Дополнительные приемы постановки звуков .

Возможные комплексы мышечных напряжений.

Практикум по формированию правильного произношения.............. Ю2

Постановка звуков [к] ([г]) и [х].................................................. 103

Постановка звука [х] ........................................................................ 103

Способ I. Постановка звука по подражанию.................................. 103

Способ П. Постановка звука [х] от правильного [к] ....................... 104

Способ III. Постановка звука [х] от правильного мягкого [х']......... 104

Постановка звука [к]........................................................................ 105

Способ I. Постановка звука по подражанию.................................. 105

Способ П. Постановка звука [к] от правильного [х] ....................... 106

Способ III. Постановка звука [к] на вдохе..................................... 106

Способ IV. Постановка звука [к] с механической помощью ............ 107

Постановка звуков [к] ([г]) и [х] при аномалиях строения

речевых органов ............................................................................... 108

Постановка звуков [ф] ([в]).......................................................... 108

Способ постановки губно-зубных звуков по показу артикуляции.... 108 Постановка звуков [ф] ([в]) при аномалиях строения речевых органов ............................................................................... 108

Постановка мягких звуков [х], [к], [г], [ф], [в], [л] ................... Ю9

Способ постановки мягких звуков в слоге с гласным [и] ................ 109

Постановка мягких согласных [т'] ([д'])..................................... 109

Способ I. Постановка звука [т'] по подражанию ............................ НО

Способ П. Постановка звука [т'] от правильного [с']...................... 111

Способ III. Постановка звука [т'] от мягкого звука, возникающего

в результате пощелкивания кончиком языка за зубами ................. 111

Способ IV Постановка звука [т'] от мягкого звука [н'] .................. 112

9ПП ,^_

Постановка звука [и]................................................................

Способ I. Постановка звука [и] от звука [и] .............................

Способ П. Постановка звука [и] в слогах между гласными............. Ц4

Способ III. Постановка звука [и] с механической помощью ............ 114

Постановка звука [и] при аномалиях строения речевых органов ..... 115

Постановка звука [л]..................................................................... 115

Способ I. Постановка звука [л] при отсутствии этого звука

в речи ребенка или замене его на [ы] ........................................... 116

Способ II. Постановка звука [л] на фоне произнесения

гласного [а] ................................................................................ 117

Способ III. Постановка звука [л] от межзубного звука [л] .............. 117

Способ IV. Постановка звука [л] от неопределенного

«жужжащего» звука ................................................................... 118

Способ V. Постановка звука [л] от правильного [л']....................... 119

Постановка звука [л] при аномалиях строения речевых органов ..... 120

Постановка звуков [с] ([з]) и [ц].................................................. 120

Постановка звука [с] ........................................................................ 120

Способ I. Постановка звука [с] от звука [т] ................................... 120

Способ П. Постановка звука [с] на вдохе ...................................... 121

Способ III. Постановка звука [с] от межзубного звука [с] ............... 122

Способ IV. Постановка звука [с] от правильного [с1] ...................... 124

Способ V. Постановка звука [с] от правильного [ш] ....................... 125

Способ VI. Постановка звука [с] от правильного [ц]....................... 126

Способ VII. Постановка звука [с] с механической помощью............ 126

Постановка звука [с] при аномалиях строения речевых органов ..... 127

Постановка звука [ц] ........................................................................ 128

Способ постановка звука [ц] от правильно произносимых

звуков [т] и [с]............................................................................ 128

Постановка звуков [ш] ([ж]), [ч] и [щ]........................................ 128

Постановка звука [ш] ....................................................................... 128

Способ I. Постановка звука [ш] от звука [т] .................................. 129

Способ П. Постановка звука [ш] от правильного [с]....................... 129

Способ III. Постановка звука [ш] от правильного [р] ..................... 130

Способ IV. Постановка звука [ш] с механической помощью ........... 131

Способ V. Постановка звука [ш] по показу артикуляции ............... 131

Способ VI. Постановка звука [ш] на вдохе ..........................-••••••••• 132

Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов .... 133

Постановка звука [ч] ......................................••••••••••••••••••••••••••••••

Способ I. Постановка звука [ч] от правильного [т'] ....................

Способ II. Постановка звука [ч] от правильно произносимых звуков [т'] и [щ] ......................................•••••••••••••••••••••••••••••••

Постановка звука [щ] .......................................•••••••••••••••••••••••••••••••• 135

Способ I. Постановка звука [щ] от правильного [ш]....................... 135

__ 201

цлл;гаш-шла ооула |^ при апоталилл строения речевых ОргаНОВ ....

Постановка звука [р]..................................................................... 137

Способ I. Постановка звука [р] от звука [д]................................... 137

Способ II. Постановка звука [р] от правильного [з]........................ 138

Способ III. Постановка звука [р] от одноударного звука [р] ............ 140

Способ IV. Постановка звука [р] на вдохе ..................................... 141

Способ V. Постановка звука [р] с механической помощью.............. 143

Постановка звука [р] при аномалиях строения речевых органов ..... 145

Постановка звуков [с'] и [р']........................................................ 146

Способ I. Постановка звуков [с'] и [р'] в слоге с гласным

звуком [и].................................................................................. 146

Способ П. Постановка звуков [с'] и [р']

между двумя гласными [и] .......................................................... 147

Способ III. Постановка звуков [с'] и [р'] от правильного [т']........... 147

Постановка звонких парных согласных звуков [г], [в], [д'],

[3] и [ж] ........................................................................................... 148

Способ I. Постановка звонких согласных звуков по подражанию.... 148

Способ П. Постановка парных звонких согласных от звука [м] ...... 148

Постановка звонких парных согласных звуков при аномалиях строения речевых органов ................................................................ 149

Постановка твердых согласных звуков при их смягчении ...... 149

Способ постановки твердых звуков от правильно произносимых мягких пар ................................................................................149

Закрепление произношения звуков ............................................................... 151

Автоматизация звуков.................................................................. 151

Упражнения для автоматизации звуков........................................ 151

Правила автоматизации звуков .................................................... 153

Дифференциация звуков .............................................................. 154

Разграничение произношения звуков при отсутствии

замены звуков .................................................................................. 154

Разграничение произношения звуков при замене звуков................. 154

Примерные слова для дифференциации звуков.............................. 156

Правила дифференциации звуков................................................. 157

Предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма ................ 158

Причины формирования нарушений чтения и письма ................... 158

Проверка способностей и умственных навыков ребенка ......... 160

. Речевойслух .................................................................................... 160

2. Восприятие слов ............................................................... щ

3. Восприятие звуков и звукосочетаний ........................................ 16]

Устойчивость произносительных навыков .................................... 16]

Восприятие и анализ зрительного материала.................. ............... 16$

1. Различение геометрических фигур ........................................ \§<±

2. Различение похожих изображений ........................................ 16$

3. Различение похожих букв между собой ................................. 16$

Объем зрительного материала, который ребенок запоминает .......... 16$

Объем слухового материала, который ребенок запоминает .............. 165

Восприятие последовательности зрительных объектов..................... 165

Восприятие последовательности слуховых объектов ........................ 164

Восприятие пространственных отношений ....................................... 164

1. Выявление леворукости ........................................................... 165

2. Ориентировка в собственном теле ............................................. 165

3. Ориентировка в окружающем пространстве............................... 165

Развитие основных способностей и умственных действий ...... 167

Исправление речевого слуха............................................................. 167

Развитие способности к восприятию и первоначальному

анализу единиц речи ........................................................................ 167

Повышение устойчивости произносительных навыков .................... 168

Развитие способности к восприятию и анализу зрительного материала ......................................................................................... 169

Увеличение объема зрительного материала, который ребенок

может воспринимать и удерживать в памяти................................... 170

Увеличение объема слухового материала, который ребенок

может воспринимать и удерживать в памяти................................... 170

Развитие способности к восприятию и анализу

последовательности зрительных объектов ........................................ 171

Развитие способности к восприятию и анализу

последовательности слуховых объектов ........................................... 171

Развитие способности к восприятию и анализу

пространственных отношений .......................................................... 172

Формирование способности к языковому анализу и синтезу..174 Анализ и конструирование предложений.. .....................-......-•••••••••• 176

Упражнения для анализа и конструирования предложений . Слоговой анализ и конструирование слов ..............••••••••••••••••

Упражнения для слогового анализа и конструирования слов Звуковой анализ и конструирование слов ..................••••••••••••

Формирование первоначальных навыков письменной речи ............. 192 Упражнения для формирования навыков письменной речи ............ 192

Упражнения для звукового анализа слов



Наши рекомендации