Дополнительные правила выполнения упражнений
• Когда в инструкции сказано, что упражнение выполняется с открытым ртом, это значит, что рот ребенка должен быть приоткрыт на ширину, необходимую для произнесения достаточно открытого звука [э].
Движения, рассчитанные на проверку подвижности языка, должны совершаться одним только языком без участия других речевых органов (нижней челюсти, губ).
Результаты и рекомендации
1.У ребенка может обнаружиться нарушение подвижности речевых ор
ганов(дизартрия средней степенитяжести).
Признаки:
• Асимметричная работа мышц.Высунутый язык при этом отклоняется
вправо или влево от средней линии, улыбка также смещается в соответ
ствующую сторону.
• Невозможность выполнить отдельные движения.Ребенок вообще не
может совершать какие-то действия, например доставать кончиком язы
ка углов рта - обоих или какого-либо одного из них.
• Чрезмерная амплитудапри выполнении движений. Например, вместо
того, чтобы коснуться языком верхних зубов, ребенок высовывает его изо
рта гораздо сильней, чем для этого нужно, и может коснуться им даже
верхней губы.
• Неоправданные синхронные движенияречевых органов. В этом слу
чае совершение одного движения сопровождается другим. Например, если
ребенок поднимает язык, у него вслед за языком подтягивается и нижняя
челюсть, при совершении движения языком вправо-влево нижняя челюсть
также может совершать аналогичные движения.
• Нарушение тонуса мышц.Мышцы языка и губ у ребенка могут быть из
лишне напряжены или, напротив, чрезмерно вялы.
• Назализация голоса.Ребенок может говорить в нос.
• Вы можете заметить, что ребенок не может поднять вверх язык,хотя с ос
тальными заданиями справляется удовлетворительно. В этом случае вам нуж
но проверить, достаточной ли длины у него уздечка языка (см. с. 26).
Если вы нашли у ребенка описанные затруднения, обратитесь к логопеду, владеющему техникой специального логопедического массажа. Если такой возможности нет, вы можете самостоятельно развивать подвижность речевых органов ребенка с помощью комплекса артикуляционной гимнастики (см. с. 84). Без этих занятий произношение ребенка вряд ли улучшится.
2. У ребенка может быть легкая форма дизартрии.
Признаки: •■-.">
• Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу.
• Не может удержать ее без измененийна протяжении 5-6 секунд.
• Ребенку бывает сложно переключитьсяс выполнения одного движения
на другое, например, при поочередном поднимании и опускании языка.
• При этом невооруженным глазом видно, что он совершает не такую уж и
простую для него работу, заметно, что мышцы ему недостаточно пови
нуются.
• Нарушения могут быть еще менее значительными, так что их легко спу
тать с плохой координированностью или неумением выполнять дви
гательные задания по образцу.
Если у вашего ребенка есть эти затруднения, вы с помощью специальных упражнений легко сумеете восстановить у него подвижность речевых мышц (см. с. 84). Иначе у ребенка не сможет сформироваться правильное произношение.
3. У ребенка нормальная подвижностьречевых органов.
Признаки:
• Ребенок не смог выполнить какое-то упражнение с первого раза,так
как он не освоил новое движение, но после нескольких попыток, когда ребенок уже разучит движение, оно должно выполняться легко.
• При выполнении нового упражнения ребенок может пытаться совершать
неоправданные синхронные движения другими органами речиЕсли
указать ему на эту ошибку, он способен ее исправить.
• Язык ребенка может быть чересчур напряженным.Это возникает от
его излишней старательности. Если попросить ребенка не стараться так
сильно и шевелить во рту «мягким», «ленивым» языком, чрезмерное на
пряжение мышц исчезнет.
Если вы не нашли у ребенка общего недоразвития речи и нарушения подвижности речевых органов средней степени тяжести, значит, у него нет серьезных речевых расстройств и нет необходимости в срочной специальной помощи. У ребенка просто нарушено произношение большого числа звуков. Для его возраста это речевым дефектом не является. Но вам нужно выяснить, способен ли ваш ребенок к самостоятельному освоению правильного звукопроизношения или у него, скорее всего, зафиксируются неполноценные способы произношения звуков. Читайте следующую главу.
Разборчиво говорящие дети
Причины, которые вызывают у ребенка нарушение произношения звуков, можно разделить на основныеи дополнительные.• Основные причинынарушения звукопроизношения:
— нарушение подвижности речевых органов;
— нарушение речевого слуха;
— короткая уздечка языка.
Эти неблагоприятные особенности являются самостоятельными дефектами и принудительно формируют у ребенка нарушение звукопроизношения.
• Дополнительныепричины возникновения нарушения звукопро-
изношения:
— нарушение общей подвижности ребенка;
— нарушение речевого выдоха;
— нарушение голоса.
Эти особенности сами по себе не являются болезненными проявлениями, а только предрасполагают ребенка к возникновению и закреплению у него недостатков произношения.
Существуют также различные способы неправильного произношениязвуков.
• Благоприятные способы произнесения звуков.
Они указывают на то, что нормативное произношение этих звуков ребенок, скорее всего, сможет освоить самостоятельно.
• Неблагоприятные способы произнесения звуков.
Эти способы произнесения указывают на то, что эти звуки самопроизвольно у ребенка вряд ли появятся.
Основные причины нарушений звукопроизношения
1. НАРУШЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ
Как проверить подвижность органов речи, описывается в предыдущей главе. Там же вы найдете все необходимые рекомендации. При ограниченной подвижности мышц правильное произношение у ребенка самостоятельно не появится. Если у ребенка нормальная подвижность речевых мышц, значит, с этой стороны у него нет препятствий для формирования правильного звукопроизношения.
2. НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Ребенок может путать близкие или даже далекие по звучанию звуки. Близкими по звучанию считаются следующие звуки:
Звуки из групп свистящих и шипящих.Ребенок может смешивать между собой следующие пары звуков: [с — ш], [з — ж], [ц — ч].
Звуки внутри группы свистящих. Ребенок в разных комбинациях может не различать между собой звуки [с, з, ц]: ([с — ц], [с — з], [з - ц]).
Звуки внутри группы шипящих. Ребенок может не различать между собой звуки [ш — ж], [ш — щ], [ч — щ] и другие комбинации пар шипящих.
Сонорные звуки. Ребенок может не различать между собой звуки [р — л], [л — й], [р — й].
Глухие и звонкие парныезвуки. Ребенок может путать, например, звуки [к— г], [т — д], [ф — в]и др. Достаточно выборочно проверить 1-2 пары звуков, если обнаружите, что ребенок их путает, проверьте все парные глухие и звонкие согласные.
Твердыеи мягкие парныезвуки. Ребенок может смешивать, например, звуки [л— л'], [м— м'], [с — с'] и др. Различение звуков нужно обследовать таким же образом, как в предыдущем случае.
Далекими по звучанию считаются звуки, принадлежащие к разным группам (например, сонорные далеки от шипящих или свистящих звуков). Это значит, что различить на слух звуки в паре [с — р]намного легче, чем в паре [с — ш].
Сначала проверьте различение ребенком близких между собой звуков, если обнаружите, что он их путает, проверьте более далекие звуки.