Постановка начала речи с «мягкой атаки».
«Твердая атака» наиболее заметна при произнесении слов, начинающихся с гласных звуков. При этом ребенок как бы «с места» резко и отрывисто выкрикивает первый звук. Для «включения» «мягкой атаки» требуется, чтобы работал грудной резонатор, то есть звук голоса должен вибрировать в грудной клетке.
•*/ Ребенок должен сесть, опустить плечи и наклонить голову (как бы несколько свесить ее) вперед. Грудная клетка при такой позе как бы «западает» внутрь, спина ссутуливается, а плечи подаются немного вперед. Брюшное дыхание при этом осуществляется автоматически:
^ Ребенок должен выдохнуть воздух и вслед за вами по подражанию с закрытым ртом произнести низкий, вибрирующий в грудной клетке и хрипловатый от этой вибрации неясный (средний между [м]и [у])звук. Вибрацию грудной клетки можно ощутить ладонью.
^ После этого вибрацию желательно «опустить» как можно ниже. Для этого приложите свою руку к тому месту, где у ребенка резонирует грудная клетка, и скажите ему, что вы чувствуете его голос. Потом переместите руку чуть ниже и предложите ребенку вслед за вашей рукой «опустить» в эту точку свой голос.
•^ Затем нажимайте рукой на грудь ребенка (как на «выключатель») выше или ниже, и в этом месте он должен «включать» голос.
ка будет окрашиваться дополнительными бархатистыми обертонами, речь будет начинаться с «мягкой атаки», и в ее звучании будет присутствовать грудное резонирование.
Нарушение голоса может сопровождаться повышением его громкости. При этом ребенок как бы кричит, а не говорит (так мы пытаемся докричаться до плохо слышащего человека или когда говорим по телефону, и нас не слышат). На занятиях, а также в повседневном общении у ребенка нужно тренировать манеру говорить тихим голосом. Речь низким голосом и с «мягкой атаки» устраняет излишнюю громкость голоса.
У ребенка может быть ускоренный темп речи. Речь тихим и низ
ким голосом автоматически приводит к некоторому замедлению темпе
речи. Не забывайте напоминать ребенку о том, чтобы он говорил мед
леннее. ,
о | ЯЯ«^й Ойщ | о о | м я о | 1 1 | м о со | |||||||||
^3 | И Л — . 1-Й К ГТЬИ-(О | *ь | к | ' | тз | |||||||||
г быть все названные речевые недостатки или толы- | Речь ребенка может быть понятной или непонятной Понятная речь. Ваш ребенок говорит разборчиво, ег •нять. Он строит нормальные, развернутые предложе] !т грамотно, он знает много слов. На слух можно оп] ! выговаривает какие-то звуки. Непонятная речь. Ребенок говорит неразборчиво. : не всегда его понимают. Из-за невнятности его I ю определить, грамотно ли он говорит (правильно л экончания слов, предлоги и т. п.). У ребенка может ( словарный запас. Он говорит короткими, неполным и, а также не выговаривает болыное число звуко] | Вы планируете помогать приглашенному логопеду. Вы собираетесь заниматься с ребенком самостоятел | чину этого. | вообще решить, что вам дальше делать с ребенком. С ребенком неэффективно занимаются, и вы хотите в | Вы хотите поточнее определить речевую проблему ] ка, чтобы пригласить к нему специалиста нужного | Ваши намерения могут быть следующими: | )яния речи ребенка, которое она производит на перв | Но такое полное обследование требуется не всегда. т от двух обстоятельств: от ваших дальнейших на] | строение речевых органов. | речевое развитие ребенка в целом; « : подвижность речевых мышц; | речевой слух; ; V | звукопроизношение; | речевой выдох; | Чтобы понять, какие речевые проблемы есть у ре( аста, нужно проверить у него: |
г» ^ | • Я §< Я Ф Д т О " | &< | и | « ^ И рэ | Е | я н | ф | |||||||
ф | ^ ИЗ 1Г1 Я 1-э ^ ' 2| | я | :яснит | "о я о я •е 3 Я 0 | м СО | <* ч ^з о ф Я 0 | я я р и | |||||||
§ | ^ § § я 0 § -?* ° а | ^ | а та | и | Кс ф | § | ||||||||
*О | я к 2 2 ^ я л* *т о | я "^ | и | я 3 | я | |||||||||
Ф | Р | | | X <Т> О О4 1 | Й Я! я и | 3? | ,-~ ,_: | ^ | , 1 |
Обследование ребенка |
:о |
"\ Типы \^ ситуаций Что \. | Вы хотите выяснить диагноз и пригласить специалиста | С вашим ребенком неэффективно занимаются | Вы планируете помогать логопеду | Вы собираетес] самостоятельш заниматься с ребенком | ||||
нужно \^ обследовать \> | Речь понятна | Речь непонятна | Речь понятна | Речь непонятна | Речь понятна | Речь непонятна | Речь понятна | Реч непон* |
1. Речевой выдох | Обследует специалист | Обследует специалист | * | * | * | * | * | * |
2. Звукопроизношение | Обследует специалист | Обследует специалист | Уже обследовано логопедом | Уже обследовано логопедом | Обследует логопед | Обследует логопед | # | * |
3. Речевой слух | Обследует специалист | Обследует специалист | * | * | Обследует логопед | Обследует логопед | * | * |
4. Речевое развитие ребенка в целом | Вряд ли нарушено | & | Вряд ли нарушено | * | Вряд ли нарушено | * | Вряд ли нарушено | * |
5. Подвижность речевых мышц | * | * | * | & | * | * | * | * |
6. Строение речевых органов. | * | •I- | * | * | * | * | * | * |
иу- |
обследования речи ребенка (см. табл. на с. 43). Звездочками отмечены те моменты, которые нужно обследовать.
дет исправить у ребенка речевой выдох в трех случаях.
Речевой выдох
Для фонетики русского языка характерен максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или даже к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься (рис. 4).
Рис. 5 |
При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос (рис. 5), а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков.
Рис. 4
Если утечка воздуха через нос велика — это придает носовой оттенок произношению. Такой выдох характерен, например, для французского языка, только на таком выдохе возможно формирование грассирующего, французского звука [р].
Воздушная струя может направляться в самую высокую точку твердого нёба, частично уходя в нос. При этом носовой оттенок в произношении на слух может быть почти незаметен. Такой выдох характерен, например, для английского языка.
Как проверить речевой выдохописывается на с. 26-32.
1. С вашим ребенком неэффективно занимается логопед.Возможно, он ставит ему произношение звуков на нарушенном выдохе, и поэтому они продолжают звучать смазано. Проверьте состояние выдоха ребенка при произнесении им слов с теми звуками, которые ему ставят. Если вы обнаружите нарушение речевого выдоха, исправьте его ребенку самостоятельно.
2. Вы собираетесь пригласить логопеда и помогать ему.Поставьте ребенку речевое дыхание еще до начала занятий. Это ускорит процесс постановки звукопроизношения.
3. Если вы собираетесь самостоятельно заниматьсяс ребенком постановкой произношения, даже, если вы не нашли у него нарушения речевого выдоха, поработайте над его речевым дыханием.
Ситуация занятия — искусственна сама по себе, тип речи, который здесь используется — не настоящий. Ребенку приходится осваивать незнакомые ему действия. Все это вызывает у него эмоциональное, а значит, и мышечное напряжение, которое может проявиться в нарушении речевого выдоха. Поэтому вам с ребенком нужно освоить способы восстановления нормального речевого дыхания.
Произношение звуков
Известно несколько видов нарушения произношения звуков: Звук может пропускаться совсем.Тогда при повторении слов ребенок вместо звука произносит неясный гласный или полугласный звук, иногда немного йотированный (сарай — са-ы-ай или са-ый-ай), либо пропускает звук полностью (са-ай). При произнесении шипящих и свистящих звуков этот полугласный звук сопровождается придыхательным шумом. При попытке произнести звук изолированно ребенок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести. Ребенок вместо одного звука произносит полноценно звучащийдругой звук. Например, вместо [р]произносит звук [л]или [и].. Это называется заменой.
Ребенок может заменять один звук на неполноценно звучащийдругой звук. Например, звук [ш]заменяет на неправильно произносимый звук [с].
Ребенок может заменять твердый согласный звук его мягкой парой(например, вместо [л]говорить [л']).Это называется смягчением.Если вы обнаружите смягчение каких-то звуков в речи ре-
т произносить аиук искаженно, го есть в его речи звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского языка. Например, вместо русскоязычного [р] ребенок произносит горловой, грассирующий [р] или вместо звука [ш] произносит похожий на [ш] некий шумный шипящий звук.
Произношение звуков [к — г], [ф — в], [т' — д'], [с — з — ц], [ш — ж] и [ч — щ] почти всегда нарушается одинаковым образом.
Упражнения для проверки звукопроизношения:
^ Вслед за вами ребенок должен несколько раз повторить звук в изолированном положении (то есть отдельно — [с]).
•^ Вслед за вами он должен повторять слова, где этот звук находится в разных позициях (в начале, в середине и в конце слова).
Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушаются (то есть [ж], например, будет звучать, как [ш]; слово нож — как нош, слово ножка — как ношка и т. п.). Примерные слова для проверки произношения каждого из звуков приводятся в тексте.
Если ребенок неполноценно произносит изолированный звук — нужно этот звук сначала ему поставить, а затем закрепить его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а в словах произносит его дефектно — вам нужно только закрепить произношение этого звука (см. с. 151).
Правила проверки произношения:
Ребенок спокойно, без нажима должен повторять за вами слова и
звуки (произносите их без излишнего напора). При форсирован
ном произнесении звук может легко исказиться. Например, если
звук [с] произнести на фоне слишком сильного выдоха, звук ока
жется неточным, потому что язык под напором воздушной струи
прижмется к зубам и перекроет воздуху выход изо рта.
Внимательно вслушивайтесь в изолированно произносимый ре
бенком звук. Пусть он повторит его несколько раз. Иногда дети,
используя неправильные расположения речевых органов, доволь
но хорошо имитируют полноценное звучание некоторых звуков,
так что нарушение их произношения для неискушенного слуха
может остаться незамеченным. /
Такие звуки ребенку обязательно нужно ставить, потому что их ошибочное произнесение станет более заметным с возрастом, ког-
несение других. г> фонетической системе лаы^а (люсииы произношения звуков как бы «подогнаны» друг к другу с точки зрения наибольшего удобства переключения речевых органов со звука на звук. Именно поэтому дефектное произношение какого-либо звука часто становится более различимым в словах при его взаимодействии с другими согласными звуками.
Поэтому при появлении сомнений, проверьте, как ребенок произносит звук в словах со стечениями (когда несколько звуков идут подряд) согласных звуков (например, для звука [ш] — каштан, кашне, пунш, мундштук). При произнесении подобных слов, во-первых, становится более явным дефектное произношение звука, а, во-вторых, между согласными звуками в стечении (в нашем случае это — [шт], [шн], [нш], [дшт]) возникает некоторая пауза, необходимая для перехода с одной артикуляции на другую, с нею не сродственную.
Изучите расположение органов речи ребенка и сравните его с нормальным вариантом (он приводится перед описанием обследования каждого из звуков). Положение языка во рту сквозь зубы иногда рассмотреть не удается, поэтому спрашивайте у ребенка, где он у него находится, или просите ребенка произнести звук, оставить язык на том же месте и приоткрыть рот. Язык может сместиться, но вы поймете, в каком примерно месте он находился. Когда вы не можете расслышать, выговаривает ли ребенок тот или иной звук, проверьте, нарушен ли у него при произнесении этого звука речевой выдох. Пусть произносит слоги с этим звуком с зажатыми ноздрями (см. с. 26). Если выдох нарушен, то и звук произносится неправильно.
Нарушения произношения конкретных звуков
При чтении воспроизводите вслух все описанные виды неправильного произношения. Для каждого вида неправильного произношения звуков указываются наиболее предпочтительные способы их постановки (см. с. 102).
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ [К, Г, X] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ
Произношение заднеязычных звуков: Губы находятся в естественном положении, слегка приоткрыты. Зубы — в положении нормального прикуса (см. с. 11), слегка приоткрыты. Кончик языка опущен, упирается в нижние резцы или слегка отодвинут в глубь рта, задняя часть
При произнесении звука [х](рис. 6) образуется щель, в которую с шумом выходит воздух. При произнесении звуков [к] и [г](рис. 7). вначале возникает смыкание корня языка с нёбом, закрывающее выход струе воздуха, затем язык отлепляется от нёба и воздух резко, с характерным щелчком устремляется в возникшую щель.
Рис. б |
Рис. 7 |
Несмотря на то что заднеязычные звуки образуются почти в горле, воздушная струя при их произнесении должна беспрепятственно выходить изо рта. Особенно это заметно при произнесении звука [х].Выдох легко обнаружить подставленной ко рту ладонью.
[х7] — хит, хек, мухи, духи
[к] — кот, кнут, покой, окно, буква, бок, док
[к'] — кит, кипа, макет, анкета
[г] — гудок, губа, гам, нога, подмога, магма, манго
[г'] — гид, Гена, бумаги, ангина
ГУБНО-ЗУБНЫЕ ЗВУКИ [Ф, В] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ
Произношение звука [ф]:Язык лежит на дне ротовой полости. Верхние резцы соприкасаются с нижней губой, воздушная струя проходит между ними. При произнесении звука [в]положение речевых органов остается прежним, но добавляется голос (рис. 8).
Для этих звуков используется единственный способ постановки.
Н МЛ .
,П ,
Виды неправильного произношения заднеязычных звуков:
Звук [х] чаще всего заменяется на звук [к]. Способ постановки — П. Часто он заменяется на правильный или дефектный звук [ф].Способ постановки — I.
Может звучать как форсированный горловой выдох. Способы постановки — II, III.
Подобным же образом нарушается произношение мягкого звука [х']. Звуки [к, г]чаще всего заменяются на звуки [т, д].Способ постановки — любой.
Иногда звук [к] заменяется на звук [х], а звук [г]на звук, напоминающий южнорусское или украинское произношение этого звука (как бы звонкий [х]).Способы коррекции — III, IV. Мягкие звуки [к', г']нарушаются подобным же образом.
Рис. 8
Виды неправильного произношения губно-зубных звуков:
Звуки [ф, в]могут произноситься как губные, тогда струя воздуха проходит в щель между губами. При этом возможны 2 варианта произношения:
1. Если воздушная струя ослаблена, звуки несколько напоминают звуки [п, б].
2. Если же воздушная струя достигает губ, звук [ф]звучит как Простой выдох, его звучание искажается мало, зато звук [в] получается несколько оглушенным и больше напоминает английский вариант произношения этого звука.
что |
их. «глотает». ото происходит из-за того, ню
достигает губ ребенка, так как уходит в нос. Обнаружить это легче (зажав ребенку нос пальцами) при произнесении звука [в].
• В произношении звуков [ф, в] может участвовать язык. Он высовывается между зубами, и струя воздуха проходит между ним и верхними резцами (к языку может прикасаться также и верхняя губа).
• Аналогичным образом может нарушаться произношение мягких пар этих звуков.
Слова для проверки произношения губно-зубных звуков: • -
[ф] — фантик, фуга, кафе, муфта, кафтан, нимфа, миф
[ф'] — фильм, Феня, кофе, пуфик, гольфик, амфибия
[в] — Ваня, вода, подкова, овод, подвох, двойка
[в'] — вина, вена, ливень, аквилегия, подвид, Матвей
МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ [Т1] И [Д1]
Произношение звука [т']: рот почти закрыт, губы вытянуты в улыбку, зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса. При произнесении этих звуков допустимо 2 положения для языка:
1. Кончик языка прижат к основанию верхних резцов или к самим верхним резцам, ближе к их основанию.
2. Кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя часть спинки языка — к основанию верхних резцов.
В обоих случаях спинка языка приподнята и приближена к нёбу, как это бывает при произнесении звука [и] (рис. 9). Воздушная струя должна точно нацеливаться в место образования звука. При длительном произнесении звука [т'], после того как кончик или передняя часть языка немного отодвигаются от основания верхних резцов, вторым звуком слышится мягкий звук [с'].
Звук [д'] образуется так же, только с добавлением голоса. При правильном его произнесении вторым звуком после него слышится звук [з'].
Произношение этих звуков нарушается почти всегда, когда бывает нарушено произношение шипящих, но его труднее заметить. Ставить эти звуки нужно обязательно, так как они часто встречаются в речи, и при их дефектном произношении она будет звучать неряшливо.
Виды неправильного произношения звуков [т', д']:
• Звуки [т', д'] могут произноситься с неясным шипящим призвуком, так, что звук [т'] несколько отдает в [ч], а звук [д'] в звук, напоминающий озвонченный звук [ч] ([д'ж']). Губы принимают по-
^аи иыоа±\л приоткрыты, оии^ои шдладивли — ЛЮООИ.
• Звук [т'] может произноситься как нечетко звучащий [ч], а звук [д'] — как звук [д'ж'] (причем [ж'] слышится смягченным и неточным). Избыточная артикуляция губ при этом отсутствует. Способ постановки — любой.
• Звуки [т', д'] могут произноситься с оттенками звуков [к' и г']. Иногда может даже казаться, что звуки [т', д'] почти заменяются на эти звуки. Это объясняется тем, что язык ребенка оттянут в глубь рта. Губы при этом растянуты в очень выраженную и напряженную улыбку. Способы постановки — I, III.
При всех видах нарушения произношения воздушная струя практически не выходит изо рта ребенка, а «распыляется» внутри.
Слова для проверки произношения звуков [т'] и [д']:
[т'] — тина, тип, плетень, котенок, палантин, мантия, мать, тать
[д'] — дед, Дина, Надя, будильник, ундина, Индия, Авдей
ЗВУК [И]
Произношение звука [и]: Губы растянуты чуть меньше, чем при произнесении звука [и]. Зубы почти сомкнуты в правильном прикусе. Кончик языка находится у нижних резцов. Средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Воздух проходит между нёбом за альвеолами и языком (рис. 10).
нарушен. При этом смягченно могут произноситься и другие согласные звуки. Способ постановки — любой.
• Звук [и] может заменяться на йотированный южнорусский звук [г] (смесь звуков [и] и [г]), то есть произноситься с помощью задней части спинки языка. При этом речевой выдох сильно нарушен. Способ постановки — любой.
Слова для проверки произношения звука [и]:
[и] — яма (произносится йама), йод, Майя, гайка, мойва, обойма, бой, вой
•И ЗВУК [Л] И ЕГО МЯГКАЯ ПАРА
Произношение звука [л]: Губы в нейтральном положении, зубы либо прикрыты, либо слегка приоткрыты. Положение языка может быть различным: кончик языка может упираться в место между альвеолами и верхними резцами, в основание верхних резцов, а также в верхние или нижние резцы (рис. 11).
л»:
Рис. 11
Звук [л] звучит правильно, когда речевой выдох четко направлен в самые зубы. От этого при длительном произнесении звука [л] к его звучанию добавляется некий «жужжащий» призвук от трения воздушной струи о зубы.
слегка окрашенный призвуком [л] звук [ы]. При правильном произнесении звук [л] возникает, когда язык отрывается от того места, к которому был только что прижат. В этот момент может даже слышаться некоторая примесь звука [д] или небольшое шуршание («всхлипывание») проходящего между языком и местом артикуляции воздуха.
При произнесении мягкого звука [л'] спинка языка дополнительно поднимается к твердому нёбу.
Виды неправильного произношения звуков [л] и [л']:
• Звук [л] может заменяться звуком [ы], язык при этом не смыкается с нёбом или зубами, а остается посередине ротовой полости. Способ постановки — I.
• Вместо звука [л] может произноситься губной звук, напоминающий звук [в], или кратко произнесенный [у] (как в польском языке), язык при этом бездействует. Способ постановки — П.
• Задняя часть спинки языка может приближаться к твердому нёбу (кончик языка в артикуляции участия не принимает). Слышится звук, напоминающий южнорусский или украинский звук [г]. Способы постановки — II, III, IV.
• Звук [л] может заменяться на правильный мягкий звук [л']. Способ постановки — V.
• Он может заменяться на звук [и]. Способы постановки — II, III, IV.
• Очень редко звук [л] заменяется на правильный звук [р]. Способы постановки — И, III, IV.
• Звук может заменяться грассирующим [р]. Способы постановки — III, IV.
• Звук [л] может произноситься межзубно, язык при этом высовывается между зубами и прикасается либо к верхним зубам, либо к верхней губе. Способ постановки — III.
Как бы ни нарушалось произношение звука [л] (кроме замены на полноценные звуки [р, л', и]), речевой выдох у ребенка будет очень сильно нарушен.
• Звук [л'] нарушается редко. Встречается полумягкое произношение или замена на звук [и]. При этом может быть смягченным и произношение других звуков.
Слова для проверки произношения звуков [л] и [л']:
[л] — лодка, луна, улов, олово, плов, облава, колба, калмык, глава, вол, мел
[л'] — лен, Лида, улитка, калина, плетень, фляга, альфа, альт, мель
ИрОИЗНОШеНИе звука. |_и_|;1 уиь! аоапау 1Ы о
ны в форме нормального прикуса. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. По средней линии языка образуется желобок, по которому, как в свисток, идет воздушная струя. Кончик языка может упираться как в нижние, так и в верхние резцы. Струя воздуха четко подается в самые зубы (рис. 12, 13). Звук [с] должен звучать тонким свистом, если к свисту прибавляется некий более грубый шум, значит, звук произносится неправильно.
Звук [з] произносится так же, только добавляется звук голоса.
Рис. 12 |
Рис. 13 |
Рис. 14 |
Рис. 15 |
Звук [ц] (рис. 14, 15) образуется в результате быстрого последовательного произнесения звуков [т] и [с] ([тс]).
Виды неправильного произношения свистящих звуков:
Звуки могут произноситься межзубно. Язык высовывается между зубами, и струя воздуха по желобку проходит между языком и верхними зубами. Способы постановки — III, VII. Звуки могут формироваться между высунутым языком и верхней губой. В этом случае звук [с] больше напоминает звук [ф] ([з] и [ц] — звуки [в] и [тф]). Способы постановки — III, VII. Звуки могут произноситься с помощью нижней губы и верхних зубов (как губно-зубные). Звук [с] напоминает звук [ф] ([з] и [ц] — как в предыдущем случае). Способ постановки — любой. Язык может вообще не принимать участия в произношении. Воздушная струя просто проходит сквозь сомкнутые зубы, издавая некий шипяще-свистящий шум. Способы постановки — I, II, III, IV, VII. Кончик языка может прижиматься одновременно к верхним и нижним резцам. При этом он перекрывает ток воздуха, «затыкая» щель между зубами. В результате при произнесении звуков [с] и [ц] получается взрывной звук [т] (сначала язык плотно примыкает к зубам, затем поток воздуха «взрывает» преграду и с шумом выходит изо рта). При произнесении звука [з] слышится взрывной [д]. Способы постановки — II, III, IV, V, VII. Существует 3 варианта бокового произношения свистящих звуков:
1. Воздух может обтекать прижатый (как в предыдущем случае) к зубам язык с обоих краев и с неряшливым шумом выходить изо рта по бокам. Способы постановки — II, III, VII.
2. Кончик языка прислоняется к зубам, а передняя часть спинки языка плотно смыкается с альвеолами, воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков, в результате слышится хлюпающий шум. Губы могут быть в асимметричном положении. Способы постановки — III, VII.
3. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько слева или справа, воздух обтекает преграду с одного из боков. Слышится ровный, но грубый, с шипящим оттенком свист. Губы могут быть в асимметричной улыбке. Способы постановки — III, VII.
Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, подставив ко рту ребенка ладонь, на ней вы почувствуете, из какого угла рта выходит воздух.
Свистящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные шипящие: [с] — на [ш] (иногда несколько смягченный [ш]), ([з] и [ц] — на [ж] и [тш]. Способы постановки — I, И, III, IV, VII.
бы постановки — I, II, III, IV, VII.
• Произношение мягких звуков [с'] и [з'] может нарушаться таким же образом, как и произношение их твердых пар, но может оставаться и правильным.
Слова для проверки произношения свистящих звуков:
[с] — сад, сон, усы, оса, паста, басма, самса, клипсы, икс, лис [с'] — сено, осина, осень, овсянка, кисть (произносится кис'ть), моська, пенсия
[з] — завод, зуд, коза, Лиза, гильза, азбука, вздох, клизма, узник
[з'] — Зина, зяблик, физика. Азия, вензель, Пльзень
[ц] — цапля, циновка, птица, пальцы, унция, акцент, ацтек, опция
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш, Ж]
Рис. 16 |
Произношение звука [ш]: Зубы сближены, верхние резцы находятся прямо над нижними, губы округлены и выдвинуты вперед. Язык своими боками прижат к верхним коренным зубам. Расширенный, сплющенный кончик языка прикасается чуть спереди к альвеолам, средняя часть языка прогибается вниз, то есть язык имеет форму «ковша». Воздушная струя проходит между кончиком языка и альвеолами. Если кончик языка будет прикасаться к самой макушке альвеол, звук будет жестковатым (рис. 16).
чуть смягченным, так, чтобы звук звучал приятно на слух, густо и бархатно. Если слышится жесткое произношение — значит, язык, скорее всего, находится слишком глубоко во рту. То же самое относится к звуку [ш]. Он должен мягко «шуршать» и иметь чуть заметный свистящий оттенок, а не произноситься глухо и жестко.
При произнесении звонкого звука [ж] дефектное произношение заметнее, поэтому шипящие часто бывает удобнее проверять по звуку [ж].
Виды неправильного произношения звуков [ш, ж]:
• Язык может быть отодвинут в глубь рта и не участвовать в произношении. Тогда воздух с шумом проходит между сжатыми зубами (и резцами, и коренными). Способ постановки — любой.
• Иногда в подобном произношении, так или иначе, участвуют губы. Они могут прижиматься к передним зубам, тогда возникает дополнительный призвук звука [ф] (или [в] при произнесении звука [ж]). Способ постановки — любой.
• Губы могут быть выставлены вперед, в этом случае возможны 2 варианта произношения:
1. Воздух может «бить» в обе щеки (иногда сильнее в одну), так, что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются. Впрочем, легкий «удар» воздуха в щеки можно почувствовать и при обычном произнесении, если прислонить к ним ладони. Звук получается неряшливый, «хлюпающий». Способ постановки — любой.
2. Пытаясь улучшить произношение, ребенок может прижимать щеки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Звуки [ш, ж] тогда похожи на нормально произносимые. Это достигается, в том числе за счет излишне вытянутых вперед губ. Попросите ребенка показать, где у него находится язык. Способ постановки — любой.
• Кончик языка может быть прижат за нижними зубами, а спинка— выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче, чем нужно. При этом нижняя губа (а иногда и нижняя челюсть) выдается вперед сильнее верхней. Способ постановки — любой. Некоторые дети очень хорошо «подделывают» в таком положении правильное произношение шипящих звуков, так что отличить их от «настоящих» бывает сложно. Нужно проверить произношение звуков в стечениях согласных и посмотреть, где находится язык.
• Звуки могут произноситься «боковым» образом. Воздушная струя со «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными
Способы постановки — I, III, IV.
• Задняя часть языка может подниматься к твердому нёбу, тогда воздух проходит по создавшейся там щели. Звук [ш] звучит как неотчетливый шипящий звук в то же время напоминающий [х]. Звук [ж] напоминает южнорусский или украинский звук [г]). В редких случаях шипящие могут полностью заменяться на эти звуки. Способы постановки — I, III, V, VI.
• Кончик языка может находиться за альвеолами. Звуки звучат почти правильно. При этом губы ребенка бывают слишком широко открыты (видны и верхние и нижние зубы чуть ли не вместе с деснами). Зубы также могут быть приоткрыты. Нужно попросить ребенка показать, где у него находится язык. Способы постановки — I, III, IV, V.
• Язык может быть прижат или приближен к передним зубам. Такое положение языка легко увидеть. Звуки звучат смягченно и небрежно. Способ постановки — любой.
• Шипящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные свистящие звуки ([ш] на [с], [ж] на [з]). Способы постановки — I, III, V, VI.
Слова для проверки произношения звуков [ш] и [ж]:
[ш] — шум, шаг, мыши, уши, каштан, кашне, мундштук, кашпо, пунш, душ
[ж] — жадина, жук, кожа, наждак, пижма, отжим, Фиджи, жаж
да, пиджак 1ч. ],
•'. 1 .">,д".- '(.':. : ••• .;•"=.
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Щ, Ч]
Произношение звука [щ]: Органы речи расположены так же, как и при произнесении звука [ш], только спинка языка дополнительно приподнята и приближена к нёбу (рис. 17).
Звук [ч] складывается из слитно произнесенных звуков — мягкого [т'] и [щ] ([т'щ]) (рис. 18).
Виды неправильного произношения звуков [ч, щ]:
• Язык может быть у нижних зубов. При произнесении звука [ч] появляется призвук мягкого [т'], при произнесении [щ] — призвук мягкого [с']. Способы постановки: для звука [ч] — любой, для [щ] — I, III.
• С помощью сильно вытянутых губ ребенку удается улучшить произношение, тогда звуки звучат почти нормально, только чересчур жестко и отрывисто, с нажимом. Способ постановки для обоих звуков — любой.
рией гуо. Воздушную струю можно почувствовать ладонью у одного из углов рта. Способы постановки: для звука [ч] — любой для [щ] — I, III.
• Кончик языка может быть отодвинут глубоко в рот. Речевой выдох при этом сильно нарушен. Звук [ч] имеет оттенок звука [к'] мягкого, звук [щ] — оттенок звука [х'] мягкого. Редко встречается полная замена этих звуков на заднеязычные. Способ постановки для обоих звуков — любой.
• Язык может быть за альвеолами. Звуки [ч, щ] звучат очень жестко и твердо. Может появляться придыхательный призвук. Губы напряжены. Речевой выдох сильно нарушен. Способы постановки: для звука [ч] — любой, для [щ] — I, III.
• Язык может упираться в передние зубы или приближаться к ним. Такое положение языка легко увидеть. Звуки получаются смягченными со свистящим оттенком. Способ постановки для обоих звуков — любой.
• Звук [щ] может произноситься как сочетание [шч]. Способ постановки — любой.
Слова для проверки произношения звуков [ч, щ]:
[ч] — чай, чуб, качели, бочонок, овчина, кочка, Камчатка, кончина, печь, ночь
Рис. 18 |
Рис. 17 |
[щ] — щель, щи, Кощей, гуща, вещь
пящие звуки. Только кончик языка больше напряжен и вибрирует в точно направленной на него воздушной струе (рис. 19).
Рис. 19
При произнесении мягкого звука [р'] язык продвигается немного вперед, очень короткая (одноударная) вибрация создается не самым кончиком языка, а его передней частью, отчего звук получается несколько грубее. Задняя часть языка приподнята к нёбу.
Изолированный звук [р] может зв