Коммуникативные действия участников

на послетекстовом этапе и создаваемые речевые жанры

Этап игры Организатор игры (учитель, воспитатель, преподаватель) Игроки
члены команды жюри
3 этап – послтекстовый 1) Оценивает коммуникативные результаты игры на двух уровнях: 1) публично (для детей); 2) в процессе самоанализа - для выяснения причин успеха - неудачи (например, устанавливается, что причина - в деятельности на предтекстовом, текстовом этапе) 2) Вносит изменения в сценарий игры (если необходимо) Участвуют в обобщающей беседе, высказывают свое мнение о ходе игры, о работе членов жюри  
Создаваемые типы и композиционно-жанровые формы текстов: самоанализ (устный/ письменный), комментарий, оценочные высказывания (отзыв, рецензия) и др.

Организация коммуникативной игры требует от учителя:

а) особой предварительной деятельности, которая включает в себя анализ и отбор игры (в том числе текста-сценария) в соответствии с задачами урока, адаптирование текста, подготовку игроков;

б) успешной реализации своего коммуникативно-методического замысла и выбранной речевой модели поведения;

в) критического анализа хода и результатов игры по риторическим критериям (насколько умело, искусно, эффективно решали участники общую коммуникативную задачу).

Далеко не все опубликованные игры с успехом могут использоваться на речевом уроке, отбирая сценарий игры, важно учитывать: методический критерий: а) игра должна помочь решить конкретные задачи урока; б) игра должна помочь сформировать (проконтролировать) умения, необходимые для создания текста в конкретной речевой ситуации; психологический критерий: а) уровень сложности должен соответствовать возрастным особенностям детей; б) игровые действия должны помочь ученикам переключиться с одного вида учебной деятельности на другой, расслабиться и отдохнуть, включить двигательную активность (если это возможно и необходимо) и др.

Риторическая сказка. Современной теории и методике обучения русскому языку понятия «сказка», «сказочная речь», «лингвистическая сказка» уже известны, разработана и система упражнений, направленных на формирование умений, необходимых для создания сказок[8]. Как правило, авторы отмечают, что «лингвистические сказки хорошо запоминаются, потому что в них приставки, корни, суффиксы, подлежащие, сказуемые превращаются в гордых королев, красивых принцесс, обаятельных рыцарей», сказочное повествование «приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное»[9].

Особенности же риторических сказок, насколько нам известно, не рассматривались ни в научной, ни в методической литературе. Как показывают наши наблюдения и анализ созданных высказываний, риторическая сказка строится на материале предмета (риторика, развитие речи) и помогает усвоить речеведческие термины, законы общения, помогает школьникам осознать необходимость совершенствования своих риторических умений, способствует развитию речевого аппарата, пробуждает и поддерживает интерес к предмету. С помощью риторической сказки можно познакомить с интересными фактами, связанными с историей риторики, можно объяснить, для чего нужно изучать то или иное риторическое понятие (явление). Как правило, предметная сказка (в том числе и риторическая) содержит проблемный вопрос, на который необходимо найти ответ в процессе слушания или чтения текста, или задачу, решение которой помогает найти сказка.

Создавая предметную сказку, важно учитывать, в каком классе, при изучении какой темы, на каком этапе урока можно её использовать.

Риторические сказки можно использовать на самых разных этапах речевого урока, решая самые разные задачи. Так, например, учитель может использовать риторическую сказку, организуя на уроках риторики речевую разминку. Риторическая сказка поможет объяснить в увлекательной форме, почему необходимо не только знать, но и соблюдать правила общения, поможет школьникам понять, в чём специфика речевой задачи, чем она похожа на другие задачи и чем от них отличается и т.п.

Ортологическая[10]разминка,систематически проводимая на уроках рус­ского языка и риторики, помогает школьникам освоить нормы русского лите­ратурного языка (произносительные, формо- и словообразовательные и др.). Важно учитывать, что «обязательное введение ортологического (культурно-речевого) материала в каждый урок русского языка...позволит расширить лин­гвистический (а значит, и филологический, и гуманитарный) горизонт школьни­ков, поможет им глубже понять не только систему языка, но и — что особенно важно — правила его социального применения»[11].

На уроках риторики пристальное внимание уделяется работе над устной формой речи, поэтому нередко ортологическая работа связана с орфоэпически­ми и акцентологическими нормами русского языка. «Необходимость соблюде­ния норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими фак­торами. Действительно, любые отступления от правил произношения и ударе­ния воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи, переключают вни­мание слушателей на ее фонетические особенности, отличные от общеприня­тых»[12].

Материал для работы отбирается с учетом изучаемой темы по русскому языку, риторике, особенностей речевого развития учащихся конкретного клас­са. При этом учитывается то, что наибольшие затрудненияу обучаемых вызы­вают ошибки в произношении кратких прилагательных (весел, весела, весело), прилагательных в сравнительной степени (красивее, красивейший), причастий (начата, начатый), глагольных форм (прибыть, облегчить, звонят), наречий (завидно, досыта) и др.

Для качественной организации ортологической работы необходимо ис­пользовать ортологические словари рекомендательного типа, т.е. словари-справочники, созданные с целью совершенствования языка и речи и укрепле­ния действующих норм литературного языка (словари паронимов, словари уда­рений, орфоэпические словари и др.). Словари культурно-речевого направления продолжают традицию «словарей неправильностей», сложившуюся в русской лексикографии еще в XIX - начале XX в. «Опираясь на литературную норму, на правильную образцовую речь, словари этого типа отвечают на вопрос, как лучше, как правильнее сказать, какой вариант предпочесть в данной речевой ситуации»[13].

Желательно, чтобы ортологическая разминка (пятиминутка) проводилась на каждом уроке и включала в себя слова, объединенные по какому-либо при­знаку в легко запоминающиеся группы (брал - брала, взял - взяла). Для того чтобы в работу активно включалась зрительная память, необходимо использо­вать различные средства, помогающие школьникам твердо запомнить нормы произношения, образования слов: шрифт, цвет, рисунок, подчеркивание и др.[14]

Общеизвестно, что только при неоднократном включении нормы в активную речевую деятельности происходит её усвоение. Методисты указывают на зако­номерность: чем разнообразнее способы включения языкового материала и средства обучения, тем прочнее запоминается норма. Для её освоения исполь­зуются различные приемы: хоровое произнесение по слогам; чтение «про себя» - шепотом - негромко - громко (и в обратном порядке); составление словосо­четаний, предложений, составление текстов (прозаических и стихотворных); составление и решение ребусов, кроссвордов и др.

Интерес, по мнению методистов, представляет работа над нормой на осно­ве отрицательного дидактического материала (например, фрагменты детских сочинений, материалы печатных или эфирных средств массовой информации)[15].

Для проверки усвоения нормы на речевом уроке проводится ортологиче­ская контрольная.Например, предлагается выбрать из двух предложенных вариантов и записать нормативный (Как правильно: хочет или хотим?; Краси-вЕе или красИвееТ).

Еще один вариант - чтение текста: Молодая мама балует дочку. Она завя­зывает ей огромные банты, надевает (одевает) плате из кружев (кружевов). С бантами в косах малышка красивее всех! Даже завидно! Разве можно ее не баловать?![16]

Еще один способ - создание текстов детьми с последующим взаимоопро­сом, с само- и взаимопроверкой и т.д.

Мы убеждены в том, что важно не только уметь найти удачный сценарий игры, интересную задачу или оригинальную сказку, но и уметь самостоятельно создавать эти задания, потому что учить эффективному общению может только настоящий

Наши рекомендации