Упражнения для анализа и конструирования предложений

^ Дайте ребенку несколько мелких продолговатых предметов (на­пример, счетных палочек или спичек). Вы должны произносить предложения из трех-четырех слов, выделяя каждое интонацион­но, а ребенок на каждое ваше предложение должен выкладывать один предмет. В конце он должен сосчитать, сколько предложе­ний вы произнесли. Начинайте с двух-трех предложений. Скажите, чтобы счетные палочки (или заменяющие их предметы) ребенок клал на стол горизонтально (а не вертикально), так как они изображают предложения, которые имеют длительность или протяженность.

^ Вы произносите предложения из двух-трех слов, а ребенок на каж­дое ваше слово выкладывает по одной счетной палочке (спичке). Затем он должен сосчитать, сколько слов было в предложении. Постепенно количество слов нужно увеличить до пяти. При выполнении этого задания осторожно употребляйте предло­ги. Можно использовать только те, которые похожи на отдельные слова (возле, рядом, из-за и т. п.), и поэтому их легко считать.

^ Вы произносите предложение. Ребенок кладет перед собой длин­ную картонную полосу, которая обозначает предложение. Затем вы по отдельности, вразброс произносите слова, которые входили в предложение. Ребенок на картонной полосе должен показать, в

Когда будете произносить предложения, состоящие из четырех слов, то по поводу второго и третьего слов ребенок должен пока­зать на картонной полоске, какое из них стояло ближе к началу, а какое — ближе к концу предложения.

Вы произносите предложение, а ребенок выкладывает длинную картонную полосу. Затем вы повторяете это же предложение. Под длинной полосой по числу слов в предложении ребенок выклады­вает более короткие полоски, символизирующие слова. Это назы­вается схемой предложения.

Вы выкладываете перед ребенком определенную схему предложе­ния: то есть под длинной полосой размещаете несколько коротких (2-4 полоски). По этой схеме ребенок должен придумать предло­жение с соответствующим числом слов.

Вы выкладываете схему предложения из двух слов и даете ребен-, ку картинку. По этой картинке он должен составить соответству­ющее схеме предложение. После этого вы докладываете еще одну полоску — ребенок по этой же картинке должен составить пред­ложение из трех слов и т. д.

Вы можете, наоборот, сначала составить схему предложения, со­стоящего из трех-четырех слов, а потом убрать какое-то количе­ство символов, чтобы ребенок придумал предложение с меньшим количеством слов.

Одну из коротких полосок вы отмечаете крестиком и в дальней­шем используете ее для обозначения какого-то конкретного слова (например: «домой»). Затем вы выкладываете схему предложения, которое собираетесь произнести (полоску, обозначающую слово «домой» вы кладете в то место схемы, где будет находиться соот­ветствующее слово, например, последней).

Затем вы произносите задуманное предложение (например: Ма­ленькие дети идут домой.). Ребенок, глядя на схему, должен на­звать слово, соответствующее полоске, помеченной крестиком.

упражнения для анализа и конструирования предложений - student2.ru

Вы сообщаете ребенку, что полоска с крестиком будет обозначать какое-то конкретное слово (например: «дом»). Затем вы выклады­ваете схему, по которой ребенок должен будет придумать предло­жение, помещая помеченную полоску в то или иное место схемы (например: в конец). Ребенок должен составить такое предложе-





мер: Строители строят дом.).

Вы произносите такое предложение, порядок слов в котором мож­но менять без особенного ущерба для смысла этого предложения (например: Мальчик катит санки — Санки катит мальчик — Катит санки мальчик — Санки мальчик катит) и выкладыва­ете его схему. Затем вы произносите это предложение вторично, поменяв в нем местами два слова. Ребенок на схеме должен по­менять местами, обозначающие эти слова, полоски и т. д. Предыдущее упражнение можно выполнять еще следующим об­разом: вы произносите предложение, порядок слов в котором можно менять, и на схеме меняете местами полоски, обознача­ющие те слова, которые нужно поменять местами. Ребенок дол­жен произнести измененное в соответствии со схемой предло­жение.

Слоговой анализ и конструирование слов

Объясните ребенку, что такое слоги. :
Слоги — это части слова. Когда слово произносится вслух, оно
произносится по частям. Иногда это бывает очень сильно заметно, а
иногда, когда человек говорит быстро — почти не заметно. Слова могут
состоять из одной части (слога), из двух, трех и больше слогов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ СЛОВ

^ Произносите по слогам очень короткие предложения, под кото­рые и по ритму и по смыслу удобно маршировать (например: Марш, марш, ле-вой. Марш, марш пра-вой. Мы и-дем гу-лять. Мы ша-га-ем мар-шем и т. п.). Ребенок должен на каждый слог маршировать под эти предложения. Вначале это можно делать вместе.

^ Произносите по слогам простые, состоящие их двух открытых слогов, слова (например: ма-ма, ла-па, ра-ма и т. п.), ребенок дол­жен хлопать в ладоши на каждый слог слова. Вначале делайте это упражнение вместе.

^ Произносите по слогам, состоящие из трех слогов, слова (ло-па-та, ко-ро-ва, мо-ло-ко), ребенок должен хлопать в ладоши на каж­дый слог слова.

^ Очень внятно и раздельно произносите по слогам двусложные сло­ва, ребенок должен определить, какой слог в слове идет первым, а какой — вторым.

-Л78

последним.

^ Вы произносите слово, а ребенок должен положить перед собой обо­значающую слово картонную полоску. Когда вы вторично будете произносить это же слово по слогам, он должен на каждый слог слова выкладывать под этой полосой обозначающие слоги прямоу­гольники. Это называется слоговой схемой слова. Для начала вы должны говорить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов.

•^ Это же упражнение ребенок должен выполнять со словами, вклю­чающими в себя закрытые слоги ([ар], [ол], [ин] и т. п.), напри­мер: ар-ка, уш-ко, ун-ты и т. п. В дальнейшем вы произносите слова, слоги в которых состоят из трех звуков, например: кар­ман, кар-та, мыш-ка и т. п.

•^ Ребенок должен по слогам повторять за вами слова, которые вы очень внятно и раздельно произносите по слогам.

^ Ребенок должен очень внятно, по слогам повторять за вами слова, которые вы произносите также по слогам, но не слишком раз­дельно.

• Ребенок должен повторять за вами по слогам слова, которые вы произносите слитно. Вы произносите слова, состоящие из двух-трех открытых слогов.

Когда ребенку придется самостоятельно делить слова на слоги, он может начать испытывать определенные затруднения, поэтому вам нуж­но будет познакомить его со следующим правилом: в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

Гласный звук — это такой звук, который произносится одним толь­ко голосом, поэтому он и называется гласным (от слова голос, глас). Объясните ребенку, что другие (не гласные) звуки всегда произносятся с помощью губ или языка (а также зубов или нёба). Например [п] — с помощью губ, [в] — с помощью губы и зубов, [т] — с помощью языка и зубов, [к] — с помощью задней части языка и горла (к которому эта часть языка прикасается) и т. п.

Для лучшего освоения этого материала ребенок должен выпол­нять следующие задания.

^ Произносите какой-нибудь согласный звук (с термином «соглас­ный звук» ребенка пока знакомить не нужно), например: [т], [ш], [к], ребенок должен повторить его за вами. После этого ребенок должен объяснить вам, с помощью каких речевых органов произ­носится этот звук.

Например, звук [т] произносится с помощью кончика языка, он прижимается к зубам. Звук [ш] — с помощью кончика языка, он

. ,._ „179

ствующие наводящие вопросы.

^ Вы просите ребенка назвать вам какие-нибудь звуки, которые об­разуются с помощью определенных речевых органов. Например: с помощью кончика языка и верхних зубов ([т], [д], [н]); с помощью одних только губ ([п], [б], [м]); с помощью задней части языка и горла ([к], [г], [х]); с помощью зубов и губы ([в], [ф]).

После этого вы знакомите ребенка с гласными звуками [а], [о], [у]» [э]> [ы]. Вы произносите каждый из этих звуков, а ребенок повто­ряет его за вами. Вы объясняете ему, что при произнесении этих зву­ков никакие речевые органы не соприкасаются между собой. Рот все­гда открыт, и только губы принимают немного разную форму, но все равно никогда друг друга не касаются.

Для лучшего освоения этого материала выполняйте следующие упражнения.

^ Вы беззвучно произносите определенный гласный звук (то есть изображаете губами его артикуляцию), а ребенок должен сказать, какой звук вы хотите произнести.

^ Ребенок должен тянуть гласный [а], и, не прекращая тянуть его, «сделать» из него [о] (или другой гласный звук). То есть ребенок для этого должен изменить форму губ. Это же упражнение нужно выполнять и с другими гласными звуками.

1 Итак, гласные звуки произносятся одним только «чистым» звуком го-

I лоса. Еще — их можно тянуть(даже петь). Поэтому они и образуют

I слоги, слог — это то, что тянется в слове.

Наши рекомендации