Развитие подвижности нижней челюсти
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.
2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
ооооооооооооо
ууууууууууууу
иииииииииииии (рот приоткрыт)
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
3. Произнесите с голосом гласные звуки:
аaaaaaaaaaaaa
ооооооооооооо
ууууууууууууу
иииииииииииии
ёёёёёёёёёёёёё
яяяяяяяяяяяяяя
4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааооооо
ааааауууууу
аааааиииии
оооооааааа
оооооууууу
ааааауууууооооо
иииииээээээаааааа
аааааиииииэээээооооооуууууу
При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.
5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.
Например:
Щипцы да клещи, вот наши вещи.
У ужа ужата, у ежа ежата.
Два сапога — пара.
Мал, да удал.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:
Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
А.С. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.
Упражнения для развития подвижности губ
При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.
Используйте следующие упражнения для развития губ:
1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.
2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.
3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».
6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно артикулируя звуки, затем с ним):
оооооо (губы овалом)
уууууу (губы трубочкой)
ииииии (губы растянуты в улыбке)
8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)
9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)
оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)
ааааииииууууыыыы
ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)
ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)
10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).
11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:
Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.
Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.
12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.
У осы не усы, не усищи, а усики.
У ёлки иголки колки.
Радость не вечна, печаль не бесконечна.
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Капуста любит воду и хорошую погоду.
От умного научишься, от глупого разучишься.
13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.
Весна
На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.
Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом.
Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;
— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, — все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья
Развитие мышц языка
Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.
1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.
Развиваем силу голоса
1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Гром грохочет — бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге — ах! —
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
— Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
— С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
— Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
— Не пляши!..
До чего пугливые камыши!
Иду вперед (топ-топ-топ) —
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от — (тирлим-бом-бом),
Скажите, от — чего так зябнут ноги?