Ополнительные правила выполнения упражнений
• Когда в инструкции сказано, что упражнение выполняется с открытым ртом, это значит, что рот ребенка должен быть приоткрыт на ширину, необходимую для произнесения достаточно открытого звука [э].
вых органов (нижней челюсти, губ).
Результаты и рекомендации
1. У ребенка может обнаружиться нарушение подвижности речевых органов(дизартрия средней степенитяжести).
Признаки:
• Асимметричная работа мышц.Высунутый язык при этом отклоняется вправо или влево от средней линии, улыбка также смещается в соответствующую сторону.
• Невозможность выполнить отдельные движения.Ребенок вообще не может совершать какие-то действия, например доставать кончиком языка углов рта - обоих или какого-либо одного из них.
• Чрезмерная амплитудапри выполнении движений. Например, вместо того, чтобы коснуться языком верхних зубов, ребенок высовывает его изо рта гораздо сильней, чем для этого нужно, и может коснуться им даже верхней губы.
• Неоправданные синхронные движенияречевых органов. В этом случае совершение одного движения сопровождается другим. Например, если ребенок поднимает язык, у него вслед за языком подтягивается и нижняя челюсть, при совершении движения языком вправо-влево нижняя челюсть также может совершать аналогичные движения.
• Нарушение тонуса мышц.Мышцы языка и губ у ребенка могут быть излишне напряжены или, напротив, чрезмерно вялы.
• Назализация голоса.Ребенок может говорить в нос.
• Вы можете заметить, что ребенок не может поднять вверх язык,хотя с остальными заданиями справляется удовлетворительно. В этом случае вам нужно проверить, достаточной ли длины у него уздечка языка (см. с. 26).
Если вы нашли у ребенка описанные затруднения, обратитесь к логопеду, владеющему техникой специального логопедического массажа. Если такой возможности нет, вы можете самостоятельно развивать подвижность речевых органов ребенка с помощью комплекса артикуляционной гимнастики (см. с. 84). Без этих занятий произношение ребенка вряд ли улучшится.
2. У ребенка может быть легкая форма дизартрии.
Признаки:
• Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу.
• Не может удержать ее без измененийна протяжении 5~б секунд.
• Ребенку бывает сложно переключитьсяс выполнения одного движения на другое, например, при поочередном поднимании и опускании языка.
• При этом невооруженным глазом видно, что он совершает не такую уж и простую для него работу, заметно, что мышцы ему недостаточно повинуются.
9 Я |
гателыные задания по образцу.
Если у вашего ребенка есть эти затруднения, вы с помощью специальных упражнений легко сумеете восстановить у него подвижность речевых мышц (см. с. 84). Иначе у ребенка не сможет сформироваться правильное произношение.
3. У ребенка нормальная подвижностьречевых органов.
Признаки:
• Ребенок не смог выполнить какое-то упражнение с первого раза, так
как он не освоил новое движение, но после нескольких попыток, когда ребенок уже разучит движение, оно должно выполняться легко.
• При выполнении нового упражнения ребенок может пытаться совершать неоправданные синхронные движения другими органами речи.Если указать ему на эту ошибку, он способен ее исправить.
• Язык ребенка может быть чересчур напряженным.Это возникает от его излишней старательности. Если попросить ребенка не стараться так сильно и шевелить во рту «мягким», «ленивым» языком, чрезмерное напряжение мышц исчезнет.
Если вы не нашли у ребенка общего недоразвития речи и нарушения подвижности речевых органов средней степени тяжести, значит, у него нет серьезных речевых расстройств и нет необходимости в срочной специальной помощи. У ребенка просто нарушено произношение большого числа звуков. Для его возраста это речевым дефектом не является. Но вам нужно выяснить, способен ли ваш ребенок к самостоятельному освоению правильного звукопроизношения или у него, скорее всего, зафиксируются неполноценные способы произношения звуков. Читайте следующую главу.
Разборчиво говорящие дети
Причины, которые вызывают у ребенка нарушение произношения звуков, можно разделить на основные и дополнительные. • Основные причинынарушения звукопроизношения:
— нарушение подвижности речевых органов;
— нарушение речевого слуха;
— короткая уздечка языка.
Эти неблагоприятные особенности являются самостоятельными дефектами и принудительно формируют у ребенка нарушение звукопроизношения.
— нарушение общей подвижности ребенка;
— нарушение речевого выдоха;
— нарушение голоса.
Эти особенности сами по себе не являются болезненными проявлениями, а только предрасполагают ребенка к возникновению и закреплению у него недостатков произношения.
Существуют также различные способы неправильного произношениязвуков.
• Благоприятные способыпроизнесения звуков.
Они указывают на то, что нормативное произношение этих звуков ребенок, скорее всего, сможет освоить самостоятельно.
• Неблагоприятные способыпроизнесения звуков.
Эти способы произнесения указывают на то, что эти звуки самопроизвольно у ребенка вряд ли появятся.