Правила выполнения упражнений

• Упражнения должны выполняться перед зеркалом: вы показыва­
ете ребенку движение, он, глядя в зеркало, повторяет его за вами.

• Каждое движение ребенок может совершать многократно, так как
детям этого возраста часто бывает трудно с первого раза выпол­
нить новое двигательное задание.

• Постарайтесь обнаружить те препятствия, которые мешают ре­
бенку совершить требуемое действие.

правила выполнения упражнений - student2.ru ТП Результаты и рекомендации

1.У ребенка может обнаружиться тяжелая форма дизартрии(анартрия). Этому речевому нарушению обычно сопутствуют и разнообразные общие расстройства движения в области различных неречевых мышц.

Признаки:

• Речевые органы не могут сохранять одно и то же положениев течение
5~6 секунд. Это особенно заметно по состоянию языка — он постоянно
дергается, дрожит, его невозможно расслабить.

• Синеватый оттенок языка.Если ребенок пытается какое-то время удер­
жать язык неподвижным, язык от напряжения синеет.

• Повышенное слюноотделение.Если вы попросите ребенка некоторое
время посидеть с открытым ртом, то заметите, как под языком у него мгно­
венно скапливается слюна.

• Невозможность выполнить многие простые движения.Например, ре­
бенок совершенно не может вытянуть губы в трубочку или высунуть язык.

• Асимметрия в работе мышц.Если ребенок, например, пытается высу­
нуть язык изо рта, он отклоняется у него вправо или влево. Часто даже в
состоянии покоя у ребенка можно обнаружить асимметричность губ, когда
рот оказывается смещенным в ту или иную сторону.

• Нарушение тонуса мышц.Мышцы либо напряжены, зачастую до невоз­
можности совершить необходимое движение, либо излишне расслабле­
ны - тогда лицо ребенка амимично, а рот приоткрыт.

• Подергивания, дрожаниев различных группах мышц.

• Очень сильная назализация голоса.Ребенок говорит сильно «в нос»
(гнусаво).

В результате этих препятствий ребенок не в состоянии точно выполнить ни одного из упражнений, а некоторые движения не может совершать вовсе из-за чрезмерного напряжения мышц или сильных подергиваний в них. Если вы обнаружите у ребенка подобную картину, вам нужно будет срочно обратиться к логопеду, специализирующемуся именно на дизартриях и вла-

деющему техникой специального логопедического массажа. Вам также нуж­но будет показать ребенка детскому психоневрологу. При этом заболевании самопроизвольного улучшения речи у ребенка возникнуть не может, а меж­ду тем отставание в речевом развитии будет сказываться на его умственном и психическом развитии в целом.

2. У ребенка может быть моторная алалия.

Признаки:

• Ребенок не может повторить вслед за вами требуемое движение.При­
чем, если вы поможете ему выполнить его (например, потянете его за под­
бородок, чтобы он открыл рот), то движение у него может получиться.
Это связано с тем, что он «не знает», как совершить то или иное действие.

• Ребенок не может воспроизвести последовательности действий.Он не
может запомнить, в каком порядке нужно совершать движения. Это осо­
бенно заметно при выполнении последнего упражнения

• Речевые органы не могут переключиться с одного действия на другое
(например, улыбнувшись, ребенок не может вслед за тем вытянуть губы в
трубочку). Но, если попытаться выдвинуть его губы вперед, нажав паль­
цами на углы рта, движение ребенку удается.

• Ребенок не сразу находит нужное положение для своих речевых ор­
ганов,а действует как бы «на ощупь». Помощь со стороны облегчает на­
хождение позы.

Эти затруднения не позволяют ребенку выполнить упражнения. Иногда дети догадываются различными способами помогать себе (например, сжимают губы пальцами, чтобы закрыть их, проталкивают пальцем язык внутрь рта и т.п.).

Если вы обнаружите у ребенка подобные нарушения, вам нужно будет обра­титься к логопеду, имеющему опыт работы с моторной алалией. Ребенка так­же можно определить в логопедический детский сад в группу для детей с общим недоразвитием речи. Имейте в виду, что наличие этого дефекта мо­жет вызвать у ребенка задержку психического (в том числе и умственного) развития.

3. Вы не обнаружили у ребенка особенных проблем при выполнении
им двигательных заданий.После нескольких попыток большинство упраж­
нений ему удаются. Серьезных нарушений понимания речи вы у него также
не обнаружили. Обследовать такого ребенка более подробно вы сами не
сможете.

По поводу уточнения диагноза и назначения лечения вам необходимо обра­титься к дефектологу и детскому психологу, а также к детскому психоневро­логу. В Москве, например, существуют районные медико-психолого-педа­гогические комиссии, где проводится комплексное обследование детей. В детских психоневрологических диспансерах также есть диагностические ка­бинеты. У ребенка может быть какое-то заболевание, связанное с наруше­нием интеллекта, возможны и другие психические недостатки, сопровожда­ющиеся недоразвитием речи.

правила выполнения упражнений - student2.ru 20

Неразборчиво говорящие дети

правила выполнения упражнений - student2.ru У неразборчиво говорящего ребенка могут быть как сложные ре­чевые нарушения,требующие вмешательства специалиста, так и про-:то неправильное произношение большого числа звуков.

Чтобы определить, есть ли у ребенка какой-либо серьезный рече-зой дефект, нужно выяснить следующие моменты:

• Соответствует ли возрасту его общее речевое развитие:

— словарный запас;

— грамотность речи;

— развернутость фразовой речи;

— понимание речи окружающих;

— рисунок (или структура)слова.

• Нарушена ли (и в какой мере) подвижность речевых органов ре­
бенка.

Общее речевое развитие

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Нужно проверить словарь глаголов, существительных, прилага­тельных и предлогов.

Словарь глаголов

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет хорошо извест­ные ему действия(вы можете совершать их сами или показывать ребенку картинки, на которых они изображены: «машина едет», «мальчик спить, «девочка есть и т. п.). При этом задавайте ре­бенку вопросы: «Машина что делает?», «Мальчик что делает?».

■^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет действия, при­сущие тем или иным объектам.Примерные вопросы: «Самолет что делает?» {летит). «Поезд что делает?» (едет). «Лампочка что делает?» (светит или горит) и т. п.

Словарь существительных

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет известные ему предметы:например, стол, стул, кресло, тарелка, чашка, авто­бус, машина, дерево, цветок и т. п. Вы показываете ребенку сам предмет или картинку с его изображением, а он называет.

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей из­вестных ему животных.Вы спрашиваете у ребенка: «Как называ­ются детеныши кошки?» (котята), «Собаки?» (щенята) и т. д.

Словарь прилагательных

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет основные цвета:черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый. Попросите ребенка сказать, какого цвета тот или иной предмет.

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет размер предме­тов:большой, длинный, широкий, маленький, толстый и т. д. Для этого вы показываете ребенку соответствующие предметы.

Словарь предлогов«

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы задаете ребенку вопросы о местонахождении предмета. На­пример: «Где находится ручка?» (в столе, за столом, под столом, на столе, над столом, возле стола, перед столом).

ГРАМОТНОСТЬ РЕЧИ

Поскольку речь ребенка неразборчива, бывает трудно уловить на слух, грамотно ли он говорит. Поэтому нужно специально выяснить, использу­ет ли он в речи необходимые окончания, приставки, суффиксы и т. п.

Нужно проверить, использует ли ребенок множественное число существительных, а также уменьшительную форму существительных, может ли он образовывать женский род от глагола мужского рода про­шедшего времени и множественное число прилагательных.

Наши рекомендации