Формирование навыков языкового анализа и синтеза.
Сначала ребенок учится совершать различные операции с предложениями и словами.
В дальнейшем он оперирует со слоговой структурой слова.
Затем он обучается анализировать звуковой состав слова.
В завершение ребенок учится соотносить звуковой состав слова с
его буквенным обозначением. ^
Анализ и конструирование предложений
Напомните ребенку, что такое предложение и что такое слово.
Предложение— это определенное сочетание определенных слов, которое имеет смысл (или проще: это несколько слов, которые выражают определенную мысль).
Слово— это определенное сочетание определенных звуков, которое имеет смысл (или иначе: оно что-то обозначает).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
•^ Дайте ребенку несколько мелких продолговатых предметов (например, счетных палочек или спичек). Вы должны произносить предложения из трех-четырех слов, выделяя каждое интонационно, а ребенок на каждое ваше предложение должен выкладывать один предмет. В конце он должен сосчитать, сколько предложений вы произнесли. Начинайте с двух-трех предложений. Скажите, чтобы счетные палочки (или заменяющие их предметы) ребенок клал на стол горизонтально (а не вертикально), так как они изображают предложения, которые имеют длительность или протяженность.
^ Вы произносите предложения из двух-трех слов, а ребенок на каждое ваше слово выкладывает по одной счетной палочке (спичке). Затем он должен сосчитать, сколько слов было в предложении. Постепенно количество слов нужно увеличить до пяти. При выполнении этого задания осторожно употребляйте предлоги. Можно использовать только те, которые похожи на отдельные слова {возле, рядом, из-за и т. п.), и поэтому их легко считать.
^ Вы произносите предложение. Ребенок кладет перед собой длинную картонную полосу, которая обозначает предложение. Затем вы по отдельности, вразброс произносите слова, которые входили в предложение. Ребенок на картонной полосе должен показать, в
каком месте предложения стояло каждое слово: в начале, в середине или в конце предложения.
Когда будете произносить предложения, состоящие из четырех слов, то по поводу второго и третьего слов ребенок должен показать на картонной полоске, какое из них стояло ближе к началу, а какое — ближе к концу предложения.
Вы произносите предложение, а ребенок выкладывает длинную картонную полосу. Затем вы повторяете это же предложение. Под длинной полосой по числу слов в предложении ребенок выкладывает более короткие полоски, символизирующие слова. Это называется схемой предложения.
Вы выкладываете перед ребенком определенную схему предложения: то есть под длинной полосой размещаете несколько коротких (2-4 полоски). По этой схеме ребенок должен придумать предложение с соответствующим числом слов.
Вы выкладываете схему предложения из двух слов и даете ребенку картинку. По этой картинке он должен составить соответствующее схеме предложение. После этого вы докладываете еще одну полоску — ребенок по этой же картинке должен составить предложение из трех слов и т. д.
Вы можете, наоборот, сначала составить схему предложения, состоящего из трех-четырех слов, а потом убрать какое-то количество символов, чтобы ребенок придумал предложение с меньшим количеством слов.
Одну из коротких полосок вы отмечаете крестиком и в дальнейшем используете ее для обозначения какого-то конкретного слова (например: «домой»). Затем вы выкладываете схему предложения, которое собираетесь произнести (полоску, обозначающую слово «домой» вы кладете в то место схемы, где будет находиться соответствующее слово, например, последней).
Затем вы произносите задуманное предложение (например: Маленькие дети идут домой.)- Ребенок, глядя на схему, должен назвать слово, соответствующее полоске, помеченной крестиком.
^ Вы сообщаете ребенку, что полоска с крестиком будет обозначать какое-то конкретное слово (например: «дом»). Затем вы выкладываете схему, по которой ребенок должен будет придумать предложение, помещая помеченную полоску в то или иное место схемы (например: в конец). Ребенок должен составить такое предложе-
ние, чтобы задуманное слово находилось в том месте предложения, которое обозначено на схеме полоской с крестиком (например: Строители строят дом.).
Вы произносите такое предложение, порядок слов в котором можно менять без особенного ущерба для смысла этого предложения (например: Мальчик катит санки — Санки катит мальчик — Катит санки мальчик — Санки мальчик катит) и выкладываете его схему. Затем вы произносите это предложение вторично, поменяв в нем местами два слова. Ребенок на схеме должен поменять местами, обозначающие эти слова, полоски и т. д. Предыдущее упражнение можно выполнять еще следующим образом: вы произносите предложение, порядок слов в котором можно менять, и на схеме меняете местами полоски, обозначающие те слова, которые нужно поменять местами. Ребенок должен произнести измененное в соответствии со схемой предложение.
Слоговой анализ и конструирование слов
Объясните ребенку, что такое слоги.
Слоги— это части слова. Когда слово произносится вслух, оно произносится по частям. Иногда это бывает очень сильно заметно, а иногда, когда человек говорит быстро — почти не заметно. Слова могут состоять из одной части (слога), из двух, трех и больше слогов.