Правила постановки звуков при нормальном речевом слухе

• Звуки нужно ставить группами. В группу входят звуки, похожие между собой по звучанию и способу произношения.

Ур, ребенок начнет путать звуки, закрепляйте их по очереди. Щ • Звуки ставятся в следующей последовательности:

— Звуки [ф,в] и их мягкие пары. Поставить их очень легко, веро­ятно, вы сделаете это уже при работе над речевым выдохом.

— Заднеязычные звуки [к, г, х] и их мягкие пары.

— Мягкие звуки [т'] и [д'].

— Звук [и].

— Звук [л] и его мягкая пара. Постановка этого звука может оказаться очень трудной. Если у вас возникнут сложности, отложите на время работу над ним.

— Звуки [с, з, ц]. После формирования твердых звуков ставятся [с'] и [з'] мягкие.

— Шипящие звуки [ш] и [ж]. Шипящие звуки ставятся, как пра­
вило, после свистящих. Но если ребенок произносит свистя­
щие, как неполноценные шипящие (то есть, [с] у него больше
похож на [ш]),тогда желательно ставить сначала шипящие,
включая [ч] и [щ], а потом — свистящие звуки. . (1..

— Звуки [ч] и [щ].

— Звук [р] и его мягкая пара.

Если ребенок произносит какие-то звуки смягченно,их произно­шение желательно исправить в первую очередь, тем более что сделать это очень легко.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ СЛУХЕ

• При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой зву­ки, принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи между собой по звучанию и способу произношения. Поэтому ра­боту над этими звуками нужно разделить, иначе ребенок будет постоянно пытаться произносить один звук вместо другого.

• Только после того, как у ребенка закрепится произношение одно­го звука (например, [с]),можно переходить к постановке другого звука, из этой же группы (например [з]или [ц]).

• Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновре­менно, это ускоряет формирование произношения.

• При работе над звуками нужно соблюдать ту же последователь­ность, что и при постановке звуков при нормальном речевом слухе.

• Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:

— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие, губно-зубные, сонорные, заднеязычные.

— Звуки из групп свистящих и шипящих.




Сятся

— Губно-зубные ([ф — в]) со свистящими и шипящими звуками (если они произносятся похожим образом — [ш] или [с] похож на [ф]).

— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом ([ш] похож на [х]).

— Свистящие и [т' — д'], когда в произношении [с] похож на [т].

— Заднеязычные и [т' — д'], когда [к] заменяется на [т].

— Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].

— Сонорные звуки ([л], [р], [и]) и заднеязычные, когда произно­шение сонорных напоминает звук [г].

— Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].

— Звуки [т' — д'] и [ч — щ], когда произношение [т'] похоже на

М-

— Звуки [ч — щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мяг­кий звук [к']-

• Звуки, которые всегда можно ставить одновременно: - • •

— Свистящие и заднеязычные звуки.

— Шипящие и сонорные звуки.

— Свистящие и сонорные звуки.

— Звуки [т' — д'] и сонорные звуки. '"'**

— Губно-зубные и звуки [р] и [и]. и

— Звуки [ш — ж] и [т' — д'].

Если ребенок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в пер­вую очередь.

чит другой звук, например, [р]. Этим нужно обязательно восполь­зоваться — довести до конца постановку случайно возникшего звука и ввести его в речь и только после этого возвратиться к тому звуку, над которым вы первоначально работали. Звук [р] считается самым сложным. Поэтому, если у ребенка уже есть французское произношение этого звука, ставить его нужно последним. Но если ребенок как-нибудь иначе произносит звук [р], попытайтесь поставить ему его как можно раньше. Это нужно сделать для того, чтобы предупредить формирование у ребенка грассирующего звука [р], который потом будет достаточно трудно исправить.

Если звук не будет получаться, отложите работу над ним, потому что звук действительно трудный. Но, если вам удастся поставить ребенку промежуточный по отношению к [р] звук (одноударный), его нужно будет закрепить и временно ввести в речь ребенка, а после постановки остальных звуков поставить ребенку уже полно­ценное его произношение.

Дополнительные правила постановки звуков

Эти правила не являются обязательными, но их желательно при­держиваться для ускорения постановки звуков и для облегчения рабо­ты над ними.

• Перед началом систематической работы над звуками нужно по­пытаться выявить у ребенка те звуки, которые можно легко я быстро ему поставить. Для этого нужно попробовать поставить ребенку каждый из звуков (в том порядке, в каком они приводят­ся в практикуме по формированию произношения) каким-нибудь простым и быстрым в исполнении способом. В начале каждой гла­вы практикума приводятся эти способы.

Может получиться так, что какие-то звуки вдруг пойдут у вашего ребенка очень легко, практически без особой работы над ними.


Тренировка речевого выдоха • Тренировка выдоха на фоне произнесения звука [т]. • Тренировка выдоха на фоне произнесения звука [д].

Устранение причин нарушений произношения

Прежде, чем исправлять у ребенка неправильное звукопроизно-шение, нужно устранить (иногда смягчить или нейтрализовать) те не­достатки, которые вызвали у него нарушение произношения:

— нарушение речевого выдоха; *

— нарушение речевого слуха; й

— нарушение подвижности речевых мышц; '>'

— недостатки строения речевых органов. ч

У ребенка могут быть все или некоторые из этих нарушений (см. с. 69).

1 •< -* • ч'ЛН 14.1.

Постановка речевого выдоха

Постановка речевого выдоха обычно не отнимает много времени. Как правило, на это уходит одно занятие. Хотя, конечно, скорость обу­чения в определенной мере будет зависеть и от вашей ловкости. Вам не обязательно использовать по очереди все предлагающиеся ниже при­емы, можно ограничиться двумя-тремя, наиболее для вас эффективны­ми. Перед началом работы над речевым выдохом сообщите ребенку, что он фальшиво произносит звуки, в том числе потому, что во время речи неправильно выдувает изо рта воздух, и что сейчас вы с ним будете учиться делать это правильно.

Большинство согласных звуков русского языка переднеязычные, поэтому начинать работу над воздушной струей лучше всего на фоне произнесения переднеязычного глухого звука [т].

ПРАВИЛА ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА

• Все упражнения ребенок должен выполнять вслед за вами по под­ражанию.

• Ребенок должен удобно сесть и опустить (точнее, «уронить») пле­чи. Подъем плеч всегда нарушает дыхание — оно становится клю­чичным, а при таком дыхании нормальный речевой выдох невоз­можен.

жен быть низким, чтобы ребенку не пришлось задирать кверху голову. Следите, чтобы подбородок свободно лежал на руках ре­бенка, не был «втянут» назад или чересчур «утоплен» вниз. Та­кая поза избавит ребенка от мышечных напряжений в области шеи и лица.

Произносить звуки ([т — т — т — т]) на первых порах нужно с закрытыми (именно с закрытыми, а не сжатыми) в форме пра­вильного прикуса зубами.

Если прикус у ребенка нарушен, зубы он должен располагать друг над другом — по возможности верхние резцы ставить на нижние. Лицо ребенка должно быть как можно более неподвижным, по крайней мере, следите, чтобы не было избыточной мимики — вы­пученных глаз, натянутой улыбки и т. п. Этого правила нужно придерживаться и во время постановки звуков. Для устранения напряженной мимики можно на короткое время закрывать (не зажмуривать, а закрывать) глаза или почаще смот­реть вниз и делать «ленивое» лицо. Почаще советуйте ребенку не стараться (поскольку в его представлении старание всегда связано с усилием).

Прежде, чем начать произносить звуки, ребенок должен будет вы­дохнуть из груди весь воздух (разумеется, выдохнется не весь воз­дух, но ваша инструкция должна быть именно такой, тогда есть надежда, что выдох будет достаточно полным). Предупредите ребенка (и на занятиях напоминайте ему об этом), что воздух для произнесения различных звуков он должен брать не из легких, а изо рта. После выдоха, дескать, остался воздух во рту, на нем и нужно говорить. Это, разумеется, образное выраже­ние, воздух, конечно, будет браться из легких. Но подобное пред­ставление, позволит ребенку организовать правильную работу ды­хательных мышц, а именно, дать брюшной выдох без специаль­ной работы над ним. Поскольку мышление детей образное, эта инструкция для ребенка очень доходчива — это ему очень легко себе представить и выполнить.

Произносить звуки на первых порах нужно шепотом. Мало того что выбирается глухой звук, его еще нужно и произносить шепо­том — вы должны дать ребенку такую инструкцию.




1. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА [Т]

Правильное произнесение:

•^ Ребенок должен удобно сесть, «уронить» плечи, всей тяжестью положить подбородок себе на руки, зубы у него должны находить­ся в положении нормального прикуса. Смотрит он вниз. Теперь нужно неглубоко вдохнуть и выдохнуть из легких весь воздух, а на том воздухе, что остался во рту, шепотом, медленно, протяжно произносить звуки [т — т — т — т]. Губы ребенка должны нахо­диться в вялой, ленивой улыбке, но такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. При произнесении звуков язык присло­няется к передним зубам (и к верхним, и к нижним одновремен­но). Лицо ребенка амимично, двигаться должен только самый кончик языка. Прежде, чем предложить ребенку выполнить это упражнение, продемонстрируйте ему (с соответствующей ленивой мимикой), как это делается.

После небольшой тренировки нужно вынуть «подпорку» из-под подбородка ребенка. Но если вы заметите, что он напрягает шею или нижнюю челюсть, пусть снова кладет подбородок себе на руки.

•^ В результате протяжного произнесения к звучанию звука [т] добав­ляется заметный свистящий оттенок. Если этот свистящий оттенок будет достаточно хорошо напоминать звук [с] (чтобы усилить эф­фект, попросите ребенка посильней улыбнуться и продолжать «тя­нуть» звук [т], то есть, фактически, следующий за ним свистящий звук), сразу же начинайте ставить ему звук [с] (см. с. 120). Если ребенок правильно выговаривает звук [с], так и скажите ему, что после [т] должен слышаться [с] ([тс — с — с]).

•^ При произнесении звука [т] ребенок должен чувствовать, как воз­дух проходит между зубами.

•*/ Хорошо, если он будет чувствовать холодок на зубах.

^ Ребенок должен поставить ладонь или тыльную сторону ладони напротив губ, и чувствовать на ней, как изо рта порциями выхо­дит воздух. Иногда для того, чтобы лучше ощущать выдох, при­ходиться поискать для ладони оптимальное положение, может быть, разместить ее у рта несколько снизу, напротив подбородка.

Признаки неправильного произнесения:

Ребенок может пытаться произносить звуки, как бы не выпуская их изо рта, как бы внутрь себя. При этом на лице у него, возникнет напряженное выражение, отражающее напряжения речевых мышц, с помощью которых ребенок не выпускает изо рта воздух. Губы будут

слегка кивать головой, глаза могут быть «выпучены».

Для восстановления речевого выдоха можно использовать такой прием. Предложите ребенку после выдоха сквозь сомкнутые в правиль­ном прикусе (но не сжатые) зубы всосать немного воздуха внутрь и потом его же выпустить наружу («процедить» сквозь зубы). То есть ребенок будет как бы «гонять» один и тот же воздух со свистом и шу­мом туда и обратно. При этом он должен сосредоточиться именно на движении воздуха и чувстве холодка на зубах, а не просто автомати­чески дышать подобным образом. Можно подставить к губам ладонь _ на ней будет чувствоваться выдох (а иногда и вдох). На фоне такого дыхания ребенок должен произносить звуки. Втянул сквозь зубы не­много воздуха и на этом же воздухе произнес звуки.

В результате у ребенка должно получиться очень тихое, шепотное произношение звука [т], с легким свистящим оттенком. Должно возни­кать впечатление, что этот легкий, почти невесомый звук формируется исключительно на зубах, сам собой, практически безо всяких мышеч­ных усилий. Воздушная струя должна тихо струиться между зубами, выходя изо рта.

2. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА [Д]

Звук [д] — звонкий, а при произнесении звонких звуков труднее сохранять правильный речевой выдох.

Правильное произнесение:

^ Ребенок должен произносить звук [д], прислоняя язык к зубам, практически там же, где до этого произносил [т].

•^ Звуки [т] и [д] следует произносить попеременно — [т — д — т — д] или [тт — дд].

^ Нужно произносить оба звука в одном и том же месте, одинаково выдувая изо рта воздух на ладонь, звуки различаются между со­бой только отсутствием или наличием голоса. При этом звук [д] может звучать несколько глуше, чем обычно.

•" Звук [д] ребенок должен произносить несколько длительно, при этом будет появляться призвук звука [з].

^ Следите, чтобы при переходе с [т] на [д] ни один мускул на лице ребенка не дрогнул. Особенно следите за тем, чтобы он не округ­лял глаза.

^ Положите свою ладонь ему на шею спереди — при правильном выполнении упражнения, при переходе к произношению звонко­го звука вы уловите некоторую вибрацию (именно дрожание, а не какие-либо движения или толчки).

__ 79

какие-то движения вверх-вниз или вперед-назад (это можно по­чувствовать, положив ребенку на шею ладонь). В этом случае нужно, чтобы ребенок, облокотившись о стол, поло­жил подбородок себе на руки, «уронил» плечи, сделал «ленивое» лицо, то есть расслабил мышцы.

• У ребенка может повышаться голос. И при напряжении шеи и при повышении голоса ребенок должен понизить голос (скажите ему, что «произносить звук [д]он должен низким голосом, как медведь, а не пищать, как мышь»). Очень важно, чтобы звонкий звук не был громким (низким, но не громким).

• При переходе на звонкий звук ребенок может поднимать грудную клетку. Это можно почувствовать, положив ему руку на грудь под ключицами. Чтобы он это заметил, нажмите ему на грудь. Подъем грудной клетки всегда свидетельствует о переходе на ключичное дыхание, которое влечет за собой нарушение речевого выдоха.

• Ребенок может поднимать плечи. В этом случае он должен «уро­нить» их.

• При попеременном произнесении звуков [т — д] между ними мо­жет вкрадываться гласный звук [ы]или близкий к нему звук — это говорит о нарушении речевого выдоха. Если заметите это, за­жмите ребенку ноздри, возможно, вы даже почувствуете «носо­вое» звучание. При правильном речевом выдохе между звуками может быть только некий неясный, как бы шепотный гласный звук, фактически просто звук выдуваемого воздуха.

ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА В СЛОГАХ

При произнесении гласных звуков рот открывается и возникает дополнительное пространство для «распыления» воздушной струи.

Правильное произнесение:

^ Ребенок, поставив перед губами ладонь, должен произносить вслед за вами слоги [ты — ты], [ды — ды]. Ваша инструкция может быть такой: «гласный звук после согласного должен выдуваться изо рта прямо на ладонь». Пусть ребенок целится этим слогом, как из пи­столета себе в ладонь, он должен попасть в нее именно гласным звуком. Постепенно ладонь ото рта можно отодвигать подальше.

^ Ребенок должен подставить ладонь к подбородку, и гласный звук должен на нее «падать» («отлетел немного ото рта и упал»). Одно­временно с произнесением слога ребенок может качнуться вперед, «помогая ему упасть». Как «падение гласного звука» ребенок бу­дет ощущать на ладони выдох.

чей, пытаясь дооиться этого, ребенок утрирует ротовой выдох. При выполнении этого упражнения ладонь должна находиться близко к губам, иначе ребенок не почувствует горячего выдоха.

•/ На первых порах можно позволить ребенку при произнесении зву­ков [т — д] немного высовывать изо рта язык.

^ Дальше нужно произносить слоги со звуком [а].Звук [а]следу­ет произносить почти так же, как [ы],только губы приоткры­ваются немного шире. Будет получаться что-то среднее между [э] и [а]. Ребенок должен поочередно произносить слоги [ты — та], [ды — да].

V Теперь нужно перейти к произношению слогов со звуком [э] — [ты — та — тэ; ды — да — дэ], — рот почти не открывается, глас­ный звук «попадает» точно в ладонь, воздух горячий.

•^ Точно так же вы тренируйте слоги с гласными [о] и [у]. Следите, чтобы ребенок не сильно вытягивал губы. Полезно, чтобы при произнесении звука [у] добавлялся легкий призвук [в](почти [дув]).Это будет происходить от трения воздуха о вытянутые губы.

^ Гласные звуки не нужно сильно тянуть. Как только звук «попал» на ладонь, его произнесение следует прекратить.

Признаки неправильного произнесения:

• Ребенок может начинать говорить в нос. В этом случае можно за­жать ему ноздри, чтобы он это почувствовал.

• При переходе на гласный звук ребенок может «втягивать» внутрь нижнюю челюсть — это один из способов «вернуть» свой нару­шенный речевой выдох. Пусть немного выдвигает нижнюю че­люсть вперед.

• Ребенок при переходе к гласному [а]может пытаться широко от­крыть рот — этого нельзя допускать.

Наши рекомендации