Нарушение общей подвижности ребенка
Все движения человека взаимосвязаны, поэтому очень важным условием для развития правильного звукопроизношения является состояние мышц ребенка в целом (особенно мышц грудной клетки, плеч и шеи).
В естественном состоянии мышцы не напряжены: расслабленные руки висят как плети, грудная клетка спокойно покачивается на диафрагме (и плечи при этом чуть ссутулены). Когда не напряжены мышцы шеи, голова чуть-чуть свешивается вперед или в сторону. Такие мышцы не распространяют вокруг себя лишних напряжений. Зажатые же мышцы передают свое напряжение речевым мышцам, и органы речи оказываются неспособными к мелким, точным и тонким речевым движениям.
Возникновение избыточных мышечных напряженийвсегда связано у ребенка с определенными психологическими трудностямии проблемами, например страхами, неуверенностью в себе. Сам склад характера ребенка — застенчивость, робость, повышенная эмоциональность, возбудимость, нервность создают для него тот неблагоприятный психологический фон, на котором формируются мышечные зажимы. Перегруженность ребенка информацией, зрелищами усиливает его внутреннее напряжение, которое опять же выходит наружу в виде всевозможных мышечных зажимов. Ребенку может передаваться и тревога окружающих. На него отрицательно действует неровное общение с ним.
Очень зажатый ребенок держится прямо и напряженно, про таких детей иногда говорят: «будто шпагу проглотил». Движения его приобретают скованность. От природы ребенок может быть очень подвижным, но из-за напряженных мышц его подвижность оказывается не координированной, угловатой и неуклюжей. Особенно сильно зажаты плечи, при этом они приподняты.
Это напряжение распространяется на другие, находящиеся поблизости мышцы. Поэтому шея у ребенка тоже оказывается напряженной и может быть «задвинутой» назад, иногда даже до образования «второго подбородка». Напряженными оказываются мышцы губ и щек и вообще вся мимическая мускулатура — от этого возникает избыточная лицевая мимика. Зажатые, приподнятые плечи обязательно вызывают нарушение дыхания, оно становится поверхностным, ключичным, в то время как для речи нужно брюшное дыхание.
Попробуйте напрячь плечи, и вы сразу почувствуете, как сама собой напряглась шея, одновременно как бы «застыли» и «отяжелели» нижняя челюсть и губы, а глаза округлились и уставились куда-то в пространство перед собой. Обратите также внимание на то, как изменилось при этом ваше дыхание. Вот это и есть та исходная позиция, из которой ребенок чаще всего пытается начинать говорить.
Признаки зажатости мышц:
• Напряжения мышц плечпроявляются в их приподнятостии не
достаточной подвижности. Может возникнуть впечатление, что го
лова у ребенка «втянута» в плечи.
• Напряжения мышц шеипроявляются в слишком прямой посадке
головы и нарушении голоса— голос становится высоким (писк
лявым).
• Напряжения мышц грудной клеткипроявляются в ключичном
дыхании,когда ребенок дышит верхней частью грудной клетки,
которая «ходит» у него вверх-вниз.
• Напряжения мимическихмышц проявляются в напряженной ми
мике.Ребенок «выпучивает» глаза, широко открывает рот (на-
пример, когда смеется), слишком широко, «до ушей» улыбается. Избыточная мимика создает ощущение «дурашливости» в ребенке, как будто он нарочно кривляется.
В результате мышечных напряжений у ребенка нарушаются голос и речевой выдох.
I НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА
Признаки нарушенного речевого выдоха:
• Носовой оттенок в произношении. Обнаружить его можно следу
ющим образом. Ребенок должен произносить какое-нибудь слово
(в словах не должно быть звуков [м], [н]и [б]).После того, как он
уже начнет произносить, нужно зажать ему нос пальцами (если
сделать это до начала произнесения, это может спровоцировать у
ребенка подачу воздуха в нос). Заранее предупредите ребенка о
своем намерении. Пальцами вы ощутите толчки воздуха в зажа
тых ноздрях ребенка, на слух назализация также станет замет
ной.
• Грассирующий звук [р].
• Произношение шипящих или свистящих звуков, а также звука
[л] с горловым призвуком (напоминающим звуки [х — г]).
3, НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА
Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос — заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже) довольно низкий, с хрипотцой.
Нарушенный голос выше, чем должен быть в нормальном состоянии, и это всегда добавляет речи ребенка налет излишней «детскости».
Когда ребенок говорит, возникает ощущение, что его голос звучит только в горле и звонко резонирует в голове. Повышение голоса часто сопровождается еще манерой начинать речь с твердой атаки. Ребенок может даже смеяться с твердой атаки, то есть с отрывистого, высокого горлового звука. Нормальный же голос звучит в той или иной мере хрипловато и бархатно, при этом резонируют не только ротовая и носо-зая полости (голова), но и грудная клетка.
Повышенный голос может вызывать ускорение темпа речи, а это также отрицательно влияет на формирование у ребенка правильного звукопроизношения.
Признаки нарушенного голоса:
• Высокий, пронзительный голос.
• Восходящая интонация (когда голос повышается к концу фразы).
• Начало речи с твердой атаки,то есть с резкого, отрывистого, на
пряженного горлового звука (это особенно заметно, когда произ
ношение начинается с гласного звука).
• Ускоренный темпречи.
• Слишком громкийголос.
Если вы обнаружили у ребенка дополнительные причины возникновения нарушений произношения, позанимайтесь с ним профилактикой формирования и закрепления у него этого произношения (см. с. 33).
Способы неправильного произношения звуков