Постановка звонких парных согласных звуков при аномалиях строения речевых органов

^ Если у ребенка есть недостатки строения речевых органов и вы

поставили ему произношение каких-то глухих согласных звуков, используя специальные позиции, для постановки соответствую­щих звонких парных согласных используйте первый способ. При этом вы будете отталкиваться от тех особенностей произношения глухих парных согласных, которые есть у ребенка. Если в дальнейшем вам удастся уточнить произношение глухих согласных звуков, уточните и произношение их звонких пар.

Постановка твердых согласных звуков при их смягчении

СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ТВЕРДЫХ ЗВУКОВ

ОТ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫХ МЯГКИХ ПАР

Постановка звуков описывается на примере звука [т].

^ Пусть ребенок вслед за вами произнесет звук [т'].При произнесе­нии мягких звуков губы всегда вытянуты в улыбку, что, в том числе, также обеспечивает мягкость произношения.

•^ Для получения твердого звука ребенок, округлив губы, должен вслед за вами произносить слоги [та — та — та].

в себя воздух (как бы «цокая» языком). Послышится произнесен­ный шепотом слог [та].

При произнесении губных и губно-зубных звуков ([п] и [ф]),ребе­нок, чуть «всасывая» в себя воздух, должен делать «хлопок» гу­бами или коротко «всасывать» воздух между верхними резцами и нижней губой, и открывать рот. Будут получаться «шепотные» слоги [па] или [фа].Вы можете показать ему, как это делается. Обратите внимание ребенка на тот слог, который он произносит. Попросите его произнести этот же слог, не втягивая в себя воздух. Затем этот же слог нужно произнести на выдохе (вслед за вами). Произносить нужно почти беззвучно.

После этого ребенок, широко открывая рот, должен повторять вслед за вами слоги [та — та — та], постепенно наращивая звучность произношения, пока слоги не будут звучать естественно. Тренируйте произношение твердых звуков в слогах с гласными [о]> [у]» [э], [ы](по подражанию).

Закрепление

произношения звуков

Произношение звука нужно обязательно закрепить в речи ребен­ка.Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый дефектный звук.

Закрепление звука включает в себя три момента:

1. Звук нужно автоматизировать,то есть довести его произноше­ние до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.

2. После того как звук автоматизирован на занятиях, его нужно ввести в повседневную речь ребенка.

3. Звук нужно дифференцировать,то есть разграничить его про­изношение от того неправильного произношения, которое было у ре­бенка прежде. Это особенно важно сделать, когда звук заменялся на какой-нибудь другой звук.

Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно.


О'Ь

НОУ,

Автоматизация звуков

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Автоматизация звуков будет описываться на примере звука [р]).

Автоматизация звуков в открытых слогах(когда гласный звук идет после согласного, например: [ра]).

Ребенок вслед за вами должен произносить слоги: [ра], [ро], [ру],

[рэ], [ры].

Если вы автоматизируете мягкий звук ([р'])>то следующие за ним аналогичные гласные звуки должны обозначаться буквами: я, е, ю, е, и.

Автоматизация звуков в начале слова перед гласным звуком.

Ребенок должен произносить слова: рама, робот, рука, рынок и т. п.

Автоматизация звуков в закрытых слогах(когда согласный звук идет после гласного, например: [ар]).

Автоматизация звуков в середине слова между гласными зву­ками.

Ребенок должен произносить слова: кора, ура, ворота, орудие, воры и т. п.

Если задание окажется для ребенка сложным, используйте следу­ющий прием: пусть сначала ребенок повторяет открытый слог с авто­матизируемым звуком, а затем слово с этим слогом (например: [ра]— кора, [ру]— орудие, [ры] — воры и т. п.).

Автоматизация звуков в конце слова.

Ребенок должен произносить слова: вор, пир, кефир, комар, мэр и т. п.

Если возникнут затруднения, пусть произносит сначала закры­тый слог с автоматизируемым звуком, а потом — слово с этим слогом (например: [ор] — вор, [ир]— кефир, [эр] — мэр и т. п.).

Автоматизация звуков в слове после согласного перед гласным.

Ребенок должен произносить слова: правда, крыша, икра, утро, обруч и т. п.

Слова, в которых выделенное звукосочетание находится в начале слова, относятся к более простому варианту произнесения.

Автоматизация звуков в словах после гласного перед соглас­ным.

Ребенок должен произносить слова: орда, урна, карман, торги,
арфа и т. п. . . ... *

Наши рекомендации