Вы собираетесь пригласить к ребенку частного специалиста.
Вы собираетесь пригласить к ребенку частного специалиста.
Главная причина безуспешности логопедических занятий заключается в их нерегулярности. Для того чтобы у ребенка была положительная динамика, занятия должны проходить 3-4 раза в неделю. Иначе к следующему занятию ребенок теряет навыки, приобретенные на предыдущем, и большая часть времени уходит на «повторение пройденного». Но по разным причинам логопед обычно занимается с ребенком 1-2 раза в неделю, а родителям поручается тренировать с ним произношение поставленных звуков.
Прочитав эту книгу, вы сможете определить, подходит ли вам приглашенный специалист, а также сможете эффективно выполнять с ребенком домашние задания,что значительно ускорит постановку у него звукопроизношения.
Частые занятия с логопедом достаточно дороги, поэтому возможность в какой-то мере заменять его позволяет поставить ребенку правильное произношение при нехватке средств. В этом случае занятия со специалистом могут проходить один раз в неделю или даже один раз в две недели, и тогда логопед оказывает больше консультативную помощь, а все остальное время вы, используя это пособие, занимаетесь с ребенком самостоятельно. ■* Вам нужно прочитать первый раздел и обследовать речь ребенка
(см. с. 42). Иногда, в зависимости от состояния речи, к ребенку
нужно приглашать логопеда определенного профиля(по этому
поводу вы найдете в пособии все необходимые рекомендации).
Если вы собираетесь «помогать» приглашаемому специалисту прочитайте всю книгу (за исключением второго и девятого разделов).
8. Вашему ребенку остался год (возможно, даже полгода) до шко
лы и дефекты произношения звуков у него уже исправлены или почти
исправлены.
Но все дело в том, что неправильное звукопроизношение может оставлять после себя такие распространенные сейчас осложнения, как нарушения чтения и письма (дислексии и дисграфии).При нарушенном произношении ребенок пишет так же, как говорит. Если правильное произношение было поставлено незадолго до поступления в школу, ребенок все равно будет писать так, как еще недавно произносил. Дефекты произношения мешают ребенку различать порядок слогов и звуков в слове, а это, в свою очередь, затрудняет обучение ребенка грамоте.
Коррекция нарушений чтения и письма очень трудоемка, поэтому желательно еще в дошкольном возрасте предупредить у ребенка возможность их формирования.
Используя это пособие, вы сможете определить, есть ли у вашего ребенка предрасположенность к нарушениям чтения и письма и предупредить появление у него этих дефектов. В процессе профилактических занятий ваш ребенок попутно выучится читать и писать.■> Для того чтобы грамотно действовать в данной ситуации, вам нужно
прочитать первый и последний разделы книги.
Общие сведения по логопедии
Как устроен речевой аппарат
Речевой аппарат, с помощью которого мы говорим, включает в себя три отдела.
1. Дыхательные мышцы.Причем для речи необходимо брюшное
дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет
речь.
2. Голосовые складки.Они располагаются в горле. Их дрожание
создает звук голоса, который нужен для произнесения гласных и звон
ких согласных звуков.
3. Собственно органы речи.Они расположены во рту (рис. 1).
Основные органы речи, это — язык (1), губы (2), нижняя челюсть
(3), мягкое нёбо (4), маленький язычок (5), зубы (6), их основания (7), твердое нёбо (8), альвеолы (9) (бугорки за верхними зубами).
Главным речевым органом является язык (рис. 2). Он разделяется на переднюю (1), среднюю (2), заднюю (3) части, корень языка (4) и его кончик (5). Среднюю часть языка еще называют его спинкой.
Для того чтобы у ребенка смогло сформироваться нормативное произношение звуков, у него должен быть правильный прикус.При правильном прикусе сомкнутые зубы (сомкнутыми должны быть именно коренные зубы) имеют следующий вид: верхние резцы находятся чуть впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их (рис. 3).
За верхними резцами (1) находятся два выступающих ребристых бугорка с ложбинкой между ними (2) — они называются альвеолами (пожалуйста, запомните это слово, так как оно часто будет встречаться в инструкциях по формированию произношения).
За альвеолами начинается твердое нёбо (3), которое простирается в глубь ротовой полости и заканчивается мягким нёбом (4). На конце его находится маленький язычок (5), вибрация которого формирует грассирующий звук [р],от которого его «владельцам» обыкновенно так трудно избавиться.
Перед началом занятий познакомьте ребенка с теми речевыми органами, которые находятся во рту. Изучите их с ним перед зеркалом, а для доходчивости позвольте ему ощупывать их пальцем (особенно те из них, которые плохо видны).
Звуки русского языка
Звуки делятся на гласныеи согласные(когда буква обозначает звук речи, она берется в квадратные скобки, например [р]).
Согласныезвуки подразделяются на глухие и звонкие. В языке существуют парныезвонкие и глухие согласные: [т— д], [п— б]и др., и непарные:звонкие [р,л, н, м] и глухие [ч,щ, ц].
Согласные также делятся на мягкиеи твердые.Мягкость звука изображается запятой справа и вверху над буквой, обозначающей звук: [м'].По признаку твердости-мягкости звуки бывают парные,например: [м— м']и непарные:твердые звуки [ш,ж, ц] — не имеют мягких пар, мягкие же звуки [ч,щ] — не имеют твердых. На письме после букв, обозначающих мягкие звуки, следуют буквы: я, ё, и, ю, е. Буквы а, о, ы, у, э указывают на то, что предшествующая буква обозначает твердый звук (например: мясо — масса, лёд — лот, рис— рысь, дюна — Дуня, мера — мэр).
По своему звучаниюсогласные звуки делятся на свистящие [с, з, ц], шипящие [ш, ж, ч, щ], сонорные(«поющиеся») [р,л, й].
Согласные звуки подразделяются также на различные классы по месту своего образования.Бывают губныезвуки, то есть образованные только с помощьюгуб ([б, м]), губно-зубные ([в, ф]), переднеязычные,произносимые с помощью передней части языка ([т, с, ч]и др.), заднеязычные ([к, г, х]).
Неговорящие дети
У неговорящего ребенка есть серьезная задержка речевого развития. Вам нужно выяснить причину этой задержки, чтобы определить профиль специалиста, в помощи которого ребенок нуждается. Самостоятельная работа с такими детьми невозможна.
Нужно выяснить два следующих момента:
• Насколько хорошо понимает ребенок речь окружающих.
• Нарушена ли подвижность его речевых органов.
Понимание речи
У ребенка могут быть определенные мозговые нарушения, в результате которых он не понимает обращенную к нему речь, он ее как бы не слышит. Очевидно, что в этом случае он не может и научиться говорить. Поэтому, в первую очередь, вам нужно выяснить, понимает ли ваш ребенок речь окружающих. При хорошо развитом интеллекте он может, исходя из ситуации, наблюдая за жестами обращающихся к нему людей, догадываться, о чем в данный момент идет речь. Поэтому для проверки понимания речи ребенка пользуйтесь только словами. Вам нужно выяснить:
1. Понимание значения слов — существительных, прилагательных, глаголов.
^ Нужно выяснить, знает ли ребенок названия окружающих его предметов.Внятно произносите название того или иного предмета, находящегося в поле зрения ребенка, без какого бы то ни было жеста или даже взгляда в сторону этого предмета. Например: «Где стол!» Ребенок должен показать названный предмет.
■^ Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение прилагательных, обозначающих цвет(красный, черный, синий, желтый, зеленый,
коричневый) и величину(большой — маленький) предметов. Положите перед ребенком два одинаковых предмета, различающихся только цветом (например: два мяча — желтый и красный) или только величиной (например: две матрешки — большую и маленькую), и, указывая на эти предметы, спросите у него: «Где красный?» или «Где большая?».
•/ Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение глаголов,обозначающих простые действияили положение предметав пространстве. Положите на стол две-три картинки, изображающие, например, человека, который идет, бежит, сидит, лежит, или, например, птицы, которая сидит, летит. Различные действия, изображенные на картинках одной серии, должны осуществляться одним и тем же персонажем (мальчиком, птичкой и т. д.). Спрашивайте у ребенка: «Где мальчик идет {сидит, лежит)?», «Где птичка летит (сидит)?», подчеркивая ударением глагол.
Неразборчиво говорящие дети
У неразборчиво говорящего ребенка могут быть как сложные речевые нарушения,требующие вмешательства специалиста, так и про-:то неправильное произношение большого числа звуков.
Чтобы определить, есть ли у ребенка какой-либо серьезный рече-зой дефект, нужно выяснить следующие моменты:
• Соответствует ли возрасту его общее речевое развитие:
— словарный запас;
— грамотность речи;
— развернутость фразовой речи;
— понимание речи окружающих;
— рисунок (или структура)слова.
• Нарушена ли (и в какой мере) подвижность речевых органов ре
бенка.
Общее речевое развитие
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Нужно проверить словарь глаголов, существительных, прилагательных и предлогов.
Словарь глаголов
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет хорошо известные ему действия(вы можете совершать их сами или показывать ребенку картинки, на которых они изображены: «машина едет», «мальчик спить, «девочка есть и т. п.). При этом задавайте ребенку вопросы: «Машина что делает?», «Мальчик что делает?».
■^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет действия, присущие тем или иным объектам.Примерные вопросы: «Самолет что делает?» {летит). «Поезд что делает?» (едет). «Лампочка что делает?» (светит или горит) и т. п.
Словарь существительных
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет известные ему предметы:например, стол, стул, кресло, тарелка, чашка, автобус, машина, дерево, цветок и т. п. Вы показываете ребенку сам предмет или картинку с его изображением, а он называет.
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей известных ему животных.Вы спрашиваете у ребенка: «Как называются детеныши кошки?» (котята), «Собаки?» (щенята) и т. д.
Словарь прилагательных
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет основные цвета:черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый. Попросите ребенка сказать, какого цвета тот или иной предмет.
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет размер предметов:большой, длинный, широкий, маленький, толстый и т. д. Для этого вы показываете ребенку соответствующие предметы.
Словарь предлогов«
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы задаете ребенку вопросы о местонахождении предмета. Например: «Где находится ручка?» (в столе, за столом, под столом, на столе, над столом, возле стола, перед столом).
ГРАМОТНОСТЬ РЕЧИ
Поскольку речь ребенка неразборчива, бывает трудно уловить на слух, грамотно ли он говорит. Поэтому нужно специально выяснить, использует ли он в речи необходимые окончания, приставки, суффиксы и т. п.
Нужно проверить, использует ли ребенок множественное число существительных, а также уменьшительную форму существительных, может ли он образовывать женский род от глагола мужского рода прошедшего времени и множественное число прилагательных.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
^ Рот открыт. Язык ребенка должен свободно поочередно подниматься и опускаться к верхним и нижним зубам.
■^ В этом же положении язык должен свободно поочередно подниматься к альвеолам и опускаться к нижним зубам у их оснований.
■^ Губы находятся в неширокой улыбке, язык ребенка должен легко поочередно достигать углов рта.
Разборчиво говорящие дети
Причины, которые вызывают у ребенка нарушение произношения звуков, можно разделить на основныеи дополнительные.• Основные причинынарушения звукопроизношения:
— нарушение подвижности речевых органов;
— нарушение речевого слуха;
— короткая уздечка языка.
Эти неблагоприятные особенности являются самостоятельными дефектами и принудительно формируют у ребенка нарушение звукопроизношения.
• Дополнительныепричины возникновения нарушения звукопро-
изношения:
— нарушение общей подвижности ребенка;
— нарушение речевого выдоха;
— нарушение голоса.
Эти особенности сами по себе не являются болезненными проявлениями, а только предрасполагают ребенка к возникновению и закреплению у него недостатков произношения.
Существуют также различные способы неправильного произношениязвуков.
• Благоприятные способы произнесения звуков.
Они указывают на то, что нормативное произношение этих звуков ребенок, скорее всего, сможет освоить самостоятельно.
• Неблагоприятные способы произнесения звуков.
Эти способы произнесения указывают на то, что эти звуки самопроизвольно у ребенка вряд ли появятся.
Основные причины нарушений звукопроизношения
1. НАРУШЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ
Как проверить подвижность органов речи, описывается в предыдущей главе. Там же вы найдете все необходимые рекомендации. При ограниченной подвижности мышц правильное произношение у ребенка самостоятельно не появится. Если у ребенка нормальная подвижность речевых мышц, значит, с этой стороны у него нет препятствий для формирования правильного звукопроизношения.
2. НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Ребенок может путать близкие или даже далекие по звучанию звуки. Близкими по звучанию считаются следующие звуки:
Звуки из групп свистящих и шипящих.Ребенок может смешивать между собой следующие пары звуков: [с — ш], [з — ж], [ц — ч].
Звуки внутри группы свистящих. Ребенок в разных комбинациях может не различать между собой звуки [с, з, ц]: ([с — ц], [с — з], [з - ц]).
Звуки внутри группы шипящих. Ребенок может не различать между собой звуки [ш — ж], [ш — щ], [ч — щ] и другие комбинации пар шипящих.
Сонорные звуки. Ребенок может не различать между собой звуки [р — л], [л — й], [р — й].
Глухие и звонкие парныезвуки. Ребенок может путать, например, звуки [к— г], [т — д], [ф — в]и др. Достаточно выборочно проверить 1-2 пары звуков, если обнаружите, что ребенок их путает, проверьте все парные глухие и звонкие согласные.
Твердыеи мягкие парныезвуки. Ребенок может смешивать, например, звуки [л— л'], [м— м'], [с — с'] и др. Различение звуков нужно обследовать таким же образом, как в предыдущем случае.
Далекими по звучанию считаются звуки, принадлежащие к разным группам (например, сонорные далеки от шипящих или свистящих звуков). Это значит, что различить на слух звуки в паре [с — р]намного легче, чем в паре [с — ш].
Сначала проверьте различение ребенком близких между собой звуков, если обнаружите, что он их путает, проверьте более далекие звуки.
КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА ЯЗЫКА
Уздечка языка выглядит как жгутик под языком, соединяющий его нижнюю поверхность с дном ротовой полости. При ее недостаточной длине ребенок не может правильно произносить звуки, требующие подъема языка верх (шипящие и [р]).
Попросите ребенка открыть рот, как при произнесении звука [э]. Ребенок должен доставать кончиком языка до альвеол и до оснований зерхних зубов. Уздечка считается укороченной, если язык ребенка до этих мест не дотягивается. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите, как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натяги-зается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, стано-зится тоньше. Если же у ребенка недостаточная подвижность мышц, зы увидите, как он не справляется именно с мышцами, например его язык дрожит, дергается, опускается вниз, отклоняется в сторону.
Уздечка языка легко растягивается в результате выполнения определенного комплекса артикуляционных упражнений (см. с. 88).
Дополнительные причины нарушений звукопроизношения
Неблагоприятные особенности, которые мы будем рассматривать, возникают у ребенка в результате психологического неблагополучия.
Понижение высоты голоса.
Из-за напряженных мышц плеч и шеи ребенок говорит зажатым голосом, звучащим иногда значительно выше, чем это было бы для
него естественно. Высокий голос дает и обратную реакцию — он усиливает напряжения мышц.
^ Постановка голоса по подражанию.Для начала вы должны «показать» ребенку, каким голосом он говорит. Для этого повторите за ним какую-нибудь фразу нарочито высоким голосом. После этого вам нужно понизить свой голос и «показать» ему, каким голосом на самом деле он должен говорить. Скажите ребенку, что вот такой низкий, красивый голос — это его настоящий, а тот, которым он сейчас сказал (тонкий и писклявый) — ненастоящий, поддельный. Но для начала потренируйте свой собственный низкий голос, чтобы он не получался задушенным.
В дальнейшем ребенок должен повторять за вами слова и небольшие предложения. Можно задавать ему короткие вопросы. Говорить с ребенком на занятии нужно нарочито низким голосом, чтобы он мог его копировать. Получиться это у него может только после того, как будут сброшены мышечные зажимы с плеч, поэтому упражнения по постановке голоса нужно делать после упражнений на «сбрасывание» зажимов. Когда в обычном общении ребенок будет повышать голос, говорите ему об этом и напоминайте о его напряженных поднятых плечах.
Понижение голоса автоматически приводит к восстановлению дыхания, оно перестает быть ключичным.
■^ Постановка голоса через «вживание в образ».Восприятие и мышление детей младшего возраста исключительно образное. Этим обстоятельством можно воспользоваться для постановки голоса. Ребенку нужно предложить подходящий для этого образ (существа с низким голосом), который он мог бы на себя «надеть» и в который он мог бы «вжиться».
Можно, например, использовать такой прием. Скопируйте высокий голос ребенка и скажите ему, что он пищит, как мышь, «такая противная, с тощим длинным хвостом мышь». То есть для начала вы создаете в его представлении зримый отрицательный образ его манеры говорить. Затем изобразите низкий голос и скажите ребенку, что вот так говорит пушистый, симпатичный, большой, сильный (то есть именно такой, каким надлежит быть настоящему мальчику) мишка. В дальнейшем вы договариваетесь с ребенком, что он будет говорить, как медвежонок (в этом случае вы принимаете на себя обязанности медведицы). И, таким образом играя, вы разговариваете с ребенком. Это нужно делать не только на занятии, но и в повседневном общении. Для девочки можно использовать другие подходящие образы: например, той же мыши и мурлыкающей кошечки (только именно довольно мурлыкающей, а не орущей истошным голосом «мяу»). Когда кошечка мурлыкает, у нее голос низкий и бархатный.
Обследование ребенка
\^ Типы \. ситуаций Что \^ нужно ^ч обследовать^ч | Вы хотите выяснить диагноз и пригласить специалиста | С вашим ребенком неэффективно занимаются | Вы планируете помогать логопеду | Вы собираетесь самостоятельно заниматься с ребенком | ||||
Речь понятна | Речь непонятна | Речь понятна | Речь непонятна | Речь понятна | Речь непонятна | Речь понятна | Речь непонятна | |
1.Речевой выдох | Обследует специалист | Обследует специалист | •А- | * | ||||
2. Звукопроиз-ношение | Обследует специалист | Обследует специалист | Уже обследовано логопедом | Уже обследовано логопедом | Обследует логопед | Обследует логопед | * | |
3. Речевой слух | Обследует специалист | Обследует специалист | & | 'к | Обследует логопед | Обследует логопед | * | |
4. Речевое развитие ребенка в целом | Вряд ли нарушено | 'к | Вряд ли нарушено | Вряд ли нарушено | * | Вряд ли нарушено | * | |
5. Подвижность речевых мышц | * | * | * | * | * | |||
6. Строение речевых органов. | * | * | * | * | * | * | * |
В зависимости от сочетания этих обстоятельств может сложиться несколько ситуаций, в которых требуется разная степень подробности обследования речи ребенка (см. табл. на с. 43). Звездочками отмечены те моменты, которые нужно обследовать.
Речевой выдох
Для фонетики русского языка характерен максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или даже к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься (рис. 4).
При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос (рис. 5), а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков.
Если утечка воздуха через нос велика — это придает носовой оттенок произношению. Такой выдох характерен, например, для французского языка, только на таком выдохе возможно формирование грассирующего, французского звука [р].
Воздушная струя может направляться в самую высокую точку твердого нёба, частично уходя в нос. При этом носовой оттенок в произношении на слух может быть почти незаметен. Такой выдох характерен, например, для английского языка.
Как проверить речевой выдохописывается на с. 26-32.
Рекомендации
Способы постановки речевого дыхания описываются на с. 76. Вам нужно будет исправить у ребенка речевой выдох в трех случаях.
1.С вашим ребенком неэффективно занимается логопед.Возможно, он
ставит ему произношение звуков на нарушенном выдохе, и поэтому они про
должают звучать смазано. Проверьте состояние выдоха ребенка при произ
несении им слов с теми звуками, которые ему ставят. Если вы обнаружите
нарушение речевого выдоха, исправьте его ребенку самостоятельно.
2. Вы собираетесь пригласить логопеда и помогать ему.Поставьте ребен
ку речевое дыхание еще до начала занятий. Это ускорит процесс постановки
звукопроизношения.
3. Если вы собираетесь самостоятельно заниматьсяс ребенком постанов
кой произношения, даже, если вы не нашли у него нарушения речевого вы
доха, поработайте над его речевым дыханием.
Ситуация занятия - искусственна сама по себе, тип речи, который здесь используется -ненастоящий. Ребенку приходится осваивать незнакомые ему действия. Все это вызывает у него эмоциональное, а значит, и мышечное напряжение, которое может проявиться в нарушении речевого выдоха. Поэтому вам с ребенком нужно освоить способы восстановления нормального речевого дыхания.
Произношение звуков
Известно несколько видов нарушения произношения звуков: Звук может пропускаться совсем.Тогда при повторении слов ребенок вместо звука произносит неясный гласный или полугласный звук, иногда немного йотированный (сарай — са-ы-ай или са-ый-ай), либо пропускает звук полностью (са-ай). При произнесении шипящих и свистящих звуков этот полугласный звук сопровождается придыхательным шумом. При попытке произнести звук изолированно ребенок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести. Ребенок вместо одного звука произносит полноценно звучащийдругой звук. Например, вместо [р]произносит звук [л]или [й].Это называется заменой.
Ребенок может заменять один звук на неполноценно звучащийдругой звук. Например, звук [ш]заменяет на неправильно произносимый звук [с].
Ребенок может заменять твердый согласный звук его мягкой парой(например, вместо [л]говорить [л']).Это называется смягчением.Если вы обнаружите смягчение каких-то звуков в речи ре-
бенка, обязательно проверьте, не смягчает ли он вообще все согласные звуки, которые возможно смягчить.
• Ребенок может произноситьзвук искаженно.То есть в его речи
звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского язы
ка. Например, вместо русскоязычного [р]ребенок произносит гор
ловой, грассирующий [р]или вместо звука [ш]произносит похо
жий на [ш]некий шумный шипящий звук.
Произношение звуков [к— г], [ф — в], [т'— д'], [с— з — ц], [ш— ж] и [ч — щ] почти всегда нарушается одинаковым образом.
Упражнения для проверки звукопроизношения:
^ Вслед за вами ребенок должен несколько раз повторить звук в изолированном положении(то есть отдельно — [с]).
•^ Вслед за вами он должен повторять слова, где этот звук находится в разных позициях(в начале, в середине и в конце слова).
Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушаются (то есть [ж],например, будет звучать, как [ш];слово нож. — как нош, слово ножка — как ногика и т. п.). Примерные слова для проверки произношения каждого из звуков приводятся в тексте.
Если ребенок неполноценно произносит изолированный звук — нужно этот звук сначала ему поставить, а затем закрепить его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а в словах произносит его дефектно — вам нужно только закрепить произношение этого звука (см. с. 151).
Правила проверки произношения:
• Ребенок спокойно, без нажимадолжен повторять за вами слова и
звуки (произносите их без излишнего напора). При форсирован
ном произнесении звук может легко исказиться. Например, если
звук [с]произнести на фоне слишком сильного выдоха, звук ока
жется неточным, потому что язык под напором воздушной струи
прижмется к зубам и перекроет воздуху выход изо рта.
• Внимательно вслушивайтесь в изолированно произносимыйре
бенком звук. Пусть он повторит его несколько раз. Иногда дети,
используя неправильные расположения речевых органов, доволь
но хорошо имитируют полноценное звучание некоторых звуков,
так что нарушение их произношения для неискушенного слуха
может остаться незамеченным.
Такие звуки ребенку обязательно нужно ставить, потому что их ошибочное произнесение станет более заметным с возрастом, ког-
да исчезнет общая «детскость» речи. Кроме того, неправильное произнесение одних звуков будет затруднять полноценное произнесение других. В фонетической системе языка способы произношения звуков как бы «подогнаны» друг к другу с точки зрения наибольшего удобства переключения речевых органов со звука на звук. Именно поэтому дефектное произношение какого-либо звука часто становится более различимым в словах при его взаимодействии с другими согласными звуками.
Поэтому при появлении сомнений, проверьте, как ребенок произносит звук в словах со стечениями(когда несколько звуков идут подряд) согласных звуков(например, для звука [ш]— каштан, кашне, пунш, мундштук). При произнесении подобных слов, во-первых, становится более явным дефектное произношение звука, а, во-вторых, между согласными звуками в стечении (в нашем случае это — [шт], [шн], [нш], [дшт])возникает некоторая пауза, необходимая для перехода с одной артикуляции на другую, с нею не сродственную.
Изучите расположение органов речиребенка и сравните его с нормальным вариантом (он приводится перед описанием обследования каждого из звуков). Положение языка во рту сквозь зубы иногда рассмотреть не удается, поэтому спрашивайте у ребенка, где он у него находится, или просите ребенка произнести звук, оставить язык на том же месте и приоткрыть рот. Язык может сместиться, но вы поймете, в каком примерно месте он находился. Когда вы не можете расслышать, выговаривает ли ребенок тот или иной звук, проверьте, нарушен ли у него при произнесении этого звука речевой выдох.Пусть произносит слоги с этим звуком с зажатыми ноздрями (см. с. 26). Если выдох нарушен, то и звук произносится неправильно.
Нарушения произношения конкретных звуков
При чтении воспроизводите вслухвсе описанные виды неправильного произношения. Для каждого вида неправильного произношения звуков указываются наиболее предпочтительные способы их постановки (см. с. 102).
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ [К, Г, X] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ
Произношение заднеязычных звуков:Губы находятся в естественном положении, слегка приоткрыты. Зубы — в положении нормального прикуса (см. с. 11), слегка приоткрыты. Кончик языка опущен, упирается в нижние резцы или слегка отодвинут в глубь рта, задняя часть
спинки языка поднята вверх и более или менее плотно смыкается с мягким нёбом.
При произнесении звука [х]{рис. 6) образуется щель, в которую с шумом выходит воздух. При произнесении звуков [к] и [г]{рис. 7). вначале возникает смыкание корня языка с нёбом, закрывающее выход струе воздуха, затем язык отлепляется от нёба и воздух резко, с характерным щелчком устремляется в возникшую щель.
Несмотря на то что заднеязычные звуки образуются почти в горле, воздушная струя при их произнесении должна беспрепятственно выходить изо рта. Особенно это заметно при произнесении звука [х].Выдох легко обнаружить подставленной ко рту ладонью.
Виды неправильного произношения заднеязычных звуков:
Звук [х]чаще всего заменяется на звук [к].Способ постановки — II.Часто он заменяется на правильный или дефектный звук [ф].Способ постановки — I.
Может звучать как форсированный горловой выдох. Способы постановки — II, III.
Подобным же образом нарушается произношение мягкого звука [х'].Звуки [к, г]чаще всего заменяются на звуки [т, д]. Способ постановки — любой.
Иногда звук [к]заменяется на звук [х],а звук [г]на звук, напоминающий южнорусское или украинское произношение этого звука (как бы звонкий [х]).Способы коррекции — III,IV. Мягкие звуки [к', г']нарушаются подобным же образом.
Словадля проверки произношения заднеязычных звуков:
[х]— ход, хомут, ухо, тахта, Махмуд, мох, ах
[х']— хит, хек, мухи, духи
[к]— кот, кнут, покой, окно, буква, бок, док
[к']— кит, кипа, макет, анкета
[г]— гудок, губа, гам, нога, подмога, магма, манго
[г']— гид, Гена, бумаги, ангина
ГУБНО-ЗУБНЫЕ ЗВУКИ [Ф, В] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ
Произношение звука [ф]:Язык лежит на дне ротовой полости. Верхние резцы соприкасаются с нижней губой, воздушная струя проходит между ними. При произнесении звука [в]положение речевых органов остается прежним, но добавляется голос (рис. 8).
Для этих звуков используется единственный способ постановки.
Виды неправильного произношения губно-зубных звуков:
Звуки [ф,в] могут произноситься как губные, тогда струя воздуха проходит в щель между губами. При этом возможны 2 варианта произношения:
1. Если воздушная струя ослаблена, звуки несколько напоминают
звуки [п, б].
2. Если же воздушная струя достигает губ, звук [ф]звучит как
простой выдох, его звучание искажается мало, зато звук [в]получается
несколько оглушенным и больше напоминает английский вариант про
изношения этого звука.
• Губно-зубные звуки могут артикулироваться правильно, но полу
чаться при этом едва слышными. Возникает такое впечатление,
что ребенок их «глотает». Это происходит из-за того, что выдох не
достигает губ ребенка, так как уходит в нос. Обнаружить это лег
че (зажав ребенку нос пальцами) при произнесении звука [в].
• В произношении звуков [ф, в]может участвовать язык. Он высовы
вается между зубами, и струя воздуха проходит между ним и верх
ними резцами (к языку может прикасаться также и верхняя губа).
• Аналогичным образом может нарушаться произношение мягких
пар этих звуков.
Слова для проверки произношения губно-зубных звуков:
[ф]— фантик, фуга, кафе, муфта, кафтан, нимфа, миф [ф']— фильм, Феня, кофе, пуфик, гольфик, амфибия [в]— Ваня, вода, подкова, овод, подвох, двойка [в']— вина, вена, ливень, аквилегия, подвид, Матвей
МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ [Г] И [Д1]
Произношение звука [т']:рот почти закрыт, губы вытянуты в улыбку, зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса. При произнесении этих звуков допустимо 2 положения для языка:
1. Кончик языка прижат к основанию верхних резцов или к са
мим верхним резцам, ближе к их основанию.
2. Кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя часть
спинки языка — к основанию верхних резцов.
В обоих случаях спинка языка приподнята и приближена к нёбу, как это бывает при произнесении звука [и]{рис. 9). Воздушная струя должна точно нацеливаться в место образования звука. При длительном произнесении звука [т'],после того как кончик или передняя часть языка немного отодвигаются от основания верхних резцов, вторым звуком слышится мягкий звук [с'].
Звук [д'] образуется также, только с добавлением голоса. При правильном его произнесении вторым звуком после него слышится звук [з'].
Произношение этих звуков нарушается почти всегда, когда бывает нарушено произношение шипящих, но его труднее заметить. Ставить эти звуки нужно обязательно, так как они часто встречаются в речи, и при их дефектном произношении она будет звучать неряшливо.
Виды неправильного произношения звуков [т\ д']:
• Звуки [т', д']могут произноситься с неясным шипящим призву
ком, так, что звук [т']несколько отдает в [ч],а звук [д']в звук