Пафос дописьменной устной речи

Дописьменная устная речь состоит из диалога, молвы и фольклора. Поскольку фолклор повторяет ся для каждого члена общества много раз и в разных ситуациях, он должен исключить из своего содержания намерения, которые связаны с решением действовать и переходом к действию . По этой же причине фолклор должен сообщать знания и обучать им, укрепляя память. Естественно, что будучи поучающей речью, фолклор должен привлекать внимание и вызывать эмоции. Но он не должен сообщать сведения о событиях и давать ориентацию в событиях . Что касается устного диалога, то он предназна чен для того, чтобы вступать в соглашения ради действия , т.е. принимать решения и переходить к действию , но ему могут быть свойственны и привлечение внимания, и вызывание эмоций, и сообщение сведений, и ориентация в событиях.

Таблица 4.12 показывает намерения создателя устной дописьменной речи применительно к разым ее видам.

Таблица 4.12

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Пафос в ораторике

Ораторик а --- речь, однократно исчерпывающая тему перед данной, единственной аудиторией. В ораторике различают по признаку времени показательную, судебную и совещательную речь. Однократность выступления предполагает, что речь должна иметь законченную композицию, соединяющую по смыслу начало и конец речи теми способами, которые создатель речи выстроил из совокупности аргументов. Речь не удалась, если такая завершенность композиции отсутствует. Поэтому запрещается композиционная незавершенность речи.

Судебная речь исследует события, имевшие место в прошлом. Поэтому центральной категорией пафоса является создание знания. Создание знания может сопровождаться привлечением внимания , вызыванием в аудитории эмоций, сообщениями о событиях и ориентацией в них. Судебная речь как речь одной из сторон не может переходить в действия, но может влиять на принятие решений. Не являясь учительной речью, ораторика не может прививать навыки.

Совещательная речь должна склонить слушателей к принятию решени о действиях или о бездействии, но сама не вызывает действия , так как совещательная речь произносится в собрании. Собрание принимает решение как результат диалога, а не единичной речи-монолога, и затем на основании решения переходит к действиям. Остальные качества пафоса, т.е. привлечение внимания, вызывание эмоций, сообщение о событиях, ориентация в них, сообщение знани и формулирование решения могут быть попутно представлены в речи.

Показательная речь также не может переходить в действие, но в отличие от судебной и совещательной речи она объединяет аудиторию и формирует навык общежительства . Показательная речь не обязательно создает знания, ориентирует в событиях, не обязательно вызывает эмоции и привлекает внимание.

Таким образом, различие видов ораторики строится на том, что существуют факультативные и обязательные свойства речи и факультативные, сопутствующие им категории пафоса: привлечение внимания, вызызвание эмоций, сообщение о событиях, ориентация в событиях.

Таблица 4.13 показывает, как выглядит разделение ораторики по категориям пафоса.

Таблица 4.13

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Символ О обозначает то, что данный пафос возможен, но в принципе не присущ этому виду ораторики.

Таблица 4.14 показывает, каковы запрещения в пафосе ораторики.

В пафосе ораторики выделяются запрещения, которые моделируют систему смысловых качеств ораторики.

Таблица 4.14

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Пафос в гомилетике

Гомилетика --- учебная, преподавательская и пропагандистская речь - в соответствии с нормами этоса предполагает многократное выступление оратора перед аудиторией. Для того чтобы аудитория согласилась многократно выслушивать одного оратора, речи не должны быть связаны с текущими событиями настолько, что эти события станут центром внимания и основным смыслом речи. Сообщения о событиях могут быть лишь примерами, как часть аргументации, но не самой целью речи. Поскольку оратор встречается с аудиторией длительное время и связан с ней постоянно, его речь должна иметь теоретическую конструкцию, вокруг которой развивается аргументация. Это значит, что смысловым центром гомилетики является распространение знаний и воспитание навыков поведения.

В этом качестве гомилетика похожа на фолклор. Естественно, что как и во всякой устной речи, вызывание эмоций и привлечение внимания в гомилетике присутствуют, так как оратор имеет дело с живой аудиторией. В гомилетике по условиям норм речевого этоса невозможны ни подготовка решений, ни переход к действиям. Поэтому виды пафоса гомилетики в целом выглядят следующим образом:

Возможны:

1. Привлечение внимания.

2. Вызывание эмоций.

3. Передача знаний.

4. Воспитание навыков.

Невозможны:

1. Подготовка решений.

2. Переход к действию.

Возможны ограничено как примеры:

1. Сообщение о событиях.

2. Ориентация в событиях.

Таблица 4.15 показывает, как выглядит различение пафоса по видам гомилетики.

Таблица 4.15

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Соответственно этому таблица 4.16 представляет запрещения в пафосе разных видов гомилетики.

Таблица 4.16

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Гомилетика, таким образом, различаясь по своим видам, развивает запрещения, созданные в фольклоре. Так, в фольклоре нельзя упоминать членов фольклорного коллектива, смешивать временное и постоянное . Гомилетику от фольклора отличает возможность сообщать новое. В фольклоре введение нового знани невозможно, так как фолклор целиком есть культура общества, т. е. отобранные и хранимые правила и прецеденты прошлого. В гомилетике этим качеством отличаетс только проповедь. Фолклор запрещает говорить: "Я сообщаю вам эту новость", а только так: "Люди, наши предки (неизвестно, кто!) говорят следующее". Что касается проповеди, то она, воспроизводя и разъясняя Священное Писание, говорит от лица Бога или законов логоса и таким образом ссылается на авторитет вечности.

4.4.5. Соотношение ораторики, гомилетики
и сценической речи

При изучении этоса в теории коммуникаций соотношение ораторики, гомилетики и сценической речи рассматривается с точки зрения соотношения письменного и устного текстов. Таблица 4.17 представляет это различие.

Таблица 4.17

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Как показано в таблице 4.18 (стр. 450), эти позитивные требования пафоса связаны с характером запрещений.

Таблица 4.18

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Характеристики пафоса сценической речи предполагают, что лицо, исполняющее сценическую речь в отношении пафоса, должно точно воспроизвести написанный текст и может сделать это многократно. В гомилетике воспроизведение текста возможно, но в ораторике запрещено воспроизводить текст.

В ораторике и гомилетике предполагается различие между написанным предварительно и протоколированным впоследствии устным текстом. В сценической речи отсутствует значимое различие между написанным и устным текстом.

Устный литературный и дописьменный виды речи развиваются так, что каждый новый вид речи содержит свои запрещения.

Благодаря этим запретам различаются следующие смысловые категории пафоса в устной речи:

1. Переход от слова к действию или его отсутствие --- устный диалог / все другие виды речи.

2. Речь о событиях или речь о принципах, нормах и правилах --- диалог, молва, судебная речь, совещательная речь, пропаганда / все другие виды речи.

3. Продолженность смысла речи в другой речи, т.е. смысловая неисчерпанность предмета в высказываниях или смысловая исчерпанность предмета высказывания -диалог, фолклор, гомилетика, показательная речь / все другие виды речи.

4. Выделенность письменной или устной речи -сценическая речь / все другие виды речи.

5. Обязательность новизны содержания или необязательность новизны содержания --- молва, учебная речь, судебная и совещательная речь / все другие виды речи.

Эти запрещения соблюдаются особенно строго при чтении документов или иных неигровых текстов.

Схема 4.26 показывает, что запрещения, различающие виды речи, развертываютс как граф.

Схема 4.26

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Эти признаки содержания, различающие виды речей, группируют виды речи в парадигмы содержания.

Как видно из таблицы 4.19, различение категорий пафоса подсказывает типы риторического изобретения.

Таблица 4.19

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

В сценической речи изобретение относится к устному произношению речи (и отдельно к письменному образцу);

в диалоге --- к действию ;

в молве, судебной и совещательной речи и пропаганде --- к описанию событий и их интерпретации ;

в фольклоре, показательной речи и всех видах гомилетики изобретение относится к передаче знаний, изобретению и интерпретации общих принципов и норм.

Требование обязательной новизны содержания в данной речи данного говорящего относится к диалогу, молве, учебной речи, а также к судебной и совещательной речи.

Так благодаря запретам в нормах пафоса появляются основные смысловые противопоставления: действие и слово; новое или неновое слово; предмет или понятие; устное или письменноеслово.

4.4.6. Отношение этоса и пафоса
в удостоверительной речи

Письменная речь разделяется прежде всего по фактуре, по признакам писчие --- неписчие материалы, побуквенное орудие письма --- штамп. Эти соотношени представлены в таблице 4.20.

Таблица 4.20

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Таблица показывает, что эти виды речи управляются своеобразным пафосом --- пафосом действия. Пафос действия определяет логическое содержание текстов, различаемых этой классификацией. Эпиграфика, сфрагистика и нумизматика по сути дела обслуживают функционирова ние письменного и устного текстов, удостоверяя отношения предметов, текстов и итогов деятельности денежными расчетами. Поэтому основные классы письменной речи формируют особый пафос --- пафос глобальности, всеобщности письменной речи и вместе с этим запрет на изобретение только местных интересов, неучет интересов всесветного характера.

Пафос смыслового содержания появляется в палео- и неографии, так как в этом виде текстов есть возможность отвечать речью на речь, в то врем как в эпиграфике, сфрагистике и нумизматике отвечать речью на речь невозможно. Палео и неографическая речь --- будем называть ее далее для краткости графией --- содержит три вида текстов: письма или эпистолы, документы и сочинения. В соответствии с нормами этоса письменная речь предполагает обмен сообщениями.

Пафос эпистолярной речи предполагает поддержание отношений, обсуждение дел (семейных, имущественных, административных и т.п.). Обсуждение дел предполагает возможность перехода к действиям , сообщения о событиях и ориентацию в событиях, привлечение внимания, подготовку решения. Но в письмах можно формулировать знания и даже передавать навыки поведения, т.е. пафос писем похож на пафос устного диалога. Однако письма могут быть получены, но не прочтены , тогда как устный диалог обязательно доводит текст до адресата.

Необязательность прочтения заставляет модифицировать пафос эпистолярных текстов. Это значит, что письмо должно содержать словесное обозначение адресата и адресанта , место и время создания текста может быть отмечено, последнее, однако, не является обязательным требованием пафоса, так как цель написания писем в конечном счете состоит в том, чтобы договориться, обусловить конкретные действия, привлечь корреспондента к замыслу действи и побудить его совершить это действие. Поэтому основной пафос писем состоит в том, чтобы условиться о действиях . Пафос писем запрещает писание "пустых" писем, которые не предполагают намерения действовать. С другой стороны, круг корреспондентов как потенциальных сотрудников должен поддерживаться, и другим назначени ем писем являетс поддержание отношений . Способнос тью писем в сравнении с устной речью являетс также красноречие , дающее привлекательность текста. Под красноречием понимается как красивое графическое исполнение , так и искусна манера построения формы и смысла.

Поэтому пафос документов обязательно требует как подготовки решения, так и перехода к действиям. Не случайно документы делятся на виды и разновидности, которые обеспечивают обсуждение дела и переход к действиям.

Каждый вид документов имеет свое назначение --- модальность , т.е. область регулирования отношений людей и действий. Виды документов таким образом различаются по модальности.

При создании документов пафос их состоит в том, чтобы деятельность и конкретные действия были выполнены в их определенном профессиональном качестве и в оговоренный срок. Документы как вид словесности должны обеспечить это. Для того чтобы деятельность и конкретные действия были выполнены, документы должны иметь определенно и ясно представленную модальность. Поэтому дл каждого вида и разновидности документа разрабатывается его словесно-графическое построение --- формуляр. Формуляр состоит из трех частей:

1. Самоназвание (например, "приказ", "отчет" и др.).

2. Оформляющая часть --- словесное обозначение, кто выпустил документ, кому он адресован, срок его выпуска и часть, удостоверяющая подлинность, --- подписи, печати и так называемые скрепы, суть которых состоит в ответственности за содержание документа и действий по нему конкретных лиц.

3. Текстовая часть, соединяющая содержание действия.

Формуляр показывает основную категорию пафоса документов --- расчлененную по видам документов определенность модальности , обеспечивающую действенность документа. Пафос документа запрещает модальную неясность, т.е. неудобопонятное отношение содержания документа к действительности и деятельности. Такие понятия, как красота исполнения текста и искусное построение формы и смысла, производны по отношению к ясности модальности документного текста.

По правилам речевого этоса сочинения текст свободно избираем читателем в зависимости от его интереса и надобности. Поэтому общей характеристикой сочинений является их бытие во времени, т.е. их культурное назначение. Поэтому пафос сочинений состоит в том, что сочинения не должны переходить в предметную деятельность. Пафос сочинения должен обеспечить духовное развитие читателя и общую или конкретную готовность к деятельности.

Поэтому сочинения строятся так, чтобы читатель мог в них свободно ориентироваться. Важным элементов такой ориентации является название , отражающее предмет сочинения, автора сочинения, которое помогает литературно образованному читателю ориентироваться в содержании сочинения, указание на издателя и подписчика сочинения и, самое главное, удобное графическое представление содержания (шрифты, словоразделы, стихи, абзацы и т.п.).

В сочинениях основной пафос состоит в воздействии на ум и чувства читателя, введении читателя в определенный мир взглядов, мыслей и чувств. Поэтому в сочинении запрещаются индивидуальная адресация текста и распоряже ни конкретными действиями читателя, договор с ним. Благодаря тому, что сочинени избираются читателем свободно, они должны обладать привлекательностью, т.е. быть написаны по требованиям красноречия, соответствующего содержанию сочинения. Таблица 4.21 показывает, как выглядит система запретов в области пафоса письменных текстов.

Таблица 4.21

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Структура запретов показывает, согласно таблице 4.22, как выстраиваетс позитивный пафос в письменной речи.

Таблица 4.22

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Схема 4.27 обобщает систему запретов в письменной речи.

Эта система разделения пафоса предполагает в качестве читателя широкую общность людей и не ограничива ет общения пределами соседства и родства, но показывает всемирность человека, определенность обязанностей и серьезность отношения к речам и поступкам, ощущение временности его бытия и одновременно включенности в вечную жизнь и изменения космоса.

Схема 4.27

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Пафос печатной литературы

Печатная литература разделяется на научную, художественную и журнальную. Пафос сочинений, т.е. запрет на индивидуальную адресацию и рекомендации красноречия и адресованность в будущее, сохраняют свою силу в печатных литературных произведениях. Пафос печатных произведений есть разделение и развитие пафоса сочинений.

Научная литератур а характеризуется тем, что авторы научных сочинений являются читателями других авторов и читатели являются авторами, т.е. ведут диалог между собой и контролируют этим высказывания друг друга через научную критику и цитирование. С точки зрения пафоса авторы научных текстов должны, во-первых, опираться на удостоверенные факты и, во-вторых, их научные построения должны контролироваться логикой. Таков позитивный пафос научных сочинений.

В научных сочинениях запрещается: а) приведение неудостоверенных фактов и б) софистика и эристика .

Художественная литература должна опираться в своем содержании на смыслы известных читателю текстов и содержать вымысел, так как она не должна опираться на факты и быть проверена логическими критериями .

Журналистика представлена вторичными текстами, т.е. текстами, содержащими информацию о других текстах, так как она организует читателя для его участи в литературном процессе. Поэтому журналистика должна исследовать прежде всего литературные факты.

Пафос научного текста состоит в исследова нии законов природы, семиотики и техники и в запрещении рассуждать не в соответствии с предметом определеннойнауки. Предмет науки в каждой науке свой. Он выведен историей данной науки как система постулатов --- общих мест.

Пафос художественной литературы состоит в том, чтобы создавать художественный вымысел, создавая правдоподобную модель ситуаций, имеющих место в обществе, природе и технике. Художнику слова запрещается не вырабатывать свой стиль и заимствовать чужие тексты.

Пафос журналистики состоит в том, чтобы следить за текстами научной и художественной литературы и давать им оценку. Журналистика не должна уклоняться в своих оценках от программы периодического издания.

Эти соотношения пафоса можно представить таблицами 4.23, 4.24.

Таблица 4.23

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Характер запретов в пафосе печатной литературы сочетается, согласно таблице 4.24, с видами пафоса, характеризующими каждый вид.

Таблица 4.24

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Как следует из таблицы, необходимость приведения достоверных фактов и логики сочетается с отображением развития знания вместе с созданием картины мира, требование личного стиля сочетается с созданием новой картины мира и этической проблематикой, требование следовать программе издания сочетаетс с отображением развития знания и этической проблематикой. Схема 4.28 представляет развитие категорий пафоса применительно к печатной литературе.

Схема 4.28

Пафос дописьменной устной речи - student2.ru

Все три вида запретов в пафосе дифференцируют общий для них запрет на индивидуальную адресацию, характерную для сочинений. Поэтому в сочинениях (рукописных) факты и логика могут сочетаться с художественным вымыслом, программный характер содержания может сочетаться с развитием знания. В печатной литературе категории пафоса, представленного в сочинениях (рукописных), разделены и состав текста строго регулирован категория ми пафоса. Только с точки зрения печатной литературы возможно описать пафос рукописных сочинений как сумму пафосов видов печатной литературы, книжник, писавший рукописные литературные произведения, не делал этого.

Создание печатной литературы образует в сознании общества пафос достоверности и открытости истины наукой, методы которой дают объективное знание, доверие к художественной литературе как критерию развития этики и стремление к новизне и общему обновлению жизни людей как ее основному свойству. Стиль жизни формируется стремленим человечества к новому в знаниях и социальной жизни на фоне вечности и неподвижности жизни природы, господством над природой средствами науки и техники.

Наши рекомендации