Общие места, присущие письменной
словесности
Письменная речь, с одной стороны, основывается на устно-речевой практике, а с другой, имеет собственные структуры смысла. Общие места письменной речи обобщают общие места устной речи и выдвигают в качестве общих мест новые идеи. Эти новые идеи группируются вокруг следующих оснований: 1) античной теории языка, 2) античной натурфилософии, 3) новой духовной морали и 4) права. Схема 4.20 показывает, что это деление отвечает тем сверхкатегориям, которые выводятся из обобщения соотношений фольклорных жанров и фольклорных общих мест.
Схема 4.20
Античная теория языка создает учение о правильнос ти имен этимологической, социальной и психологической, античная натурфилософия разрабатывает категории как общие места познавательных ученых текстов, математики и искусства (практические и мусические), духовная мораль разрабатывает учение о человеке, его происхождении и поступках, античное право разрабатывает отношения социальной справедливости как меры труда. Все это представлено главным образом в рукописных сочинениях. В соответствии с категориями речевого этоса сочинения как вид текста адресуютс читателю, который свободно выбирает нужный ему текст.
Поскольку текст переписывается по выбору читателя и хранится, он не имеет границ во времени и пространстве. Такие качества речевого этоса получали критику не со стороны натурфилософии, а со стороны морали, так как нова картина мира в натурфилософии должна была быть согласована с системой духовной морали. Поэтому практичес кие и мусические искусства связаны с натурфилософией и, через нее, с моралью. Различные открытия в области практических искусств (например, расчеты времени и составление календаря, создание алхимиками новых материалов, использование приборов для наблюдения за небесными телами и т. п.) влияли на натурфилософскую картину мира и поэтому сталкивались с критикой, идущей от церковной догматики, когда алхимиков или астрологов обвиняли в союзе с дьяволом или колдовстве.
Мораль и теория языка, каждая со своей стороны, влияли на право. Наряду со светским правом возникло церковно-каноническое право. Судебное доказательство в каноническом праве шло от догматики, а в светском праве --- от поняти справедливого возмещения за причиненный ущерб народу, государству или отдельным лицам. Между каноническим и светским правом возникали трения. Так, Инститорис и Шпринцер в трактате "Молот ведьм" постоянно жалуются на то, что светска власть не принимает мер к тем лицам, служба которых дьяволу доказана каноническим правом. В светском праве понятие справедливости и наказания за преступление сливается с идеей наказания за грехи (ошибки против правил духовной морали). Также обстоит дело и с судебной риторикой, когда доказывание на суде идет либо от догматики, либо от житейской практики.
История жизни общества после становления ведущей роли сочинений показывает, что области смысла находятся в тесных контактах и взаимоконтроле и требуют унитарного, тезаурусного толкования.
Схема 4.21 представляет содержательную сторону письменного логоса.
Схема 4.21
Схема показывает, что в основании всех видов смысла высказываний лежит вера --- доверие к невидимому, неосязаемому, но проявляющему себя как высший закон для мира и человека. На основании высшего закона Вера регулирует безошибочное практическое поведение человека в мире ("не убий", "не укради", "не прелюбодействуй") и словесное поведение ("не клянись ложно", "не лги, не лжесвидетельствуй").
Для практического поведения существенно знать, как устроен мир, так как это дает возможность избирать себе вид деятельности и страхует от практических ошибок. Это значит, что надо иметь знания о мире в виде тезауруса. Способом построить тезаурус является нумеративная картина мира, когда число являетс оператором деления предметов мира на непересекающиеся классы (1 --- индивидуум, 2 --- небо и земля, женское и мужское начала, 3 --- небо, земля, человек; солнце, луна, звезды; настоящее, прошедшее, будущее; планета, суша, почва и т. д.). Такое описание мира в виде тезаурусной классификации зависит от того, как поименованы элементы мира.
Элементы мира (и картины мира) должны быть поименованы правильно. Правильность именования элементов мира людьми зависит от божественного творения языка, которое одновременно является и творением мира ("и рече Бог, да будет свет, и стал свет"). Язык как система слов ставится в соответствие с элементами мира.
Искусства речи (грамматика, риторика, поэтика, стилистика) используютс для того, чтобы могло существовать любое право. Но право каноническое зависит от принципов морали, государственное и международное, договорное и частное право зависят от искусств речи, с одной стороны, и от искусств воинских, ремесленных, крестьянских, торговых, с другой. При этом воинское искусство связано более тесно с международным и государственным правом, а другие искусства --- с частным. Мусические искусства, как и каноническое право, соотнесены с моралью как с целым. Но вера, как источник деятельности, связана с небом, с одной стороны, и со всеми видами искусств, с другой, так как без веры нельзя достигнуть результата в любом виде деятельности.
Такова общая система содержания логоса, где общие места есть смысловые связи между разными категориями, содержащимися в морали, натурфилософии, теории языка, практических искусствах и праве.
Единая система содержательных представлений распределена между разными жанрами рукописной литературы:
1. Гимнографии.
2. Гомилетики, прежде всего проповеднической и учебной.
3. Священного писания --- боговдохновенных текстов.
4. "Разного", которое включает в себя:
4.1. Сочинения по истории (хроники).
4.2. Сочинения по географии (хожения).
4.3. Сочинения по домоводству.
4.4. Сочинения по разного рода искусствам (практическим и мусическим).
4.5. Сочинения по математике, астрологии и музыке.
4.6. Сочинения по богословию.
4.7. Сочинения по праву.
4.8. Сочинения по философии.
Эти жанры литературы можно назвать канонически ми. Дополнительно к каноническим сочинениям существуют так называемые "отрешенные" сочинения, т.е. признанные догматически неправильными, например апокрифические Евангелия, запрещенные догматически "слова", т.е. гомилетические письменные тексты и молитвы, не рекомендованные литургикой.
Кроме этого, переписываются и издаются языческие сочинения, допущенные догматикой, не противоречащие каноническим сочинениям, и новая развлекательна литература, которая признается "несерьезной" (романы, стихи, пьесы). Эти жанры наследуются как жанровые формы от доканонической литературы. Создаютс также записи и своды фольклорных текстов, которые обычно редактируют с применительно к догматике. Таблица 4.8 (стр. 422) представляет соотношение между жанрами канонической литературы и видами смысла.
Таблица 4.8
Таблица показывает, что гимнография и "Разное" находятся в отношениях дополнительности и, следовательно, соединяются в поведении людей как нечто целое ("приступай к делу с молитвой"), так ведут себя люди благочести вые. Гомилетика проповедническая и учебная касается морали и искусств и разделяет их по контрасту с содержанием Священного писания. Гомилетика, как и Священное писание, говорит о морали, а разного рода искусства (военное, практическое и мусическое) основаны на морали, но адресованы к тому, чтобы научить людей действовать, используя вещи и слова --- речевые действия (особенно это касается учебной гомилетики). Что касается Священного писания, то, помимо морали, оно включает в себя и теорию языка, и натурфилософию. На схеме 4.22 представлены формы речи применительно к видам смысла.
Схема 4.22
Как видно на изображении, виды смысла достаточно строго различены жанровыми формами и наоборот, т. е. существует согласование смысла и языковой формы.
4.3.6. Сосредоточение общих мест письменной речи в образовании
Что касается людей, соединенных письменной речью вообще и сочинениями как ее смысловым ядром в особенности, то приобщение людей к письменной речи происходит в школе. Школа в своем содержании эволюциониру ет от античного гимнасия к средневековой схоластике. Эта эволюция отражает в дидактике постепенное становление смыслов и общих мест, содержащихся в сочинениях.
Античный гимнасий имел в качестве учебного предмета гимнастику и мусику. Его направленность была практической: подготовка тела, с одной стороны, и владение практическими и мусическими искусствами, с другой. Философские школы, собираемые риторами и философами, разрабатывали социально-логическую цельность учебного предмета: мораль, натурфилософию, теорию языка, отчасти право. Эти философские разработки создали основу схоластической школы, которая положила в основание дидактики боговдохновенные тексты, не исключив при этом практическую направленность преподавания. Так сложилась двухступенна школа тривиального схоластического образования.
На первой ступени изучали грамматику, риторику, богословие, на второй - математику, музыку, астрономию, философию. Первая ступень --- тривиум - предполагала самые простые и потому самые глубокие знания: изучение в грамматике системы языка (который для большинства учащихся был неродным), правил пользовани языком в риторика , которая давала ключ к вершению любого дела (от создания семьи до банковских занятий) и основ мировоззрения в богословии . С этим запасом, составлявшим оперативное знание, человек мог вступать в жизнь, управляя собой и другими людьми.
Вторая ступень содержала непрактичные знания, расширявшие мировоззрение, так как цель обучения состояла в изучении мировой гармонии . Свет небесных светил в их отношении во времени ставился в соответствие со звуковысотной и ладовой системой правильно организованных звуков. Сочетание основных категорий восприятия мира: света и звучания --- организовывалось математикой не счетной (она изучалась вместе с языком в тривиуме), а мировоззренческой, когда изучалось соотношение и гармония чисел и фигур, которые можно ставить в соответствие с небесными телами и их движением и звучаниями, которые организованы и упорядочены. Так описывается мировая гармония . Общая картина мировой гармонии находила подтверждение и обоснование в философии, в том числе и натурфилософии.
Что касается разного рода практических умений и навыков, то они относились к специальному образованию, получавшемуся в коллегиях, цехах и в домашнем обучении, как это и было прежде. Такая система подготовки людей действительно формировала нового человека и новые общие места, которыми он руководствовался. Если в условиях устной речи аудитория влияла на общие места текстов, то теперь, в условиях развития письменной речи и образования, необходимого для функционирования письменной речи, аудитория сама формировалась письменной речью.
Влияние аудитории на общие места можно усмотреть только в создании духовной морали. Дело в том, что фольклорная мораль есть практическа мораль. Ее цель --- создание и защита материального благополучия семьи, рода и племени. В ней отсутствует принцип веры, нет запретов на воровство и убийства, а семейные отношения полов регулируются обычаем и материальными возможностями. Духовная мораль, признавая все принципы практической морали, дополняет их запретами на воровство, убийство, прелюбодеяние и укрепляет их строгими принципами речевого поведения.
Духовная мораль обеспечивает существование и сосуществование неродственных больших, практически безгранично больших групп людей. Но для того, чтобы это могло состояться, нужно изменить духовную природу человека ("не гневайся", "не завидуй", "не вожделей" и т. п.). Изменение духовной природы человека может быть основано только на вере. Не на веровании, а на вере как на доверии к существующему высшему закону, управляющему вселенной. Вера как безусловное доверие к высшему закону свойственна не только восточным религиям (иудаизму, христианству, исламу), но и религиям дальневосточным (индуизму, буддизму, конфуцианству, даосизму, синтоизму) и центральноазиатским (таким, как зороастризм).
4.3.7. Общие места печатной научной
литературы
Печатная литература --- развитие рукописных сочинений. Логос рукописных сочинений полностью относится и к печатной литературе, хотя бы потому, что все жанры рукописных сочинений перепечатываются. Но печатная литература развивает свои жанры, только ей присущие. Это особенно относится к научной литературе и журналистике.
Строго говоря, все эти жанры предсказаны рукописной литературой, так как их зачатки как жанровые формы присутствуют в рукописных сочинениях.
Диссертация --- в принципе рукописное сочинение того или иного объема и глубины содержания, принятое в академических кругах как квалификационный доклад, удостоверяющий научную компетентность автора. Жанр диссертации родился в схоластическом образовании. Жанры научной статьи и монографии сложились лишь в XIX в. До этого научная литература была представлена научными письмами, публикациями и памфлетами (слово памфлет означает сочинение объемом в 16 печатных страниц, т. е. 1 печатный лист, без обложки, нередко несброшюрованный и неразрезанный). Такой тип печатных научных публикаций был связан с тем, что ученыхпрофессионалов было мало, и малый и дешевый тираж публикации рассылался по определенным адресам ученых, лично известным автору письма или памфлета. Таким путем сохранялась почтовая связь между членами сообщества ученых.
Развитие научного общества в числе членов сделало необходимым издание статей в сборниках (их называли еще "смесью сочинений"). Форма сборника воспроизводила форму рукописных сборников. Внутри сборников жанр статьи приобрел внутреннюю определенность. Внутренняя определенность статьи выражаетс в том, что ее содержание представляет собой полный силлогизм, все части которого снабжены научными примерами. Этим статья похожа на диалектический диалог в письменной его форме, из которого устранены реплики персонажей, их речевые и другие характеристики.
Поскольку статья не имеет определенного адресата и обращена к кругу ученых специалистов, границы которого не обозначены, в ней должны быть оговорены: 1) сама проблема; 2) постановка реального или мысленного эксперимента; 3) логический аппарат рассуждения. Вслед за этими оговоренными по правилам диалектики условиями следует само рассуждениесиллогизм и вывод, обращенный по смыслу к поставленной проблеме. Эти жанровые композиционные принципы позволяют статье стать формулярным текстом, требующим особого искусства исполнения.
Монография --- это как бы серия статей одного автора и на одну тему. Жанр монографии близок к ученой устной гомилетике. Поэтому в начале монографии автор оговаривает проблему, реальный или мысленный эксперимент и логический аппарат. Далее каждая глава строится по законам полностью обоснованного примерами силлогизма, а все главы вместе представляют собой сложный силлогизм. Монография заканчивается рассуждением о самой проблеме, данным в заключении.
Силлогистическое построение статьи и монографии есть наследство античной и средневековой диалектики. Но примеры как средство укрепления силлогизма и доказывания являются семантической новацией, присущей только научной литературе. Поэтому с появлением научной литературы пример становится средством доказывания и к нему предъявляютс особые требования (соответственно примеры в текстах стали делиться на научные и ненаучные). Требованием к примеру является отражение научно зафиксиро ванного факта. Отсюда факты как действительность, данная человеку, стали делиться на научные и ненаучные .
Научным фактом стал называться такой факт, в истинности которого может убедиться любой член научного общества. Это можно сделать двумя путями: 1) указать на реально представленное явление, которое в любое время в оговоренных условиях может наблюдаться любым ученым, например фрагмент текста книги, когда указано сочинение, его издание или место нахождения; 2) указать метод получения экспериментального эффекта, такой, который может быть воспроизведен любым ученым: например, вода при атмосферном давлении в 1 атмосферу закипает при 100 градусах по Цельсию.
Таким образом, в научные факты не попадают регулярно невоспроизводимые в определенном эксперименте или регулярно ненаблюдаемые в оговоренных условиях явления. Это значит, что из научных фактов выпадает большинство данных человеку явлений и остаются только те, которые наблюдаются регулярно в оговоренных условиях.
Важно отметить, что экспериментальные научные факты расширяют область данных человеку явлений, так как создаются искусственно. Искусственные факты могут относиться к любой сфере поведения объектов (поведение человека, животных, неживой природы). Сфера естествен ных фактов также расширяетс за счет развития приборов (зрительная трубка, микроскоп, стеклянная призма и мн. др.). Таким образом, наука характеризуется постоянным ростом фактов. Рассуждения помогают созданию и наблюдению новых фактов, так как указывают на области наблюдения, технику создания экспериментальных установок приборов для наблюдения, как и на способы действия с ними.
Учебные курсы представляют собой синопсисы научных и практических знаний. Они строятся так, чтобы учащийся мог осваивать от простого к сложному, от основного, фундаментального к частному, нефундаментальному. логика построения учебных курсов противонаправлена логике монографий и статей. Это конструктивная логика. Важно описать, как делать чтото, изменяя поведение людей, животных, неживых объектов на пользу человеку. Объективные научные факты и рассуждения привлекаются в курсах, поскольку они могут служить формированию правильных действий обучающегося. Поэтому учебные курсы, будь то швейное дело или психология человека, своим критерием имеют не научную истину, а правильность поведения , исходящую из научных знаний и опыта той деятельности, которую описывает курс.
Особенностью понятия правильность является отсутствие ошибки, которая не дает возможности получить удовлетворяющий результат тех действий, которым курс обучает. Как правило, обучают известным ранее и новым действиям. Схема 4.23 показывает, как выглядит связь между разными жанрами научных сочинений.
Схема 4.23
Связь жанров предопределяет тесную связь научных исследований и педагогической деятельности. В каждом цикле развития научных публикаций появляются новые факты, новые силлогизмы и новые умения, распространяе мые на общество и его части. Эстетика возведения к архетипу отсутствует, торжествует этика и эстетика новообра зований, погоня за новым и новшествами .
4.3.8. Общие места, присущие журналистике
Журнальная литература предшествует научной в том смысле, что направляет внимание читающей публики. Способом направить внимание читающей публики является система научных жанров, которые делятся по смысловому содержанию на три категории:
а) сообщения о житейских и литературных событиях: информация и аннотации;
б) сообщения о системе публикаций: библиография и обзор (литературы);
в) аналитические материалы, соотносящие события (житейские и литературные) и систему публикаций: рецензия и обзор (аналитический). Поскольку журналисти ка представляет собой повременные издания и с точки зрения речевого этоса воспроизведения повременных изданий невозможны, то существует еще одна предметная связь процесса журнальных публикаций с литературой неповремен ной (т.е. научной и художественной) --- включение сочинений и других материалов, например документов, писем, фольклорных текстов и т. п., в повременный текст в качестве образцов словесных текстов.
Образцовые тексты, включенные в повременные издания, играют роль примеров в составе целого текста повременного издания. Этим удостоверяется факт существова ния данного и подобных текстов, иллюстрирующих программу повременного издания.
Собственно журнальные жанры (информация, библиография, аннотации, рецензии, обзоры) создаются и сопоставля ются в целом выпуске журнала или газеты в соответствии с общей программой издания и основной мыслью данного выпуска повременного издания. Схема 4.24 (с. 430) иллюстрирует сложность смысловой конструкции журнального текста.
Схема 4.24
Таким образом, выбор образцового сочинения, как показано схемой 4.25, и его публикация дают мощную смысловую конструкцию.
Схема 4.25
Этот сложный смысл дан читателю неявно для ориентировки. Ориентировочна деятельность внушается читателю неявно как система символизаций: информация --- не событие, а символ события, аннотация --- символ текста. Рецензия и обзор (аналитический) --- частичное раскрытие смысла символа. Библиография и обзор --- среда, в которой надо ориентироваться, образцовые сочинения или документный текст --- факты, символизи рующие развитие ситуации. Этими средствами читатель включается в языковую и предметную среду и ему предлагается совершить выбор линии поведения .
Поэтому журналистика разделяет читающую публику на группы, предпочитающие те или иные издания и склонные к определенному типу ориентационного поведени под воздействием новых, "вводных", т.е. новых неповторных, сигналовстимулов, которые требуют от читателя умственной и внешней поведенческой реакции. Это разделение читателя на группы теперь называется вкусами публики. Слово вкус применительно к сочинениям появляется только со становлением журналистики. Оно начинает относится не только к речевым произведениям, но и к языковой системе. Развитие риторики теперь определяется вкусом так же, как и развитие грамматики.
Рассмотрение понятия "вкус", в том числе хороший вкус, начинает заменять классические требования к речи: краткость, полнота, удобопонятность (чистота) - или надстраиваться над этими понятиями. Вкус может предпочитаться, но не обсуждаться. Хороший и дурной вкус есть не эстетическая оценка речи, а эстетическое соответствие речи развитию стиля и моды.
Поэтому речь развлекательной литературы, основанной на вымысле, становитс важной как носитель стиля поведения в целом, в частности речевого.
Система жанров художественной литературы делится по формам на стизовую речь (стихотворения, поэмы, стих в прозе), верлибр, нестиховую речь (рассказ, повесть, роман).
Как видно, в центре системы жанров лежит верлибр, относительно которого определяется стих и проза. Это соотношение представлено в таблице 4.9.
Таблица 4.9
Распределение жанровых форм показывает, что развлекательная, художественна речь направлена на разработку соотношений семантических и фонических качеств речи вне соотношения их с предметно-логическим содержанием. Художественна речь в своем содержании, как и фолклор, есть речь ни о ком, так как характеры и их имена и лирический герой вымышлены (их имена не входят в документную регистрацию населения).
И стиховая, и нестиховая речь считают себя продолжателями фольклорной песенной (лирика), повествовательной (эпос) и синкретически-действовательной (драма) традиций.
Эта классификация Аристотеля, которая стала успешно прилагаться к новой художественной литературе и объяснять ее жанровые формы как продолжение фольклорных и античных традиций, истолковывает постоянство, привычность и ограниченность сюжетных содержаний и лирических настроений. Они варьируютс в пределах определенного набора инвариантов, определяемых литературной традицией.
Это значит, что не построение нового содержания, а воплощение вкуса, создание новых категорий вкуса составляет содержание художественной литературы, в отличие от фольклора и античной литературы. Средством создани новых категорий вкуса является создание новаций в сочетании фонических и семантических качеств речи.
Эти новации тем виднее, чем традиционнее предметно образное содержание художественного произведения. Эти соотношения в речевом логосе печатной литературы подкрепляются и исходят из авторского и издательского права.
Таблица 4.10 показывает, как выглядит система печатной литературы применительно к речевому логосу.
Таблица 4.10
Предметно-логическое новое относится к научной и журнальной литературе, стилистическое новое относится к художественной литературе как авторские стили (сочетания фонической и смысловой сторон речи) и к научной литературе как создание новых жанровых форм, фразеологии и терминологии, но не к журналистике, которая только оперирует этими новациями. Символическое новое характеризует динамику вкусов. Оно характерно для художественной и журнальной литературы.
В соответствии с теми различиями, которые развивает на основе сочинений печатная литература, складывают ся изменения учебного предмета: вопервых, развивается система профессиональной школы, вовторых, в общее образование вводятся специальные предметы --- физкультура, естественные науки, гуманитарные общественные науки (история, география, социология), втретьих, изучение языка ведется на текстах художественной литературы, вчетвертых, из учебных предметов постепенно исключается преподавание морали, и основы рукописной литературы становятся не предметом позитивного образования, а предметом истории языка, в крайнем выражении, исторической грамматики.
Соответственно этому изменяется состояние аудитории. Она делится на верующих людей и атеистов, между которыми образуется обширная прослойка сомневающих ся, создателей новых культов, экстрасенсов и др. В другом представлении люди делятся на специалистов в том или ином виде знаний и практических искусств. В третьем люди разделяются по символико-программным предпочте ниям, порожденным журналистикой. Этот конгломерат в качестве высшего духовного блага ставит новизну в научном знании, в художественных вкусах и в политиковкусо вых предпочтениях. Аудитория печатной речи целиком моделирована мощью тиражного текста.
Речевой логос в массовой коммуникации --- не до конца ставшее явление, так как компьютерные технологии и мультимедиа пока не являются ставшей формой. Поэтому о речевом логосе в массовой коммуникации можно высказать только предварительные замечания.