Условия нормативного произношения

Условия нормативного произношения - student2.ru Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, ре­чевому дыханию и артикуляции.

Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность пра­вильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым слухом.Ре­чевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слуху ребенок может отличать один музыкальный звук от другого, благодаря же речевому слуху он распознает звуки речи и различает их между собой.

С помощью речевого слуха ребенок учится произносить звуки. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения. Если получившийся звук оказывается неточным, речевой слух ребенка не принимает его, и ребенок продолжает искать новые способы произнесе­ния этого звука.

У некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно выговаривать звуки, так как не могут оценить, совпадает ли их произношение с общепринятым, иначе говоря, они «неточно» слышат то, что произносят сами или про-

износят другие. Нужно иметь в виду, что это никак не связано с общим понижением у ребенка физического слуха.

Следующим необходимым условием нормативного произношения является правильное речевое дыхание,или, иначе говоря, речевой вы­дох.

При произнесении почти всех звуков русского языка речевой вы­дох должен быть направлен целиком в рот (без частичного попадания в нос). Исключением из этого правила являются только два «носовых» звука [м]и [н].

Речевой выдох должен быть не просто подан в рот, а нацелен в определенное место речевого аппарата, которое находится ближе к вы­ходу из ротовой полости, чем то место, где произносится звук. Это свя­зано с тем, что именно воздушная струя, проходя между органами речи, создает звучание конкретных звуков.

Если речевой выдох будет настроен иначе, он не достигнет точки произношения и звук получится неполноценным.

После того как воздух попал в рот ребенка, его речевые органы занимают те или иные позиции, необходимые для произношения конк­ретных звуков. Такие позиции называются артикуляциейзвуков (это слово вам нужно запомнить, так как оно будет часто встречаться в дальнейшем). При неправильных артикуляциях звук будет неточным.

В главе, посвященной обследованию звукопроизношения, охарак­теризованы артикуляторные позиции различных звуков.

Условия нормативного произношения - student2.ru

Речевые проблемы детей 3,5-4,5 лет

Условия нормативного произношения - student2.ru Для ребенка этого возраста определенные речевые недостатки ес­тественны. Например, маленькие дети не обязательно должны уметь правильно произносить абсолютно все звуки русского языка. У них еще нет достаточного жизненного опыта, поэтому их словарный запас не особенно велик. Мышление таких детей еще не приобрело система­тичности и последовательности, поэтому у них не может сформиро­ваться и сложная фразовая речь. Но тем не менее 3,5-4,5-летний ребе­нок уже должен уметь общаться простыми фразами и хорошо пони­мать речь окружающих его людей.

По состоянию своей речи ваш ребенок может относиться к одной из трех групп:

1. Неговорящиеили поздно начавшие говоритьдети (см. с. 16).
Когда ребенок недавно начал говорить, он говорит очень непонятно —
короткими, состоящими из двух-трех слов, неполноценными фразами
(то есть пропускает слова в предложении, которые может заменять же­
стами). У такого ребенка также очень бедный (фактически несколько
слов) словарный запас.

2. Неразборчиво говорящиедети (см. с. 21). Речь этих детей про­
изводит более благоприятное впечатление, чем в предыдущем случае.
Ребенок пользуется фразой и имеет довольно приличный словарный
запас, но тем не менее его речь непонятна для окружающих. За недо­
статками произношения бывает трудно разобрать, насколько грамотно
говорит ребенок.

3. Разборчиво говорящие дети(см. с. 26). У таких детей речь раз­
вивалась своевременно, они говорят грамотно, правильно построенны­
ми, развернутыми предложениями. В их речи могут встречаться раз­
личные нарушения звукопроизношения, которые, однако, не делают ее
непонятной. Если ребенок начал говорить недавно, но его речь вполне
понятна, развернута и грамотно оформлена, его можно отнести к этой
группе.

Постановкой звукопроизношения с 3,5-4,5-летними детьми заниматься пока еще рано, но их речь обязательно нужно проверить. Если ваш ребенок не говорит или говорит неразборчиво, вам, в первую очередь, необходимо определить, нет ли у него каких-либо серьезных речевых дефектов, которые нужно начать срочно исправлять. Если же речь ре­бенка разборчива, вам нужно выяснить, сможет ли он самостоятельно освоить правильное звукопроизношение или с ним желательно прово­дить профилактические занятия, чтобы в его речи не закрепились су­ществующие дефекты произношения.

Неговорящие дети

Условия нормативного произношения - student2.ru У неговорящего ребенка есть серьезная задержка речевого разви­тия. Вам нужно выяснить причину этой задержки, чтобы определить профиль специалиста, в помощи которого ребенок нуждается. Самосто­ятельная работа с такими детьми невозможна.

Нужно выяснить два следующих момента:

• Насколько хорошо понимает ребенок речь окружающих.

• Нарушена ли подвижность его речевых органов.

Понимание речи

У ребенка могут быть определенные мозговые нарушения, в ре­зультате которых он не понимает обращенную к нему речь, он ее как бы не слышит. Очевидно, что в этом случае он не может и научиться говорить. Поэтому, в первую очередь, вам нужно выяснить, понимает ли ваш ребенок речь окружающих. При хорошо развитом интеллекте он может, исходя из ситуации, наблюдая за жестами обращающихся к нему людей, догадываться, о чем в данный момент идет речь. Поэтому для проверки понимания речи ребенка пользуйтесь только словами. Вам нужно выяснить:

1. Понимание значения слов — существительных, прилагатель­ных, глаголов.

^ Нужно выяснить, знает ли ребенок названия окружающих его предметов.Внятно произносите название того или иного предме­та, находящегося в поле зрения ребенка, без какого бы то ни было жеста или даже взгляда в сторону этого предмета. Например: «Где стол!» Ребенок должен показать названный предмет.

■^ Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение прилагательных, обозначающих цвет(красный, черный, синий, желтый, зеленый,

коричневый) и величину(большой — маленький) предметов. По­ложите перед ребенком два одинаковых предмета, различающих­ся только цветом (например: два мяча — желтый и красный) или только величиной (например: две матрешки — большую и малень­кую), и, указывая на эти предметы, спросите у него: «Где крас­ный?» или «Где большая?».

•/ Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение глаголов,обо­значающих простые действияили положение предметав простран­стве. Положите на стол две-три картинки, изображающие, на­пример, человека, который идет, бежит, сидит, лежит, или, на­пример, птицы, которая сидит, летит. Различные действия, изображенные на картинках одной серии, должны осуществлять­ся одним и тем же персонажем (мальчиком, птичкой и т. д.). Спра­шивайте у ребенка: «Где мальчик идет {сидит, лежит)?», «Где птичка летит (сидит)?», подчеркивая ударением глагол.

Наши рекомендации