Правила постановки звуков при короткой уздечке языка
• Звуки, требующие заметного подъема кончика языка вверх ([р],
[ш], [ж]),нужно ставить после полного вытягивания у ребенка
подъязычной связки.
• Свистящие звуки нужно ставить при нижнем положении кончика
языка, в этом случае недостаточная длина уздечки не является
для этого препятствием.
• Звуки [л], [ч], [щ], [т'], [д']можно начинать ставить, когда уздеч
ка еще не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъем
вверх кончика языка.
Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.
Неправильный прикус
Виды неправильного прикуса описаны на с. 68.
Если у ребенка вертикальный прикус, его можно будет научить правильно произносить звуки. Вглавах, посвященных постановке конкретных звуков, рассказывается, как это делать. Вертикальный прикус не сильно отражается и на наружности ребенка, со стороны он не очень заметен. При желании вы можете обратиться к врачу-ортодонту для его выправления.
Нижний выдвинутый прикус,как правило, заметен со стороны и портит внешний вид ребенка, так как нижняя челюсть вместе с подбородком оказываются выпяченными вперед. При таком прикусе ребенку будет очень сложно поставить свистящие и особенно шипящие звуки, а также губно-зубные и [т'— д'].Речь ребенка будет сохранять более или менее заметный «смазанный», «шепелявый» оттенок. Так что этот вид прикуса желательно исправить.
Однако исправление прикуса может отнять много времени, поэтому те звуки, которые возможно поставить, нужно будет поставить ребенку, не дожидаясь полного исправления прикуса.
Ребенку также придется ставить промежуточные (временные) варианты произношения некоторых звуков. Они имеют заведомо неточное произношение, но по звучанию напоминают те звуки, которые им какое-то время придется заменять. После исправления прикуса этот временный способ произношения нужно будет уточнить, то есть поставить ребенку уже полноценный звук (см. с. 93).
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НИЖНЕМ ВЫДВИНУТОМ ПРИКУСЕ
• Если ребенок путает какие-либо звуки (скорее всего, он будет произносить шипящие как свистящие или наоборот, а также смешивать [т']и [ч]),вам нужно будет поставить ему временные варианты их произношения. Так как замены звуков могут привести к формированию нарушений чтения и письма.
Ребенку нужно поставить промежуточный вариант произношения губно-зубных звуков (если такое произношение не сложилось у него самостоятельно). Звуки [ф]и [в]в этом случае произносятся при участии нижних резцов и верхней губы.
Ребенку желательно поставить насколько возможно точное произношение свистящих и шипящих звуков. Звуки ставятся при несколько иных расположениях речевых органов, чем обычно. Как это делать, описывается в главах, посвященных постановке этих звуков (см. с. 102).
Используя специальные позиции, можно поставить полноценное произношение звуков [л], [т'], [д'], [р].После исправления прикуса произношение этих звуков уточнять не понадобится. Для того чтобы звуки получались более точными, часто приходится прибегать к утрированной артикуляции губ. В зависимости от того, какой звук произносится, губы ребенка должны либо сильнее выдвигаться вперед, либо раскрываться «рупором», то есть действовать активнее, чем обычно. После исправления прикуса избыточную артикуляцию губ нужно будет убрать, то есть приучить ребенка говорить «ленивыми», «мягкими» губами. Если у вас нет возможности исправить ребенку прикус, временные способы произнесения звуков окажутся для него постоянными. Постарайтесь поставить звуки максимально точно, необходимые рекомендации вы найдете в главах, посвященных постановке звуков (см. с. 102) .
Отсутствие необходимого числа зубов
Отсутствие у ребенка передних зубов препятствует постановке у него свистящих и губно-зубных звуков. Отсутствие коренных — постановке шипящих и [р].
К счастью, зубы у ребенка имеют свойство вырастать, поэтому самый простой выход из положения — просто подождать, пока они вырастут. Но, к сожалению, зубы у ребенка обладают и прямо противоположным свойством, так что пока одни зубы благополучно растут, другие в это же самое время быстренько один за другим отваливаются. Так что ожидание может затянуться.
Бывает, что у ребенка одновременно выпадает большое количество зубов. Встречаются также случаи, когда по какой-то причине зубы рано выпадают (или утрачиваются в результате травмы) и растут чрезвычайно медленно. При отсутствии большого количества зубов речь звучит неразборчиво. Поэтому желательно, не дожидаясь полного восстановления зубного ряда, поставить ребенку произношение тех звуков, которые возможно поставить.