископаемыми видами топлива и рядом других возобновляемых источников энергии, обеспечивая энергоснабжение, повышение уровня жизни, повышение благосостояния и снижение уровня бедности. Энергетические системы на основе биомассы представляют собой потенциальный механизм устранения бедности в сельской местности, одновременно способствуя устойчивому развитию и охране окружающей среды, и получают всё большее внимание во всем мире. Среди основных причин подобного внимания стоит отметить (Kartha & Leach 2001г.):
1) Повсеместную доступность, даже в отдаленных областях: топливо из биомассы доступно везде, где растут деревья и сельскохозяйственные культуры, а также перерабатываются продовольственные продукты и волокна.
2) Ресурс, используемый при необходимости: биомасса представляет собой подлежащий хранению источник топливной энергии, который в любой момент можно использовать в целях энергоснабжения, в отличие от других возобновляемых источников энергии, характеризующихся нерегулярностью и / или сезонностью.
3) Универсальность: биомасса является потенциальным источником всех основных энергоносителей — жидкости, газа, тепла и электроэнергии.
4) Отсутствие влияния на климат: при условии экологически рационального получения и сгорания, энергия биомассы не вызывает климатических изменений и парниковых газов.
5) Дополнительная совокупная выгода для жителей сельской местности: совокупная выгода энергетических систем на основе биомассы сохраняется на местном уровне и может значительно способствовать развитию сельских районов посредством создания местных источников дохода. Энергия биомассы содействует получению дохода в цепочке поставок и при использовании тепловой и электрической энергии, что является существенным преимуществом её использования в качестве инструмента борьбы с низким уровнем жизни.
Вышеуказанные неотъемлемые преимущества, тем не менее, создают определённые трудности: энергия биомассы — наиболее сложный из возобновляемых альтернативных источников энергии: организация надежных, стабильных и доступных поставок топлива в достаточном количестве и надлежащего качества может быть сложной задачей; топливо, получаемое из биомассы, нередко требует значительных земельных и трудовых ресурсов, существенно зависит от стабильности цен, также разработчики проекта нередко сталкиваются с огромным количеством альтернативных технологий.
Ограничения к более широкому использованию энергии биомассы включают в себя: преимущества для конкурентов, неоднозначное отношение к надежности и экономической целесообразности, а также отсутствие достаточной информации. Тем не менее, вышеуказанные ограничения и / или препятствия (для более широкого использования постоянно производимых и потребляемых ресурсов биомассы для производства энергии / электроэнергии) привязаны к определённой территории, что обуславливает необходимость разработки и реализации специфических для соответствующей территории (страны) препятствий и программы их устранения.
Задание 16. Письменно ответьте на вопросы, заполняя правую часть таблицы.
Вопросы | Ответы |
Скажите, что такое аннотация, и с какой целью она составляется? | |
Назовите основные виды аннотаций? | |
Скажите, каков объем аннотации и почему? | |
Назовите составные части аннотации. | |
Скажите, какова основная ошибка при составлении текста аннотации и как ее избежать? |