Цели и задачи логопедического воздействия.
Основной целью логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения является формирование навыков правильного воспроизведения звуков родной речи и развитие фонематического слуха.
Задача логопеда - научить ребенка:
1. Узнавать звуки речи, не смешивать их в восприятии (узнавать звук по его акустическим признакам);
2. Отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
3. Осуществлять слуховой контроль над собственным произношением и оценивать качество произносимых звуков собственной речи;
4. Принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие правильное произношение звука, т. е. развивать артикуляторную моторику и речевое дыхание;
5. Варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в речевом потоке.
6. Безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка правильному произношению. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах нарушений звукопроизношения. В ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности возраста ребенка, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Для достижения полноценного результата родителям должны проводить домашние занятия по заданию логопеда. Они проводятся ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 минут) 2 - 3 раза в день.
Для преодоления дефектов произношения широко применяется разнообразный дидактический материал.
Следует учитывать, что развитие речи не является процессом последовательного и изолированного формирования отдельных ее структурных компонентов (фонетики, грамматики, словаря). Но есть процесс поэтапного развития всей системы средств общения, так как на каждом этапе речевого развития имеются свой звуковой строй, грамматика и словарный запас, реализуемые в высказываниях той или иной степени сложности, с тон или иной коммуникативной или познавательной целью.
Поэтому при организации занятий по развитию речи нужно исходить из того, что работа по формированию отдельных компонентов речи служит формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности. В связи с этим нужно подчеркнуть, что каждое занятие помимо отработки техники речи должно быть ориентировано на развитие коммуникативных возможностей ребенка, что отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания, что необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их активность в работе над речью. Поэтому работу над речью необходимо проводить в тесной связи с предметно-практической и игровой - ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Что в свою очередь является стимулом развития речи.
В работе были отражены основные методы коррекции нарушений звукопроизношения. На основании выше изложенного можно определить общую схему коррекционной работы:
· Подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к постановке звуков.
· Формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в речевом потоке и т.д.;
· Формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики;
· Развитие дыхания, голоса.
· Формирование первичных произносительных умений и навыков
· Собственно постановка звука;
· Автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге, слове, фразе, тексте, спонтанной речи;
· Дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).
· Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков. Т.е. знания, приобретенные на занятиях логопеда, должны активно использоваться в повседневном общении.
Параллельно ведется работа по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей.
В случае простых дефектов произношения занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных - от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников - быстрее, чем у старших.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.
Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работы:
· подготовительный этап;
· этап формирования первичных произносительных умений и навыков;
· этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Развитие правильного звукопроизношения зависит как от сохранности двигательно-кинестетической функции речевого аппарата, слухового восприятия и развития взаимосвязи между ними, так и от аналитико-синтетической деятельности мозга, которая определяет возможность постоянного сравнения своего произношения с эталоном (с правильным произношением) и стремления к этому эталону. При недостаточности аналитико-синтетической деятельности мозга ребенок не сравнивает свое дефектное звукопроизношение с правильным, у него отсутствует самоконтроль за своей речью (поэтому с таким трудом преодолеваются недостатки речи у умственно отсталых детей). Поэтому работа над формированием правильного звукопроизношения должна строиться параллельно с развитием подвижности и чувствительности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Одной из задач коррекционной работы является совершенствование просодической стороны речи, ее темпо-ритмической и интонационной составляющих (особенно при дизартрии и при заикании). При необходимости коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов.
При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально в зависимости от того, какие звуки нарушены, а также причин дефекта и особенностей звукопроизносительной системы данного конкретного ребенка.
При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции работы отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наиболее просты ( это звуки раннего онтогенеза). Или звук, наиболее легко поддающийся коррекции, (например звук, который отраженно произносится правильно).
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи. Необходима тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.
При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждении и преодолении вторичных нарушений речи логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и предложениях, а затем и в связной речи.
Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным, убыстряя темп упражнений.
При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звукосочетания и слова, в которых дефектные звуки произносятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.
Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дефекта, от общего уровня речевого развития. При сочетании нарушений произношения с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.
Соботович Е.Ф. выделила следующие особенности работы с детьми, нарушения звукопроизношения у которых вызваны различными факторами :
Работа с детьми I группы должна быть направлена на развитие всей системы речи (лексико-грамматического строя, фонематического слуха, анализа и синтеза, общих движений и тонких дифференцированных движений речевого аппарата). При этом работа над речью включается в систему педагогических мероприятий по повышению общего уровня психического развития ребенка.
При устранении нарушений звукопроизношения у детей II группы работа должна быть направлена, главным образом, на развитие статической и, особенно, динамической координации речевых движений, развитие тонких речедвигателъных дифференцировок. Методы коррекции дифференцируются по подгруппам и определяются характером нарушения речевой моторики.
Работа с детьми III группы может быть связана с медикаментозным или хирургическим воздействием (например: подрезание подъязычной связки), а также развитием координации речевых движений, мышц артикуляторного аппарата и т.д.
В занятиях с детьми IV группыследует уделять основное внимание педагогической работе: воспитанию спокойного поведения, устойчивости внимания, неторопливого темпа речи. И в системе этих мероприятий проводить формирование правильного произношения.
Нарушения звукопроизношения у детей V группы следует проводить в ходе выработки правильных артикуляционных укладов, так как в данных случаях дефект речи ограничивается неправильным произношением без каких-либо изменений со стороны речедвигательной сферы ребенка в целом.