Излагаем аргументы и анализируем доказательства в поддержание собственного тезиса.
4. Анализируем (и обязаны это сделать) доказательства обвинения.
Когда мы разбирали композицию речи прокурора, ЮС говорила, что прокурор должен оценить доказательства с т.з. относимости, допустимости, законности и т.д. Прокурор - это обязан делать, но только в свою пользу обвинения. Именно адвокат призван проанализировать все ошибки предварительного расследования, и оценить доказательства с т.з. их возможной погрешности, в т.ч. по процедуре их получения.
5. Характеристика личности подзащитного. Это как раз то самое поле, на котором мы можем применять все приемы ораторского мастерства. Можем ссылаться на тяжелые жизненные обстоятельства, отсутствие достаточного образования, возможные психическиеотклонения, стечение обстоятельств, состояние здоровья, особенности личности и т.д.
6. Заключение. Обычно мы, следуя советам Цицерона, повторяем в заключении свой главный тезис. И мы должны понимать, что адвокаты, кого бы ни защищали, борются за каждый день свободы подзащитного, в этом функция адвокатов, какой бы это подзащитный не был.
Нужно помнить, что, безусловно, в каждую из частей речи нашей мы вставляем аналитику речи прокурора, которая прозвучала до нас. И есть такой прием ораторского мастерства, когда мы либо начинаем свою речь с анализа речи прокурора, либо разбиваем потом аргументы прокурора.
ЮС нам привела позиции, которые мы должны использовать для построения собственной речи, теперь подробнее на них остановимся.
1.Какие приемы использовать для вступления? Можно учитывать и давать оценку общественно-политического значения дела…мы любое дело сможем рассмотреть в контексте жизненных, общественно-политическихобстоятельств. Это прием - повышение статуса.
Второй и наиболее распространенный прием - указание на специфические особенности дела. Особенности могут быть фактического и юридического характера.
Также могут использоватьсяобщие предпосылки для обозначения нашего главного тезиса. Общие предпосылки - любые обстоятельства теоретического, морально-политического, психологического и житейского характера.
С т.з. ораторского мастерства, наше знание психологии и выявление психологических аспектов и обращение внимания аудитории на психологические аспекты играет практически безотказно этот прием.
Отдельной позиций может выступать отсылка к отдельным положениям, выдвинутым в речи прокурора.
2. Что касается анализа фактических обстоятельства дела и юридической стороны, т.е. вторая часть нашего выступления. Мы помимо выдвижения основного тезиса, о котором ЮС рассказала, должны, безусловно, проанализировать ту же самую попунктно ст.73 УПК, поскольку прокурор тоже должен это делать,но он будет выбирать те пункты, которые он считает доказанными. Безусловно, подлежит в этой части выступления анализ самих материалов дела.
В связи с этим помним, для того чтобы потом защитнику можно было ссылаться на смягчающие и оправдывающие доказательства, они должны появиться в материалах дела и должны фигурировать в судебном заседании.
Этот анализ приводит к следующему - мы всегда придерживаемся позиции т.н. активной защиты. Мы не ждем, пока обвинение докажет виновность, мы в т.ч. доказываем меньшую виновность или невиновность нашего подзащитного, имея ввиду законные средства доказывания.
3,4. Когда мы анализируем доказательства в речи, мы должны анализироватьдоказательства обвинения и защиты. И в речи мы обязаны помнить вторую составляющую принципа презумпции невиновности - недоказанная виновность равна невинности, и любые сомнения в доказывании виновностии обвинения толкуются в пользу подсудимого.
Методы подачи материала:
1. Индуктивныйметод–изложение материалов от частного к общему. Т.е. выступающий адвокат начинает речь с конкретного случая, а потом постепенно подводит слушателей к общим выводам.
2. Дедуктивныйметод–когда мы излагаем материал, от общей позиции переходим к частным случаям, т.е. выдвигаем тезис и разъясняем на конкретных примерах.
3. Метод аналогии–сопоставлениеразличных явлений, событий и фактов.
4. Ступенчатый метод – последовательноехронологическое изложение одного вопроса, события или факта за другим.
5. Нравственно-психологическая характеристика подзащитного и мотив его поведения.
6. Заключительная часть речи защитника должна быть четкой, краткой и понятной. Мы должны и обязаны предложить суду свою квалификацию, вплоть до пунктов и статей, потому что человек к нам обратился за оказанием квалифицированной юридической помощи.