Вы хотите еще до школы обучить ребенка читать и писать, . также развить у него логические способности, память и внимание.

На самом деле сделать это очень важно. Когда ребенок приходит : школу подготовленным, он значительно быстрее и легче усваивает учеб ный материал. Кроме того, предлагаемые в этом пособии способы обу чения чтению и письму очень хорошо развивают интеллект ребенка, также память, восприятие и внимание.

—» Вам нужно прочитать первый и последний разделы книги.

Итак, прочитав это пособие, вы сможете:

— получить представление о речевом нарушении ребенка, его после; ствиях и возможностях его преодоления;

— предотвратить появление у ребенка дефектов произношения;

— устранить имеющиеся у ребенка дефекты произношения;

— предупредить возникновение у ребенка нарушений чтения и письмг

— развить у ребенка определенные интеллектуальные навыки, а та! же внимание, восприятие и память;

— подготовить ребенка к школьному обучению и сформировать него навыки чтения и письма.

В заключение хотелось бы пожелать вам успеха, терпения и, ос< бенно, смелости, потому что при чтении этой книги вам может на пе] вый взгляд показаться, что кое-что из описанного здесь трудно реализ< вать на практике. Такое ощущение возникает всегда, когда изучаютс многоступенчатые инструкции, рассчитанные на выполнение како]


Общие сведения по логопедии

ирсдтет, I; поторыт предстоит оперироьать, иыиает

трудно разобраться и в самих описаниях. Попробуйте, не взяв в руки спицы, научиться вязать по картинкам или понять, как работать с ком­пьютером, глядя на схемы в учебнике, а не на экран монитора.

В данном же случае этим «предметом», который вам следует «взять в руки», является речь вашего ребенка. Когда вы приступите к осуще­ствлению описанных здесь вещей, они станут вам вполне понятны.

Как устроен речевой аппарат

Речевой аппарат, с помощью которого мы говорим, включает в себя три отдела.

1. Дыхательные мышцы. Причем для речи необходимо брюшное дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет речь.

2. Голосовые складки. Они располагаются в горле. Их дрожание создает звук голоса, который нужен для произнесения гласных и звон­ких согласных звуков.

3. Собственно органы речи. Они расположены во рту (рис. 1).

Основные органы речи, это — язык (1), губы (2), нижняя челюсть (3), мягкое нёбо (4), маленький язычок (5), зубы (6), их основания (7), твердое нёбо (8), альвеолы (9) (бугорки за верхними зубами).

Главным речевым органом является язык (рис. 2). Он разделяется на переднюю (1), среднюю (2), заднюю (3) части, корень языка (4) и его кончик (5). Среднюю часть языка еще называют его спинкой.




Вы хотите еще до школы обучить ребенка читать и писать, . также развить у него логические способности, память и внимание. - student2.ru

Вы хотите еще до школы обучить ребенка читать и писать, . также развить у него логические способности, память и внимание. - student2.ru


Рис. 2

Рис. 1


Вы хотите еще до школы обучить ребенка читать и писать, . также развить у него логические способности, память и внимание. - student2.ru

правильном прикусе сомкнутые зубы (сомкнутыми должны быть имен­но коренные зубы) имеют следующий вид: верхние резцы находятся чуть впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их (рис. 3).

Ч' ,!

Рис. 3

За верхними резцами (1) находятся два выступающих ребристых бугорка с ложбинкой между ними (2) — они называются альвеолами(пожалуйста, запомните это слово, так как оно часто будет встречаться в инструкциях по формированию произношения).

За альвеолами начинается твердое нёбо (3), которое простирается в глубь ротовой полости и заканчивается мягким нёбом (4). На конце его находится маленький язычок (5), вибрация которого формирует грассирующий звук [р^, от которого его «владельцам» обыкновенно так трудно избавиться.

Перед началом занятий познакомьте ребенка с теми речевыми органами, которые находятся во рту. Изучите их с ним перед зерка­лом, а для доходчивости позвольте ему ощупывать их пальцем (особен­но те из них, которые плохо видны).

Звуки русского языка

Звуки делятся на гласные и согласные(когда буква обозначает звук речи, она берется в квадратные скобки, например [р]).

и непарные:звонкие [р, л, н, м] и глухие [ч, щ, ц].

Согласные также делятся на мягкие и твердые.Мягкость звук; изображается запятой справа и вверху над буквой, обозначающей звук [м']. По признаку твердости-мягкости звуки бывают парные,напри мер: [м— м']и непарные:твердые звуки [ш, ж, ц] — не имеют мягки: пар, мягкие же звуки [ч,щ] — не имеют твердых. На письме посл^ букв, обозначающих мягкие звуки, следуют буквы: я, ё, и, ю, е. Букв* а, о, ы, у, э указывают на то, что предшествующая буква обозначав твердый звук (например: мясо — масса, лёд — лот, рис — рысъ дюна — Дуня, мера — мэр).

По своему звучаниюсогласные звуки делятся на свистящие [с, г ц], шипящие [ш, ж, ч, щ], сонорные(«поющиеся») [р, л, и].

Согласные звуки подразделяются также на различные классы п месту своего образования.Бывают губныезвуки, то есть образованны только с помощью губ ([б, м]), губно-зубные ([в, ф]), переднеязычныепроизносимые с помощью передней части языка ([т, с, ч]и др.), задне язычные ([к, г, х]).

Наши рекомендации