Практикум по формированию правильного произношения
Теперь нам нужно познакомиться со способами постановки конкретных звуков. Пожалуйста, во время работы над звуками обращайте внимание на следующие существенные (и по большей части уже знакомые вам) моменты:
• Как произносятся звуки в нормальном варианте,описывается в
главе, посвященной обследованию звукопроизношения (см. с. 45).
• После описания каждого вида нарушения произношения звуков
вы найдете рекомендации по поводу того, каким способомпоста
новки звука лучше всего воспользоваться в зависимости от вида
нарушения его произношения.
• Некоторые способы постановки звуков основаны на использова
нии других звуков, которые ребенок выговаривает правильно.Если
у вашего ребенка есть такие звуки, то в первую очередь попытай
тесь воспользоваться именно этими способами.
• Прежде чем приступать к планомерному формированию произно
шения звуков, попытайтесь поставить их каким-нибудь быстрым
и легким в исполнении способом(фактически вызвать его). В на
чале каждой главы указывается такой способ.
• Перед началом постановки каждого из звуков ознакомьтесь со
всеми способамиего формирования (а не только с теми, которые
рекомендованы вам как наиболее подходящие). Это нужно для
того, чтобы лучше разобраться в материале.
• В рекомендациях приводятся подробные описания постановки твер
дых глухих согласных звуков (например: [к], [с], [ш]и т. п.). Про
изношение звонких парных согласных ([г], [з], [ж]и т. п.) ставит
ся после постановки произношения глухихзвуков (см. с. 148).
• Формирование мягких парзвуков (кроме некоторых, постановка
которых описана в отдельных главах) также осуществляется пос
ле постановки произношения их твердых пар(см. с. 109).
• Иногда звук ставится сразу в слоге.После этого его произноше
ние закрепляется в слогах с другими гласными звуками и в сло
вах (см. с. 151).
• Звук может ставиться отдельно, и после этого его нужно ввести в
слог. Если в рекомендациях не сказано, что слог формируется по
подражанию, при произнесении слогов со вновь поставленными
звуками используйте картинки (см. с. 93).
Если ребенок, повторяя за вами слоги, пытается вернуться к прежнему неправильному произношению поставленного звука, сразу же переходите к формированию слогов с использованием картинок. Если вам не удается поставить ребенку какой-нибудь звук одним способом (даже, если он указан, как наилучший для вашего случая), не огорчайтесь и используйте другие способы постановки. С подобными проблемами сталкиваются и опытные специалисты. Это не обязательно значит, что вы что-то неверно делаете, просто бывает так, что ребенок по каким-то своим собственным причинам не может освоить того или иного способа произношения. В конце каждой главы приводятся рекомендациипо поводу того, как лучше всего ставить звуки при нарушении подвижности речевыхмышц и недостатках строения речевых органов.
Постановка звуков [к] ([г]) и [х]
Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых заднеязычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука [х],затем [к],после этого [г].Если у вас возникнут трудности с постановкой звука [х],поставьте ребенку сначала звук [к],а затем, опираясь на правильное произношение этого звука, — звук [х].
Прежде всего попытайтесь вызвать произношение звуков [х]и [к]по подражанию первым способом.
Постановка звука [х]