Ориентировка в окружающем пространстве

■^ Положите перед ребенком два предмета: один — ближе к его ле­вой руке, другой — ближе к правой. Ребенок должен показать вам, какой предмет находится слева, а какой — справа.

^ Пусть ребенок положит какой-нибудь предмет слева от себя (или справа от себя).

Положите перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать вам предмет, который на­ходится слева или справа от центрального предмета (ручки). Положите перед ребенком ряд плоских предметов «стопкой» (на­пример, это могут быть книги). Выберите из середины стопки ка­кую-нибудь книгу. Ребенок должен сказать вам, какая книга в стопке лежит выше или ниже ее.

ориентировка в окружающем пространстве - student2.ru Результаты и рекомендации

1. Ребенок не справляется с большинством заданийЭто значит, что у неге
будут формироваться тяжелые формы нарушения письменной речи

Подобные нарушения приводят к стойкой неуспеваемости по всем школь­ным предметам, которая в дальнейшем оказывается для ребенка совершен­но непреодолимой и сама уже нуждается в специальной коррекции (а не в простом репетиторстве).

2. Ребенок удовлетворительно справляется с какой-то частью заданий,и,

может быть, даже с большей частью заданий. Но, тем не менее, если ка­кие — то виды заданий, ему не даются,это значит, что некоторые пси­хические функции(можетбыть восприятие или память, или отдельные виды умственных действий) у него недостаточно развитыи в школьном обуче­нии у него будут выявляться определенные нарушения чтения и письма. В обоих случаях нужно восстановить у ребенка нарушенные функции (см. с. 167) и сформировать у него первоначальные навыки чтения и письма (см. с. 174).

3. Ребенок выполняет все(за крайне редким исключением) задания.Это
значит, что у него нет предрасположенностик возникновению нарушений
чтения и письма.

Но, пожалуйста, обратите внимание на следующие моменты: на с. 174-196 предлагается коррекционная (то есть специальная, рассчитанная на восста­новление поврежденной функции) методика формирования у детей способ­ности к языковому анализу и синтезу. Именно на основе этой способности в дальнейшем складываются у ребенка навыки чтения и письма, а также спо­собность к усвоению грамматики языка.

Один из ключевых моментов этой методики - это формирование у ребенка первоначальных навыков письменной речи в виде выкладывания (составле­ния) слов из букв и чтения их (причем оба эти навыка формируются одно­временно). Такой способ обучения детей письменной речи, во-первых, очень эффективен, а, во-вторых, является для ребенка щадящим (обычные спосо­бы обучения чтению и письму часто требуют от него большого напряжения). Поэтому желательно еще до поступления ребенка в школу обучить его этим первоначальным навыкам письменной речи.Кроме того, предложенные в этой главе разнообразные задания имеют для ребенка большое развивающее значение, так как формируют у него практи­чески все основные логические операции: анализа, сравнения, синтеза, обоб-




щения, классификации, нахождения аналогии. А чем выше у ребенка уро­вень развития этих умственных действий, тем выше оказывается и его спо­собность ко всякому обучению вообще.

ориентировка в окружающем пространстве - student2.ru Развитие основных способностей и умственных действий

ориентировка в окружающем пространстве - student2.ru Чтобы предотвратить возникновение нарушений чтения и пись­ма, необходимо развить у ребенка недостаточно сформированные ум­ственные навыки, внимание, память и восприятие. У него нужно:

• Исправить речевой слух.

• Развить способность к восприятию и первоначальному анализу
единиц речи.

• Повысить устойчивость произносительных навыков.

• Развить способность к восприятию и анализу зрительного материала.

• Увеличить объем зрительного материала, который ребенок спосо­
бен воспринимать и удерживать в памяти.

• Увеличить объем слухового материала, который ребенок способен
воспринимать и удерживать в памяти.

• Развить способность к восприятию и анализу последовательности
зрительных объектов.

• Развить способность к восприятию и анализу последовательности
слуховых объектов.

• Развить способность к восприятию и анализу пространственных
отношений.

Вам нужно будет восстановить у ребенка нарушенные способности в том объеме, в котором они нарушены. А именно, тщательно отработать

| с ребенком те виды упражнений, с которыми он не справлялся во время

1 обследования.

Исправление речевого слуха

Как исправить речевой слух ребенка см. с. 82.

Развитие способности к восприятию

и первоначальному анализу единиц речи

■^ Вы произносите то короткие предложения, то случайные наборы

слов. Ребенок должен отличать одно от другого. ■^ Ребенок должен придумывать предложения, и составлять наборы слов.

Вы произносите набор из трех-четырех слов, а ребенок из них должен составить предложение. Например: пришла, дом, мама: или: пирог, ужин, мама, испекла. После этого вы можете предла­гать ребенку наборы из пяти-шести слов.

Вы, практически без пауз, произносите одно простое предложение за другим: например: Я иду домой. Ты сидишь на стуле. На улищ идет снег. Кошка ловит мышку и т. д. Ребенок должен прослу­шать ваши предложения и, когда вы в том же порядке будете произносить их снова, должен, допустим, хлопком в ладоши, «ста­вить» в конце каждого вашего предложения «точку». Предвари­тельно объясните ему, что в конце каждого предложения на пись­ме положено ставить точку.

Ребенок должен сначала произнести какое-нибудь предложение (можно по картинке или по показу действия), а потом произнести только одно слово, которое входило в это предложение. Вы произносите одно слово за другим, практически без пауз, но не спеша. Когда вы в том же порядке снова будете произносить те же слова, ребенок должен в конце каждого слова (например, по­средством хлопка в ладоши) «ставить запятую». Предварительно объясните ему, что, когда на письме идет перечисление слов, пос­ле каждого слова положено ставить запятую.

Ребенок должен придумывать слова и не имеющие смысла набо­ры звуков.

Ребенок должен придумать предложение из двух, а потом из трех слов (можно по картинке или по показу действий). Ребенок должен из слова «сделать» предложение. Вы произносите какое-нибудь слово, а ребенок с этим словом должен придумать предложение.

Вы произносите слово по слогам, а ребенок должен сопровождать хлопками в ладоши ваше произнесение. Вначале вы можете хло­пать в ладоши вместе с ним.

Ребенок должен придумывать слова, состоящие из одного и двух слогов.

Вы произносите то один согласный звук, то — два (звуки не обя­зательно должны тянуться). Ребенок должен определить, когда вы произнесли один звук, а когда — два.

Ребенок должен произносить то один звук, то сочетание двух лю­бых звуков.

Повышение устойчивости произносительных навыков

Если какие-то звуки в повседневной речи ваш ребенок продолжа­ет произносить дефектно, нужно закрепить у него произношение этих звуков (см. с. 151).

Если вы самостоятельно ставили ребенку эти звуки и уже закреп­ляли в его речи их произношение, значит, эта работа была проведена вами не в полном объеме (вы уделили ей недостаточно времени). Поза­нимайтесь с ребенком повторно.

Развитие способности к восприятию и анализу зрительного материала

■^ Разложите перед ребенком геометрические фигуры: ромб, квад­рат, прямоугольник, многоугольник (пятиугольник), треугольник, круг, овал, полукруг и круг с неровными очертаниями. Показы­вайте ребенку одну из этих фигур и просите найти среди лежа­щих на столе такую же.

•^ Положите перед ребенком эти же геометрические фигуры. Он дол­жен разложить их на 2 кучки: похожие — к похожим. В одну кучку отложить ромб, квадрат, прямоугольник, многоугольник (пятиугольник) и треугольник; в другую — круг, овал, полукруг и круг с неровными очертаниями. Попросите его объяснить вам, почему он именно так рассортировал фигуры.

■^ Ребенок должен находить отличия на двух похожих картинках.

^ Ребенок должен рассказать, чем отличаются друг от друга два похожих предмета (например: стол и стул, тарелка и блюдце, крес­ло и диван, книга и тетрадь и т. п.).

Следующие задания очень подходят для того, чтобы начать знако­мить ребенка с названиями букв. Называйте каждую из букв, которая будет вам встречаться, но требовать от ребенка специального запомина­ния этих букв пока не обязательно. Название буквы должно полностью совпадать со звучанием звука (то есть буква рдолжна называться [р],а не [эр], п — [п],а не [пэ]и т. п.).

■^ Положите перед ребенком несколько сходных по начертанию букв (например: р, я, ь, б, в, ы, ъ; или п, н, и, й; или ш, щ, ц; или к, х, ж; или ю, о, с, э), показывайте ему одну из них, ребенок должен найти среди лежащих на столе такую же.

^ Покажите ребенку две похожие между собой буквы (например: ш — щ, ц — щ, б — в, г — т, л — д, з — в, р— в, к — ж, ч — я, с — о, и — й, е — ё, ь — ы, о — ю, ь — ъ, г — е, ь — в, ь — б, г — б), он должен из первой буквы «сделать» (дорисовать) вторую.

•^ Положите перед ребенком две буквы, он должен реконструиро­вать первую букву (что-то дорисовать, что-то замазать белым мар­кером) так, чтобы она «превратилась» в другую (например: п— н, п— и, н — и, о — с, о — э, л — а, в — ь, ы — ъ, х — у, ф — о, я — ж, м — п, р— ь).

Положите перед ребенком две буквы, он должен каким-нибудь образом «развернуть» первую из них и дорисовать ее так, чтобы она «превратилась» в другую (например: ш — е, п — ц, с — э, у — а, ь — я, ч — ь, я — ы).

Увеличение объема зрительного материала, который ребенокможет воспринимать и удерживать в памяти

^ Положите перед ребенком 7-8 предметов. Попросите его отвернуть­ся и в этот момент уберите один из них. Ребенок должен угадать, какого предмета не стало.

^ Положите перед ребенком 6-7 картинок, ребенок должен запомнить их. После этого смешайте эти картинки с другими 8-10 картинка­ми, ребенок должен найти среди них те, которые он запомнил.

-/ В дальнейшем увеличивайте количество предметов и картинок до десяти.

^ Два предыдущих задания ребенок должен выполнять на материа­ле простых по начертанию букв (количество букв увеличивайте от пяти до восьми).

^ Ребенок должен по памяти после кратковременного показа рисо­вать различные геометрические фигуры.

^ Ребенок должен нарисовать простую по начертанию букву (напри­мер: п, т, г, л, с, о, р, ь, х) по образцу, а потом по памяти после кратковременного показа.

■^ Покажите ребенку какой-нибудь простой предмет (например, мяч, ручку, карандаш, чашку, книгу), затем уберите его. Ребенок дол­жен по памяти рассказать вам, что это был за предмет, какой он был формы, цвета, величины и т. п.

Увеличение объема слухового материала, который ребенокможет воспринимать и удерживать в памяти

^ Ребенок должен запомнить 7-8 простых, коротких слов (напри­мер: лес, дом, мама, сон, день, кино; или утро, дым, забор, сын, ковер, рана). Повторите их ребенку несколько раз, через пять ми­нут он должен назвать вам эти слова.

^ Вы называете ребенку слово, а он, для того чтобы лучше его за­помнить, должен подобрать к нему подходящую картинку (из не­скольких предложенных вами). Эти картинки нужно отложить в сторону. Через пять минут, просматривая картинки, ребенок дол­жен вспомнить те слова, которые вы ему называли. Он должен запомнить шесть — семь слов.

В дальнейшем увеличивайте количество слов до десяти. Ребенок должен запомнить три простых предложения (например: Мама моет посуду. На улице идет дождь. Мальчик катается на велосипеде). Можно повторить их два-три раза. После этого ребе­нок должен повторить их.

Ребенок должен придумать три предложения по трем сюжетным картинкам и запомнить их. Затем, просматривая картинки, он должен повторить их по памяти.

Покажите ребенку три-четыре картинки с изображениями раз­личных предметов (например: кошки, человека, велосипеда и т. п.). Попросите его придумать с каждым из этих слов по предложе­нию. Затем, просматривая картинки, ребенок должен вспомнить свои предложения. Предложения он должен вспомнить дословно.

Развитие способности к восприятию

и анализу последовательности зрительных объектов

•^ Положите перед ребенком в ряд 7-8 предметов. Попросите его отвер­нуться. В это время поменяйте местами 2 предмета в ряду. Ребенок должен восстановить первоначальную последовательность предметов.

^ Поставьте перед ребенком в ряд 7-8 предметов, а затем полностью смешайте их. Ребенок по памяти должен восстановить нарушен­ный ряд.

^ Постепенно увеличивайте количество предметов до десяти.

•^ Два описанных задания выполняйте с ребенком на материале букв. Выбирайте не похожие друг на друга по начертанию буквы. Коли­чество букв увеличивайте с 5 до 8.

^ Положите перед ребенком 2-3 буквы (которые он уже знает) под­ряд, попросите сказать вам, какая буква лежит в ряду первой, какая второй и какая третьей.

^ Положите перед ребенком 4-5 букв подряд. Называйте ему бук­вы, которые он должен поменять местами, ребенок должен вы­полнять ваши инструкции.

Развитие способности к восприятию

и анализу последовательности слуховых объектов

Воспроизводите за спиной у ребенка знакомые ему звуки в опре­деленной последовательности (можно использовать неречевые и рече­вые звуки вперемежку).

Звуковой ряд должен включать в себя 7-8 звуков. Ребенок дол­жен повторить за вами последовательность звуков.

Воспроизведите за спиной у ребенка звуковой ряд (как в предыду­щем задании). После этого повторите этот же звуковой ряд, но опустите в нем какой-нибудь звук. Ребенок должен отгадать, ка­кой звук вы не воспроизвели.

Количество звуков постепенно нужно увеличить до десяти. Произнесите 3 гласных звука (например: [а], [о], [ы]или [у], [э], [о]).Ребенок должен повторить этот ряд за вами. Количество зву­ков нужно увеличить до 5.

Произнесите 3 гласных звука (как в предыдущем случае), а затем только первый и последний звуки ряда. Ребенок должен опреде­лить, какой звук вы не произнесли. Звуковой ряд нужно произне­сти 2-3 раза подряд.

Произнесите подряд 2 согласных звука (желательно, чтобы оба зву­ка или хотя бы первый из них можно было тянуть, например: [шр], [вр], [сш], [хш], [хф]).Ребенок должен сказать, какой звук идет в звукосочетании первым, а какой — вторым. Произносите открытые ([ра], [са], [ло], [жу]и. т. п.) и закрытые ([ар], [ус], [ош], [ис]и т. п.) слоги. Ребенок должен сказать, какой звук в слоге идет первым, а какой — вторым (используйте твер­дые согласные звуки, которые можно тянуть).

Произносите звукосочетания из двух звуков (можно использовать два согласных звука, закрытый или открытый слог). При повтор­ном произнесении заменяйте какой-либо из звуков в звукосочета­ниях ([шр— тр], [ос— ас], [са— ра]и т. п.). Ребенок должен сказать вам, какой звук вы заменили и на какой. Очень внятно произнесите три гласных звука подряд, при повтор­ном произнесении замените первый или последний звук ряда на другой гласный звук (например: [а— о— и]на [у— о— и]или [а— о— у]). Ребенок должен определить, какой звук и на какой вы заменили.

Развитие способности к восприятию и анализу пространственных отношений

^ Попросите ребенка поднять левую (правую) руку.

^ Попросите ребенка показать вам правую (левую) ногу.

^ Попросите ребенка показать вам левый (правый) глаз (ухо и т.п.).

^ Ребенок должен показать вам, какой палец на его левой руке на­ходится слева (справа) от среднего. При этом он должен ориенти­роваться на правую руку: тот палец, который ближе к правой руке — справа. Это же задание он должен выполнять с пальцами правой руки.

^ Ребенок должен положить правую (левую) руку на стол. Затем переместить ее немного вправо (влево).

Ребенок должен положить правую (левую) руку на стол, сверху на нее ребенок должен положить левую (правую) руку. Предыдущее упражнение нужно выполнять следующим образом: ребенок должен подложить под лежащую на столе руку правую (или левую) руку.

Ребенок должен правой рукой взять себя за левое (правое) ухо. Это же упражнение выполняется и другой рукой. Ребенок должен сложить руки за спиной так, чтобы кисть правой руки (тыльной стороной ладони) оказалась лежащей на кисти ле­вой, и наоборот.

Ребенок должен пошевелить большим пальцем правой руки, за­тем этим же пальцем левой. Это же упражнение он должен вы­полнить другими пальцами обеих рук.

Поместите перед ребенком два предмета: один — ближе к его ле­вой руке, другой — ближе к правой. Ребенок должен показать вам, какой предмет находится слева, а какой — справа. Ребенок должен положить какой-нибудь предмет слева от себя (или справа от себя).

Положите перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать вам предмет, который на­ходится слева или справа от центрального предмета (ручки). Положите перед ребенком ряд плоских предметов «стопкой» (на­пример, это могут быть книги). Выберите из середины стопки ка­кую-нибудь книгу. Ребенок должен сказать вам, какая книга в стопке лежит выше или ниже ее.

Положите перед ребенком какой-нибудь предмет. Попросите его положить другой предмет слева (справа) от этого предмета. Ребенок должен по вашей инструкции нарисовать на листе бума­ги сначала точку, слева от нее квадрат, справа — круг, сверху — треугольник, снизу — крестик.

Ребенок должен рисовать различные фигуры в более сложной по­следовательности, например: поставить точку, слева от нее — круг, сверху от круга — треугольник, справа от точки — квадрат, снизу от круга — крестик и т. д.

Ребенок должен объяснить вам, в чем заключаются пространствен­ные отличия похожих друг на друга букв (например: р — ь, с — э, г — т, ш — щ, ю — ы, б — в).

Вы чертите на листе бумаги несколько вертикальных линий (это будет для ребенка основой для дорисовывания букв). Ребенок дол­жен пририсовать к этим линиям недостающие элементы букв (на­пример: р, ь, г, т, в, ф, к, л, е, б) по образцу.

Нарисуйте на листе бумаги несколько наклонных линий, ребенок должен пририсовать к ним недостающие элементы букв (а, у, х, и, й, м) по образцу.

Нарисуйте на листе бумаги несколько небольших кружков, ребе­нок должен «превратить» их в буквы (ю, ы, ф, р, ь, б, в) по образцу. Нарисуйте на листе бумаги правильно изображенные буквы (р, ь. в, з, щ, я, ю, ч, у, е, г, к, ц, с, э, ц) и эти же буквы в зеркальнох отражении. Ребенок должен показать вам правильно изображен­ные буквы.

Ребенок должен «превратить» нарисованную вами букву в другую по памяти (на первых порах вы можете показывать ему эту дру­гую букву и затем убирать). Например: р — в, ь — в, ш — щ, и — й, у — х, о — ю, ь — ы, ь — ъ, з — в, г — т, л — д, с — о, о — ф. Ребенок должен исправить неправильно нарисованную вами букву.

Формирование способности к языковому анализу и синтезу

ориентировка в окружающем пространстве - student2.ru Чтобы проводить эту работу нужно будет изготовить определен­ный иллюстративный материал, который будет изображать различ­ные единицы речи: предложения, слова, слоги и звуки.

Для изображения предложения вам понадобится одна белая кар­тонная полоса (длина полосы — 72 см, ширина — 6 см).

Для изображения слов вам понадобится шесть белых картонных полос (длина полосы — 24 см, ширина — 6 см).

Для изображения слогов вам понадобится:

— шесть белых прямоугольников (размером 8x6) для изображения
безударных слогов;

— три прямоугольника того же размера с красной черточкой сверху
для изображения ударных слогов.

Для обозначения звуков вам понадобятся кружки диаметром 2 см:

— 3 красных кружочка для обозначения гласных ударных звуков;

— примерно 6 розовых кружочков для обозначения безударных глас­
ных звуков;

— примерно 8 голубых кружочков для обозначения твердых глухих
согласных звуков;

— примерно 8 синих кружочков для обозначения твердых звонких
согласных звуков;

— примерно 4 светло-зеленых кружочка для обозначения мягких
глухих согласных звуков;

— примерно 4 темно-зеленых кружочка для обозначения мягких звон­
ких согласных звуков.

Чтобы ребенку было легче запомнить значение разноцветных круж­ков, нужно будет объяснить ему символику их цвета.Значение символов нужно объяснять ребенку по мере их появления в материале занятий.

Красной черточкой обозначается ударение.Мы выбрали именно красный цвет, потому что ударный слог выделяется в слове, а красный цвет самый яркий из всех существующих цветов.

Ударный гласныйзвук мы тоже обозначили кружком красного цвета, потому что именно на гласный звук всегда падает ударение (наша красная черточка) и придает ему силы.

Безударные звукиуз^е розовые, потому что они потеряли немного силы.

Твердые согласныезвуки обозначаются оттенками синего цвета, такого цвета бывают некоторые камни. Горы, когда они виднеются вда­ли — всегда синего цвета.

Голубым цветом мы обозначили твердые глухиесогласные звуки, потому что они образуются от одного только выдоха (движения возду­ха) и от этого легкие, прозрачные, как будто невесомые. Голубой — это цвет воздуха.

Синим цветом мы обозначили твердые звонкиесогласные звуки, потому что они намного гуще. Если сгустить голубой цвет — получится синий.

Мягкие согласныезвуки мы обозначили оттенками зеленого цве­та, потому что они мягкие, как зеленая трава.

Мягкие глухиесогласные звуки — светло-зеленого цвета, потому что глухие звуки легкие и воздушные, а светло-зеленый самый легкий и прозрачный из всех зеленых цветов.

Мягкие звонкиесогласные звуки мы обозначили кружками темно-зеленого цвета, потому что это тяжелый, насыщенный, «звонкий» цвет.

Нужно будет также изготовить комплект разрезной азбуки.Ос­новная ее особенность в том, что буквы в ней должны быть разных цветов.

Для обозначения гласных звуковвам понадобятся буквы:

— а, о, у, э, ы— примерно по две красного и по две розового цветов;

— и, е, ё, ю, я— примерно по две зеленого цвета;

— ь — примерно две зеленого цвета.

Для обозначения согласных звуковвам понадобятся буквы:

— п, ф, т, к, с, ш, х, ц— примерно по две голубого цвета;

— б, в, д, г, з, ж, л, м, н, р— примерно по две синего цвета;

— п, ф, т, к, с, х, ч, щ — примерно по двесветло-зеленого цвета;

— б, в, д, г, з, л, м, н, р, й— примерно по две темно-зеленого цвета.

В разрезной азбуке должны быть только заглавные буквы. Когда будете рисовать их, выбирайте самое простое начертание этих букв.

Наши рекомендации