Дыхательные упражнения на развитие фонационного (озвученного) выдоха
Укачаем куклу», «Покажем горлышко доктору»
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “А – А – А – А – А”.
Поезд», «Вьюга», «Воет волк»
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “У – У –У – У – У”.
Гудит пароход», «Медведь ревет»
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести:“Ы –Ы – Ы – Ы – Ы”.
Удивление», «Стонет больной»
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “О –О –О – О – О”.
Ослик», «Тянем ниточку»
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести:“И – И – И – И – И”.
Девочка огорчилась»
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Э – Э – Э – Э – Э”.
7. «Ветер»
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф... Активный выдох.
Жуки»
Оборудование: предметная картинка «жук».(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
9.«Змейка»
Ход игры: Предложите ребенку поиграть в змею. Игра проводится на ковре.
- Давай поиграем в змею! Вылезла змейка из нор и греется на солнышке. Змея шипит: «Ш-Ш-Ш!» Напомните ребенку, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
Насос»
Ход игры: Предложите ребенку поиграть в насос. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
Давайте возьмем насосы и накачаем колеса велосипеду – вот так; «С-С-С» - работают насосы! Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
Дразнилка» или «Изобрази животное»
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.
Веселое путешествие»
Предложите ребенку подвижную игру.
Давай поиграем в машинки – машинка едет и сигналит: «БИ – БИ». А теперь превратимся в паровозик - «ТУТУ!»
Покажите, как едет машинка, — походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад. Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ!
Птицы разговаривают»
Предложите ребенку поиграть в птичек.
- Давай поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» - говорит курочка, «КУ-КУ! КУКУ!» - кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» - крякает утка, «КУ-КА-РЕ-КУ!» - заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», - чирикает воробышек. Побуждайте детей повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы ребенок произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.
4. Игровые задания и упражнения
“Эхо”. Заблудились мы в лесу, закричали мы “Ау!”.
“Разговор игрушек”. Произнесение слоговых сочетаний: па – по – пы – пу, пу – ба – по – бо.
“Разговор инопланетян”: вы – ву – вы – ву ,ва – фа – ва – фа.
“Кто как голос подает”. Кукушка: “Ку – ку, ку – ку” Лошадка: Иго – го - о – о. Кошка: “Мяуууу”. Собака: “Гавввв, Афффф”, Курочка: “Ко – ко – ко – ко”. Петух: “Ку-ка-ре-ку”
“Позовем голубей” (гули – гули – гули).
Несли тяжелую вещь, поставили на место: “Ух! Ух! Ух!”