От правильно произносимых мягких пар
Постановка звуков описывается на примере звука [т].
^ Пусть ребенок вслед за вами произнесет звук [т'].При произнесении мягких звуков губы всегда вытянуты в улыбку, что, в том числе, также обеспечивает мягкость произношения.
-/ Для получения твердого звука ребенок, округлив губы, должен вслед за вами произносить слоги [та— та— та].
Если звук будет сохранять мягкость звучания, предложите ребенку прижать язык к зубам и беззвучно открыть рот, слегка втянув в себя воздух (как бы «цокая» языком). Послышится произнесенный шепотом слог [та].
При произнесении губных и губно-зубных звуков ([п]и [ф]),ребенок, чуть «всасывая» в себя воздух, должен делать «хлопок» губами или коротко «всасывать» воздух между верхними резцами и нижней губой, и открывать рот. Будут получаться «шепотные» слоги [па]или [фа].Вы можете показать ему, как это делается. Обратите внимание ребенка на тот слог, который он произносит. Попросите его произнести этот же слог, не втягивая в себя воздух. Затем этот же слог нужно произнести на выдохе (вслед за вами). Произносить нужно почти беззвучно.
После этого ребенок, широко открывая рот, должен повторять вслед за вами слоги [та— та— та],постепенно наращивая звучность произношения, пока слоги не будут звучать естественно. Тренируйте произношение твердых звуков в слогах с гласными [°]>[у]» [э], [ы](по подражанию).
Закрепление произношения звуков
Произношение звука нужно обязательно закрепить в речи ребенка.Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый дефектный звук.
Закрепление звука включает в себя три момента:
1. Звук нужно автоматизировать,то есть довести его произноше
ние до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.
2. После того как звук автоматизирован на занятиях, его нужно
ввести в повседневную речь ребенка.
3. Звук нужно дифференцировать,то есть разграничить его про
изношение от того неправильного произношения, которое было у ре
бенка прежде. Это особенно важно сделать, когда звук заменялся на
какой-нибудь другой звук.
Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно.
Автоматизация звуков
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Автоматизация звуков будет описываться на примере звука [р]).
Автоматизация звуков в открытых слогах(когда гласный звук идет после согласного, например: [ра]).
Ребенок вслед за вами должен произносить слоги: [ра], [ро], [ру], [рэ], [ры].
Если вы автоматизируете мягкий звук ([р']), то следующие за ним аналогичные гласные звуки должны обозначаться буквами: я, ё, ю, е, и.
Автоматизация звуков в начале слова перед гласнымзвуком.
Ребенок должен произносить слова: рама, робот, рука, рынок и т. п.
Автоматизация звуков в закрытых слогах(когда согласный звук идет после гласного, например: [ар]).
Ребенок должен повторять за вами слоги: [ар], [ур], [ор], [эр], [ыр], [ир].
Автоматизация звуков в середине слова между гласными звуками.
Ребенок должен произносить слова: кора, ура,ворота, орудие, воры и т. п.
Если задание окажется для ребенка сложным, используйте следующий прием: пусть сначала ребенок повторяет открытый слог с автоматизируемым звуком, а затем слово с этим слогом (например: [ра] —кора, [ру]— орудие, [ры]— воры и т. п.).