ША – ЖА ШО – ЖО ОЖ – ОШ ЖО – ШО – ЖО

ЖУ – ШУ ЖИ – ШИ УЖ – УШ ШУ – ЖУ – ШУ

ШУ – ЖУ ШИ – ЖИ ЫЖ – ЫШ ШИ – ЖИ - ШИ

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

жар – шар жаба – шапка ложа – лошадь

жаль – шаль ежата – мышата лужа – Луша

жатка – шаткий лежать – мешать лёжа – Лёша

жалить – шалить вожатый – лошадка кожа – ноша

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

жёлоб – шёпот лужок – пушок должок – мешок

жёлудь – шёл дружок – вершок пирожок – порошок

жёлтый – шёлк рожок – горшок дружок – петушок

жонглёр – шофёр

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

жутко – шутка вяжут – пашут

дрожу – дышу лижут – пишут

брожу – брошу мажут – машут

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Женя – шея сажень – мишень

ближе – дальше ложечка – кошечка

ниже – выше бумажечка – букашечка

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

жить – шить пружинка – пушинка

жир – ширь пружина – машина

жила – шило наживка – нашивка

ужин – уши лижи – мыши

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 7. Произносить (читать) слова.

важный – башня каждый – кашка

нужно – душно окружной – пушной

дружный – радушный нежный – вешний

Лужники – наушники нижний – лишний

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 8. Произносить (читать) предложения.

Луша обходит лужу. Ты бежать мне не мешай. Леша, читать лёжа вредно. Нельзя шалить с пчёлкой: она ужалит. В нашем доме живут шофёр и жонглёр. Летит снежок, лёгкий, как пушок. Мой дружок от земли вершок. Ешь, дружок, вот этот корешок. У мамы платье из жёлтого шёлка. Малыши встали на лыжи. Сереже подарили карандаши. Женя, помой хорошо шею.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 9. Произносить (читать) предложения.

Без этой пружины не поедет машина. Как будешь ты один в глуши? С кем будешь ты дружить? Наживка на крючке, а нашивка на одежде. Подальше положишь – поближе возьмёшь. Журавль не каша – еда не наша. Шьёт, а нитки наружу выходят. Двум шпагам в ножнах не ужиться. Живёшь тихо – не увидишь лиха. Жить – не лукошко шить. Жить широко – хорошо, но и ýже не хуже.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 10. Произносить (читать) текст.

Жёлудь больше дуба.

Школьники рисовали дуб. Женя хорошо помнил, как он нашёл жёлудь, а дедушка сказал, что из него вырастет большой дуб.

«Неужели из маленького жёлудя может вырасти большой дуб?» - думает Женя. И он нарисовал дуб и рядом большой жёлудь.

- Жёлудь волшебный – в нём дуб, - говорит Женя.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 11. Выучить загадки.

Одежды не шью, а ткань тку. (Паук)

На крыше нашей гном сидит

И небо каждый день коптит. (Труба)

Накормишь – живёт, напоишь – умрёт. (Огонь)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 12. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Шалуны.

После дождя были большие лужи. Женя и Лёша шалили. Они шлёпали ножонками по лужам. Женя бежит, у неё флажок. Ой, беда! Женин флажок упал в лужу.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 13. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Мишка.

Маленькому Жени пять лет. Бабушка купила ему Мишку. Мишка был плюшевый, большой, мягкий. У Жени была тележка. Женя сажает Мишку в тележку и катает его.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 14. Выучить загадку.

Я не будильник, но бужу,

Я с бородой и в шпорах.

С большою важностью хожу

И вспыльчив, будто порох.

(Петух)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Раз шажок, два шажок,

Левый, правый сапожок.

Я учу Алёшку

Топать понемножку.

(Г. Лагздинь)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

- Здесь ведь лужа, видишь, Луша?

Ты иди туда, где суша.

Перейди, где лужа ýже!

Знай шагает Луша в лужу.

(М. Лепилина)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

- Ты скажи мне, милый ёж,

чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош,

что зубами не возьмёшь!

(В. Фетисов)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Жабы.

Живём мы тихо у воды,

Едим букашек, мошек.

От жаб детишкам нет беды,

Как нет беды от кошек.

Вам жаб не нужно обижать

И ни к чему от них бежать.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Вот лягушка на дорожке.

У неё озябли ножки.

Значит, ей нужны

Тёплые штаны.

(С. Маршак)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Мы сажали лягушат

И в корыто, и в ушат,

Уважали, ублажали,

А они на пруд сбежали.

(С. Питиримов)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки.

(Б. Заходер)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Дождик.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Жадина.

Жадину я ни о чём не прошу,

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего

Даже товарищем не назовёшь его.

(Я. Аким)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 24. Выучить считалку.

Сосчитай.

На базаре ёжик накупил сапожек.

Сапожки по ножке – себе,

Поменьше немножко – жене,

С пряжками – сыну,

С застёжками – дочке.

И всё уложил в мешочке.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [ж] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [ж] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ша – са шо – со шу – су шы – сы

са – ша со – шо су – шу сы – ши

аш – ас ош – ос уш – ус ыш – ыс

яш – яс иш – ис еш – ес ас – аш

ос – ош ус – уш ыс – ыш яс – яш

ис – иш ес – еш

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

[Ш] – [С]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, расшумелась, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, машинист, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, путешествие.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Шапка – сайка, решать, тесать, мешать – писать, лошадка – посадка, шалун, салют, шахтёр – сапёр, шалаш – салат, шалфей – салфетка, мешок – лесок, пушок – кусок, вершок – песок, ремешок – носок, шорох – сóрок, мышонок – спросонок, шутки – сутки, шумно – сумка, пишу – несу, пашу – пасу, пляшу – плясун, шуметь – суметь, уши – усы, каша – касса, пошёл – посол.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Шитый – сытый, мыши – крысы, ширь – сыр, шип – сыпь, шило – сила, решил – спросил, ваш – вас, наш – нас, башня – басня, страшный – красный, кашка – каска, чашка – часто, пашня – паста, рубашка – колбаска, грош – рос, пошла – росла, камыш – кумыс, Яшка – ясный, клюшка – люстра, Маша – масса, мышь – мыс, нож - нос.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Пешки – песни, мешки – мести, мишка – миска, вишня – виснет, стишки – тиски, стриж – рис, шляпа – слякоть, шмель – смел, шторы – сторож, шпалы – спали, кушай – кусай, шея – сею, рожь – рос, шок – сок, крыша – крыса, Машка – маска, спишу, слышу, слишком, насмешка, шанс, шесток, пастушок, посошок, нашествие.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 6.Изменить слова по образцу: просить – я прошу. Произносить слова парами.

Писать -…, чесать -…, носить -…, спросить -…, месить -…, откусить -…, красить -…, струсить – …, взвесить -…, плясать -…, косить -…, расспросить -….

Посчитай до пяти:

Одна сушка, две сушки………………...пять сушек.

Одна старушка………………………………………

Один пастушок,……………………………………..

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 7. Произносить (читать) предложения.

У Саши машина, у Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой, паша – трусишка, страшно ему. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки и кукушки. По шоссе с шумом несутся машины.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 8. Произносить (читать) предложения.

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день. У Миши на голове шапка, а в сумке сайка, на крыше труба, а в подвале крыса. У Маши чашка, а у солдата каска. Шашки на столе, шишки на сосне.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 9. Произносить (читать) предложения.

Кошка спит, а мышку видит. Куст шуршит – косой мимо спешит. Поспешишь – людей насмешишь. Наш кот у нас, ваш кот у вас. Как постелешь, так и поспишь, руки не протянешь, с полки не достанешь, ешь – не кроши, съешь – не проси. Не поднимай нос: споткнёшься. Кашу маслом не испортишь. Не спеши судить – спеши выслушать. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Удобришь землицу – снимешь пшеницу.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.

Серая кошка сидит на окошке. Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб. Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши. У Симы – шишки, у Сани – шашки. По шоссе идёт сапожник. Оса летит, оса жужжит, Саша от неё бежит. В лесу слышен шелест листьев. Слышу свист суслика. Тишину нарушил шелест камыша. Скоро поспеют сливы и груши.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 11. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Овсяная каша.

Маша, Соня и Саша едят овсяную кашу. Маша и Соня кушают хорошо, а Саша стал шалить. «Сашину овсяную кашу отдадим мы кошке нашей», - шутят Маша и Соня. Саша испугался и съел всю кашу.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Мышка.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубки поломали.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 13. Выучить потешку.

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать потешку выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Подснежник.

Под кустами снег лежит,

Весь истаял и сквозит.

Вот подснежник под ольхой,

Он в одежде голубой.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Жик.

Шьёт ежатам ёжик

Восемь кожаных сапожек:

Каждому на ножки

Новые сапожки.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Зима.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Наша серая кошка

Сидела на крыше,

А ваша серая кошка

Сидела ещё выше.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Поздним вечером к Пеструшке

На блины пришли подружки:

Три несушки, три Квохтушки.

Сколько курочек в избушке?

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Копытца стук, копытца стук,

Козёл с козой пошёл на луг.

Он косит розовую кашку,

Своим козлятам сварит кашку.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 21. Выучить считалку.

Шире, шире, шире круг,

Я пляшу, и пляшет друг.

Кто не пляшет – выйди вон,

Целый кон считай ворон.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

- Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

- Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

Я порядок навожу!

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

(Б. Заходер)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

Кто встаёт раньше всех,

Угадайте, дети!

Кто встаёт раньше всех,

Раньше всех на свете?

Наш весёлый пекарь!

(О. Дриз)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Детям спать не даёшь?

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.

Несушка с петушком

Угощалась пирожком,

И смеялся петушок,

Так что трясся гребешок,

А несушка хохотала –

Чуть с насеста не упала…

(Е. Лось)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 27. Выучить стихотворение.

У тех глаза красивей,

У тех пушистей мех,

Но наша кошка Машка,

Простая кошка Машка,

Кошачая дворняжка –

Она милее всех.

(В. Лившиц)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 28. Выучить стихотворение.

Кот сибирский, кот пушистый,

Нежен мех его душистый,

Сам он важен и спесив –

Видно, знает, что красив.

(В. Лившиц)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 29. Выучить стихотворение.

Встретил деда я смешком.

Не с мешком, а со смешком.

То есть не с мешком тяжёлым

А лишь с лёгоньким смешком.

(В. Нестеров)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 30. Выучить стихотворение.

За окошком, на картине

Даже листья не шуршат,

Даже шинами машины

По шоссе не шелестят.

(В. Орлов)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 31. Выучить стихотворение.

Сто весёлых лягушат

На кораблике спешат,

На кораблике спешат,

В край весёлых индюшат.

(О. Дриз)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 32. Выучить стихотворение.

Волнуются волнушки:

- Как быть нам без кадушки?

Все грибы в кадушках!

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты!

Очень вкусные грибы!

(Ю. Копотов)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 33. Выучить стихотворение.

Приехала к бабушке Маша,

Сварила ей бабушка кашу.

- Садись, гостья желанная,

Остынет каша манная.

Но руками всплеснула Маша:

- Отдайте кашу Саше!

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 34. Выучить считалку.

Жили – были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

А потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать считалку выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 35. Выучить стихотворение.

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мышки дёрнули за гири…

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

(С. Маршак)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 36. Выучить стихотворение.

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без приказа светофора,

Шла сама куда не зная,

Шла машина заводная.

(В. Викторов)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 37. Выучить стихотворение.

- Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привёз?

- Я привёз цветные книжки –

Пусть читают ребятишки.

Я привёз карандаши –

Пусть рисуют малыши.

(Е. Благинина)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С]

Упражнение № 38. Выучить стихотворение.

Шутка.

Весёлая старушка Устала шить старушка

Весь день сегодня шьёт. И села у ворот,

За кругленькой катушкой А с кругленькой катушкой

Следит пушистый кот. Играть пустился кот.

(Е. Стюарт)

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

жа – за жо – зо жу – зу жы – зы

за – жа зо – жо зу – жу зы – жи

же – зе зе – же езли – ежли

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

[Ж] – [З]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

ажна – азна ожан – озна ужно – узно

ижма – изма ежли – езли азна – ажна

озда – ожда узда – ужна изма – ижма

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

[Ж] – [З]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажгу, зажим, завяжу, заложу, заложник, завизжал, возможно.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Жал – зал, пожар – базар, жара – заря, жалей – залей, баржа – база, держать – дерзать, лужайка – зайка, лежать – лизать, сажать – сказать, бежать – вязать, жакет – закат, лёжа – берёза, Жора – Зоя, лужок – узор, стожок – возок, флажок – глазок, должок – дозор, жук – зуб, прыжок – разок, вяжу – везу, гляжу – внизу.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Ножи – тазы, жидкий – зыбкий, жир – пузырь, ежи – возы, кожи – козы, рыжий – сизый, ёжики – языки, рыжики – музыка, похаживать – показывать, наживать – называть, снежинка – корзинка, лежи – вези, грожу – грозу, брожу – грызу, вижу – снизу, хожу – ползу.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

Важный – разный, каждый – гораздо, монтажник – проказник, дружный – грузный, таёжный – слёзный, тревожный – грозный, дождик – гвоздик, можно – поздно, дорожный – паровозный, пирожное – морозное, обождать – опоздать, денежный – полезный, подожди-ка – гвоздика, книжный – капризный, нежный – резвый.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания.

Зимняя стужа. Зелёный лужок. Нежная зелень. Навозный жук. Бумажный змей. Лыжная мазь. Зал ожидания. Знак уважения. Книжный магазин. Змеиное жало. Жёлтый зонт. Жажда знаний. Полезное животное. Заветное желание. Снежная зима. Железный гвоздь. Женин знакомый. Запас железа. Жидкий мазут. Важное задание. Влажная земля. Снежные заносы. Забавный ёжик.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 8. Произносить (читать) предложения.

Залежи руды у нас большие. Женя заслужил награду. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок. Завизжала железная пила, застучал железный молоток.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 9. Произносить (читать) слова.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк. Ёжик лакал молоко языком. Ножи лежат в миске. У козы и у жука рожки. Задумал бежать, так не надо лежать. Знайка бежит, а незнайка на печке лежит. Железом золото добывается. Жизнь жизни рознь. Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Заварил кашу – не жалей масла. Не тот друг, который мажет, а тот, который правду скажет.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 10. Произносить (читать) текст.

Вдоль линии железной дороги стоят зелёные ёлки. «Зелёный пояс» загораживает путь от снежных заносов.

Ежегодно весной железнодорожники высаживают много молодых саженцев. Каждый год сажают более ста тысяч ёлок, акаций и тополей. Саженцы железнодорожники заранее готовят в своих питомниках.

(По В. Бианки)

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 11. Выучить загадку.

Стоит под берёзою Кто в первом живёт,

Домик с окошком. Тот жужжит под берёзой,

Другой – на берёзе, А кто во втором –

И тоже с окошком. Тот кружит над берёзой.

(Пчёлы и скворец)

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ж] – [З]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Снежинки.

Бумажный снег в корзинке Листья, как кораблики,

Олег давно припас. В воздухе кружат,

Летят, летят снежинки, Яблоки, как зяблики,

Над сценою кружась. Озябли и дрожат.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С] – [Ж] – [З]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слова.

Шар – жар – базар – гусар, шаль – жаль – зал – сало, мешать – лежать – лизать – лиса, шапка – жалко – зайка – сайка, ушанка – ужасно – вязанка – санки, решать – бежать – вязать – писать, ноша – нажать – роза – роса, мешок – рожок – мазок – песок, порошок – пирожок – кузовок – голосок, пушок – лужок – возок – кусок, шутки – жуткий – мазут – сутки, ношу – хожу – везу – несу.

Следить за тем, чтобы звуки [ш], [с], [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ш], [с], [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С] – [Ж] – [З]

Упражнение № 2. Произносить (читать) предложения.

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ландыши. Как хороши и свежи душистые розы. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами. Куст шуршит, а зайка дрожит.

Следить за тем, чтобы звуки [ш], [с], [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ш], [с], [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ш] – [С] – [Ж] – [З]

Упражнение № 3. Произносить (читать) предложения.

Спой мне песенку – смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа с

Наши рекомендации