Копирование с помощью команд меню
Для того чтобы скопировать данные в другую часть таблицы надо:
1) выделить ячейку ( блок ячеек ) содержащую данные для копирования;
2) в меню Правкавыбрать пункт Копировать. Excel окружит выделенную область движущейся рамкой;
3) выделить ячейку ( блок ячеек ) как область вставки;
4) в меню Правка выбрать пункт Вставить;
5) внять выделение.
Копирование с помощью кнопок панели инструментов осуществляется аналогично, но вместо команд меню выбираются кнопки с такими же названиями.
Передвинуть (переместить) данные можно также с помощью команд меню, выбирая команды Вырезать,Вставить из меню Правка, или с помощью мыши, перетаскивая рамку на новое место.
При копировании формул Excel автоматически корректирует адреса ячеек. Так формула в клетке C1 находит сумму значений клеток A1 и B1 (=А1+В1), а в клетке A3 (=А1+А2) - сумму A1 и A2.
При копировании формулы из C1 в С2 адреса изменятся на A2 и B2, и в ячейке С2 получим формулу =А2+В2, а при копировании формулы из A3 в B3 адреса ячеек изменятся на B1 и B2, и в ячейке В3 получим формулу =В1+В2.
Печать таблиц
Перед печатью документа рекомендуется проверить расположение строк и столбцов таблицы, наличие полей на странице, соответствие ширины листа и печатаемых данных.
Предварительный просмотр листов на компьютере позволяет до печати документов увидеть, как они будут выглядеть на бумаге. Для предварительного просмотра можно щелкнуть мышью на кнопке Предварительный просмотр на панели инструментов или использовать команду Предварительный просмотр из меню Файл. На экране лист появится таким, каким он будет выглядеть после печати на принтере.
Excel имеет возможность, уплотнив информацию, напечатать большее количество данных на одном листе. С помощью команды Параметры страницы из меню Файл можно задать область печати и формат.
Если требуется напечатать только часть отдельного листа или отдельный фрагмент таблицы, то для этого надо:
1) выделить нужный блок ячеек;
2) в меню Файлвыбрать команду Печать;
3) в открывшемся диалоговом окне в поле Вывести на печать включить опцию Выделенный диапазон. В поле Число копий указать нужное количество;
4) щелкнуть мышью по кнопке OK. После чего появится сообщение о том, что идет печать выделенного фрагмента.
Для размещения листа на одной странице надо:
1) в меню Файл выбрать команду Параметры страницы;
2) в открывшемся диалоговом окне выбрать вкладку Страницы; на ней находятся параметры страниц;
3) в группе Ориентация включить опциюКнижная (вертикальный разворот) или Альбомная (такая ориентация развернет лист горизонтально);
4) в группе Масштаб включить опцию Разместить не более чем и установить параметры 1 страницах в ширину и 1 страницах в высоту;
5) щелкнуть по кнопке OK;
6) выполнить печать.
Если данные стали слишком мелкими, можно разместить лист на нескольких страницах. Для этого надо просто в опции Разместить не более чем установить нужное количество страниц.
При печати рабочих листов поля на них устанавливаются автоматически. Для изменения установок надо задать новые значения на вкладке Поля команды Параметры страницы меню Файл.
Чтобы напечатать фрагмент листа с сеткой надо в меню Файл выбрать команду Параметры страницы, в открывшемся диалоговом окне выбрать ярлык Лист и установить флажок ( метку ) в поле Сетка группы Печать.
Задание к лабораторной работе №2
1. Используя материал 1-ой лабораторной работы, введите данные в рабочий лист:
в клетку А1 - заголовок таблицы ВЕДОМОСТЬ ГРУППЫ
в клетки А3:F3 - заголовки столбцов: А3 - N п/п, B3 - Ф.И.О., C3:F3 - на звания предметов;
используя автозаполнение, введите в клетки A4:A10 порядковые номера;
в клетки B4:B10 внесите фамилии, а в клетки C4:F10 - оценки.
2. Сохраните рабочую книгу под именем лаб21.
3. Используя функцию МАКС найдите максимальный балл в группе: в клетку А14 внесите текст Максимальный балл, а в клетку G14 - функцию МАКС(C4:F10). Здесь C4:F10 - блок клеток из которых выбирается наибольшее значение.
4. Определите самую низкую оценку в группе, значение которой поместите в клетку G15, а пояснительный текст в клетку A15.
5. Определите средний балл каждого студента:
выделите ячейку H3 и внесите заголовок для столбца таблицы - Средний балл;
выделите ячейку H4 и щелкните по кнопке Мастер функций;
в списке Категория выделите строку Статистические, в списке Функция - нужное название ( СРЗНАЧ ) и нажмите кнопку Далее;
перетащите диалоговое окно в вверх или низ экрана;
выделите клетку с оценками первого студента ( C3:F3 ) и щелкните по кнопке Готово;
6. Скопируйте формулу из клетки H4 в блок H5:H10:
выделите клетку H4;
выполните команду меню Правка-Копировать;
выделите область вставки;
выполните команду меню Правка-Вставить. Вместо команд меню Правка-Вставить и Правка-Заменить можно воспользоваться кнопками на панели инструментов.
7. Сохраните рабочую книгу под именем лаб22.
8. Измените оценки в таблице. Обратите внимание на изменение среднего балла.
9. Распечатайте файл лаб22. на одном листе, установив альбомную ориентацию.
10. Распечатайте часть таблицы: столбцы с порядковыми номерами фамилиями и оценками по первым двум предметам, установив книжную ориентацию.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 3
КОПИРОВАНИЕ ДАННЫХ
СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛ С ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ И АБСОЛЮТНЫМИ АДРЕСАМИ
Адреса, которые автоматически изменяются при копировании их в новые ячейки, называются относительными. Однако в формулах можно использовать адреса, которые всегда относятся к одним и тем же ячейкам, независимо от того, где находится формула. Такие адреса называются абсолютными. Знак $указывает на абсолютный адрес. Например, формула в клетке C1 использует относительные адреса клеток A1, B1 и абсолютный адрес клетки A4. При копировании формулы из клетки C1 в блок клеток C2:C3, адрес клетки A4 не будет меняться и в клетке C2 получим формулу =(A2+B2)*$A$4, а в клетке C3 - =(A3+B3)*$A$4.
Изменять типы адресов можно, нажимая клавишу F4. Можно установить абсолютный адрес строки и столбца ( $A$4), или только строки ( A$4), или только столбца ($A4), или вернуться к старым адресам. При перемещении, а не копировании формулы адреса будут указывать на прежние ячейки, независимо от того, являются они абсолютными или относительными.
Копировать и вставить ячейку можно как целиком, так и отдельные элементы ее содержимого. Например, если в ячейке содержится формула, то в новую ячейку можно перенести только результат вычислений. Для того чтобы выборочно скопировать и вставить отдельные элементы ячейки, пользуются командой Копировать или кнопкой Копировать в буфер, но вместо команды Вставитьв меню Правка выбирают команду Специальная вставка, а в открывшемся диалоговом окне выбирают нужную опцию.
Задание к лабораторной работе N 3
1. Откройте рабочую книгу лаб22.
2. Внесите изменения в данные:
в клетку B12 внесите заголовок Средний балл по предметам;
в клетку С12 - формулу, вычисляющую среднее значение клеток С4:С10;
скопируйте эту формулу в блок клеток D12:F12; таким образом вы найдете среднюю оценку по каждому предмету. Обратите внимание, как изменились адреса клеток в формулах.
3. Переместите формулы из столбца H в столбец G. Изменились ли адреса ячеек в формулах? Почему?
4. Начислите студентам, средний балл которых не меньше 4, стипендию. Так как минимальный размер стипендии может меняться, то для автоматического пересчета результатов введите значение минимума в отдельную клетку:
в клетку A16 введите текст Минимальный размер стипендии, а в ячейку E16 - значение, соответствующее минимуму;
в клетку H3 введите заголовок столбца - текст Размер стипендии;
в клетку H4 введите формулу для начисления стипендии первому студенту. Для этого воспользуйтесь функцией =ЕСЛИ(G4>=4;$E$16;0), то е., если содержимое клетки G4>=4 (а это значение среднего балла первого студента), то в клетку H4 занесется значение клетки E16, в противном случае в клетке H4 появится ноль. Для ввода этой формулы можно воспользоваться Мастером функций;
скопируйте содержимое клетки H4 в блок клеток H5:H10. Так как при копировании формулы адрес клетки E16 не должен меняться, то в формуле для нее используется абсолютный адрес.
5. Начислите студентам, средний балл которых выше 4,5 премию в размере 60% минимальной стипендии. Результаты поместите в столбец I (заголовок - в клетку I3, расчетные формулы - в клетки I4:I10).
6. В столбец J введите формулы, вычисляющие итоговую сумму стипендии для каждого студента.
7. Сохраните рабочую книгу под именем лаб31.
8. Распечатайте всю таблицу, выбрав параметры для печати.
9. Скопируйте порядковые номера и Ф.И.О. студентов в блок A18:B25, а в блок клеток С18:С25 итоговую сумму стипендии (использовать специальную вставку и опцию вставить ссылку).
10. Сохраните рабочую книгу под именем лаб32.
11. Распечатайте часть рабочего листа - блок клеток A18:C25.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 4
ВСТАВКА СТРОК И СТОЛБЦОВ, ФОРМАТИРОАНИЕ ДАННЫХ
Оформляя рабочие листы, можно добавлять и удалять отдельные ячейки, строки, столбцы. При удалении другие ячейки из правой или нижней области таблицы передвигаются на место удаленных. Вставить ячейку, строку или столбец можно с помощью командыЯчейки, Строка, Столбец в меню Вставка, а удалить - с помощью команды Удалитьв менюПравка.
Вставляя ячейку, строку или столбец, необходимо выделить ячейку, строку или столбец, расположенные непосредственно справа или внизу от позиции вставки. Удаляя строку или столбец, следует выделять их целиком. Для этого необходимо щелкнуть мышью на их заголовках.