Условия нормативного произношения
Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.
Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым слухом.Речевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слуху ребенок может отличать один музыкальный звук от другого, благодаря же речевому слуху он распознает звуки речи и различает их между собой.
С помощью речевого слуха ребенок учится произносить звуки. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения. Если получившийся звук оказывается неточным, речевой слух ребенка не принимает его, и ребенок продолжает искать новые способы произнесения этого звука.
У некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно выговаривать звуки, так как не могут оценить, совпадает ли их произношение с общепринятым, иначе говоря, они «неточно» слышат то, что произносят сами или про-
износят другие. Нужно иметь в виду, что это никак не связано с общим понижением у ребенка физического слуха.
Следующим необходимым условием нормативного произношения является правильное речевое дыхание,или, иначе говоря, речевой выдох.
При произнесении почти всех звуков русского языка речевой выдох должен быть направлен целиком в рот (без частичного попадания в нос). Исключением из этого правила являются только два «носовых» звука [м]и [н].
Речевой выдох должен быть не просто подан в рот, а нацелен в определенное место речевого аппарата, которое находится ближе к выходу из ротовой полости, чем то место, где произносится звук. Это связано с тем, что именно воздушная струя, проходя между органами речи, создает звучание конкретных звуков.
Если речевой выдох будет настроен иначе, он не достигнет точки произношения и звук получится неполноценным.
После того как воздух попал в рот ребенка, его речевые органы занимают те или иные позиции, необходимые для произношения конкретных звуков. Такие позиции называются артикуляциейзвуков (это слово вам нужно запомнить, так как оно будет часто встречаться в дальнейшем). При неправильных артикуляциях звук будет неточным.
В главе, посвященной обследованию звукопроизношения, охарактеризованы артикуляторные позиции различных звуков.
Речевые проблемы детей 3,5-4,5 лет
Для ребенка этого возраста определенные речевые недостатки естественны. Например, маленькие дети не обязательно должны уметь правильно произносить абсолютно все звуки русского языка. У них еще нет достаточного жизненного опыта, поэтому их словарный запас не особенно велик. Мышление таких детей еще не приобрело систематичности и последовательности, поэтому у них не может сформироваться и сложная фразовая речь. Но тем не менее 3,5-4,5-летний ребенок уже должен уметь общаться простыми фразами и хорошо понимать речь окружающих его людей.
По состоянию своей речи ваш ребенок может относиться к одной из трех групп:
1. Неговорящиеили поздно начавшие говоритьдети (см. с. 16).
Когда ребенок недавно начал говорить, он говорит очень непонятно —
короткими, состоящими из двух-трех слов, неполноценными фразами
(то есть пропускает слова в предложении, которые может заменять же
стами). У такого ребенка также очень бедный (фактически несколько
слов) словарный запас.
2. Неразборчиво говорящиедети (см. с. 21). Речь этих детей про
изводит более благоприятное впечатление, чем в предыдущем случае.
Ребенок пользуется фразой и имеет довольно приличный словарный
запас, но тем не менее его речь непонятна для окружающих. За недо
статками произношения бывает трудно разобрать, насколько грамотно
говорит ребенок.
3. Разборчиво говорящие дети(см. с. 26). У таких детей речь раз
вивалась своевременно, они говорят грамотно, правильно построенны
ми, развернутыми предложениями. В их речи могут встречаться раз
личные нарушения звукопроизношения, которые, однако, не делают ее
непонятной. Если ребенок начал говорить недавно, но его речь вполне
понятна, развернута и грамотно оформлена, его можно отнести к этой
группе.
1Я
Постановкой звукопроизношения с 3,5-4,5-летними детьми заниматься пока еще рано, но их речь обязательно нужно проверить. Если ваш ребенок не говорит или говорит неразборчиво, вам, в первую очередь, необходимо определить, нет ли у него каких-либо серьезных речевых дефектов, которые нужно начать срочно исправлять. Если же речь ребенка разборчива, вам нужно выяснить, сможет ли он самостоятельно освоить правильное звукопроизношение или с ним желательно проводить профилактические занятия, чтобы в его речи не закрепились существующие дефекты произношения.
Неговорящие дети
У неговорящего ребенка есть серьезная задержка речевого развития. Вам нужно выяснить причину этой задержки, чтобы определить профиль специалиста, в помощи которого ребенок нуждается. Самостоятельная работа с такими детьми невозможна.
Нужно выяснить два следующих момента:
• Насколько хорошо понимает ребенок речь окружающих.
• Нарушена ли подвижность его речевых органов.
Понимание речи
У ребенка могут быть определенные мозговые нарушения, в результате которых он не понимает обращенную к нему речь, он ее как бы не слышит. Очевидно, что в этом случае он не может и научиться говорить. Поэтому, в первую очередь, вам нужно выяснить, понимает ли ваш ребенок речь окружающих. При хорошо развитом интеллекте он может, исходя из ситуации, наблюдая за жестами обращающихся к нему людей, догадываться, о чем в данный момент идет речь. Поэтому для проверки понимания речи ребенка пользуйтесь только словами. Вам нужно выяснить:
1. Понимание значения слов — существительных, прилагательных, глаголов.
^ Нужно выяснить, знает ли ребенок названия окружающих его предметов.Внятно произносите название того или иного предмета, находящегося в поле зрения ребенка, без какого бы то ни было жеста или даже взгляда в сторону этого предмета. Например: «Где стол!» Ребенок должен показать названный предмет.
■^ Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение прилагательных, обозначающих цвет(красный, черный, синий, желтый, зеленый,
коричневый) и величину(большой — маленький) предметов. Положите перед ребенком два одинаковых предмета, различающихся только цветом (например: два мяча — желтый и красный) или только величиной (например: две матрешки — большую и маленькую), и, указывая на эти предметы, спросите у него: «Где красный?» или «Где большая?».
•/ Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение глаголов,обозначающих простые действияили положение предметав пространстве. Положите на стол две-три картинки, изображающие, например, человека, который идет, бежит, сидит, лежит, или, например, птицы, которая сидит, летит. Различные действия, изображенные на картинках одной серии, должны осуществляться одним и тем же персонажем (мальчиком, птичкой и т. д.). Спрашивайте у ребенка: «Где мальчик идет {сидит, лежит)?», «Где птичка летит (сидит)?», подчеркивая ударением глагол.