Постановка звонких парных согласных звуков при аномалиях строения речевых органов
^ Если у ребенка есть недостатки строения речевых органов и вы
поставили ему произношение каких-то глухих согласных звуков, используя специальные позиции, для постановки соответствующих звонких парных согласных используйте первый способ. При этом вы будете отталкиваться от тех особенностей произношения глухих парных согласных, которые есть у ребенка. Если в дальнейшем вам удастся уточнить произношение глухих согласных звуков, уточните и произношение их звонких пар.
Постановка твердых согласных звуков при их смягчении
СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ТВЕРДЫХ ЗВУКОВ
ОТ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫХ МЯГКИХ ПАР
Постановка звуков описывается на примере звука [т].
^ Пусть ребенок вслед за вами произнесет звук [т'].При произнесении мягких звуков губы всегда вытянуты в улыбку, что, в том числе, также обеспечивает мягкость произношения.
•^ Для получения твердого звука ребенок, округлив губы, должен вслед за вами произносить слоги [та — та — та].
в себя воздух (как бы «цокая» языком). Послышится произнесенный шепотом слог [та].
При произнесении губных и губно-зубных звуков ([п] и [ф]),ребенок, чуть «всасывая» в себя воздух, должен делать «хлопок» губами или коротко «всасывать» воздух между верхними резцами и нижней губой, и открывать рот. Будут получаться «шепотные» слоги [па] или [фа].Вы можете показать ему, как это делается. Обратите внимание ребенка на тот слог, который он произносит. Попросите его произнести этот же слог, не втягивая в себя воздух. Затем этот же слог нужно произнести на выдохе (вслед за вами). Произносить нужно почти беззвучно.
После этого ребенок, широко открывая рот, должен повторять вслед за вами слоги [та — та — та], постепенно наращивая звучность произношения, пока слоги не будут звучать естественно. Тренируйте произношение твердых звуков в слогах с гласными [о]> [у]» [э], [ы](по подражанию).
Закрепление
произношения звуков
Произношение звука нужно обязательно закрепить в речи ребенка.Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый дефектный звук.
Закрепление звука включает в себя три момента:
1. Звук нужно автоматизировать,то есть довести его произношение до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.
2. После того как звук автоматизирован на занятиях, его нужно ввести в повседневную речь ребенка.
3. Звук нужно дифференцировать,то есть разграничить его произношение от того неправильного произношения, которое было у ребенка прежде. Это особенно важно сделать, когда звук заменялся на какой-нибудь другой звук.
Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно.
О'Ь |
НОУ, |
Автоматизация звуков
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Автоматизация звуков будет описываться на примере звука [р]).
Автоматизация звуков в открытых слогах(когда гласный звук идет после согласного, например: [ра]).
Ребенок вслед за вами должен произносить слоги: [ра], [ро], [ру],
[рэ], [ры].
Если вы автоматизируете мягкий звук ([р'])>то следующие за ним аналогичные гласные звуки должны обозначаться буквами: я, е, ю, е, и.
Автоматизация звуков в начале слова перед гласным звуком.
Ребенок должен произносить слова: рама, робот, рука, рынок и т. п.
Автоматизация звуков в закрытых слогах(когда согласный звук идет после гласного, например: [ар]).
Автоматизация звуков в середине слова между гласными звуками.
Ребенок должен произносить слова: кора, ура, ворота, орудие, воры и т. п.
Если задание окажется для ребенка сложным, используйте следующий прием: пусть сначала ребенок повторяет открытый слог с автоматизируемым звуком, а затем слово с этим слогом (например: [ра]— кора, [ру]— орудие, [ры] — воры и т. п.).
Автоматизация звуков в конце слова.
Ребенок должен произносить слова: вор, пир, кефир, комар, мэр и т. п.
Если возникнут затруднения, пусть произносит сначала закрытый слог с автоматизируемым звуком, а потом — слово с этим слогом (например: [ор] — вор, [ир]— кефир, [эр] — мэр и т. п.).
Автоматизация звуков в слове после согласного перед гласным.
Ребенок должен произносить слова: правда, крыша, икра, утро, обруч и т. п.
Слова, в которых выделенное звукосочетание находится в начале слова, относятся к более простому варианту произнесения.
Автоматизация звуков в словах после гласного перед согласным.
Ребенок должен произносить слова: орда, урна, карман, торги,
арфа и т. п. . . ... *