Невербальные характеристики (поза, жесты, голос) в выступлении врача

Даже безмолвствуя, бери самый высокий тон.

- Станислав Ежи Лец

В литературе по навыкам публичных выступлений большое значение придается невербальной коммуникации. Подчеркивается важность позы, жестов, интонации. Правило «55-38-7». Согласно этому правилу, сформулированному психологом А. Мехрабяном (A. Mehrabian), при межличностной коммуникации 55% информации передается через зрительный канал: поза, мимика, жесты. 38% информации передается через тон голоса, и только 7% информации передается через сами слова. Исходя из этого правила, на тренингах часто учат, что не так важно то, что Вы говорите, как то, как Вы это говорите.

Поза и жесты оратора имеют значение. Они могут выдавать неуверенность. А мы воспримем это как неуверенность оратора в своих словах. Монотонный голос усыпляет и притупляет внимание. А интонации имеют большое значение в расстановке акцентов (вспомните, например, классическую фразу грамматики русского языка, «Казнить нельзя помиловать»). НО... В публичных выступлениях во врачебной среде они имеют второстепенное значение.

Однажды, на одном из тренингов для врачей у меня был такой случай. Участники в качестве домашнего задания должны были приготовить презентацию на любую профессиональную тему и показать ее группе. Когда выступал один из докторов, я, как тренер, был очень расстроен. Все не так. И стоял не правильно, с экраном разговаривал, и говорил монотонно, и еще много чего. А группа сказала: «Как здорово! Так интересно, расскажите еще про это». Вот так. Содержание Вашего выступления несравненно важнее, чем то, как Вы стоите или двигаетесь. Ведь мы ходим на конференции за новой информацией, а не посмотреть, как жестикулируют докладчики и не послушать, какой у них голос.

В идеале, конечно, надо совместить хорошее содержание и правильные невербальные навыки. Здесь мы разберем тот минимум, который надо знать начинающему.

Голос

Люди с самым слабым голосом часто предлагают самые лучшие идеи.

- Питер Устинов

Громкость. Две вещи очень раздражают аудиторию: когда не видно, что на экране, и когда не слышно, что говорит выступающий. Парадокс заключается в том, что выступающий, как правило, не понимает, что его не слышно.

На тренинге в этой части мы делаем такое упражнение. Каждый участник, стоя перед группой, должен произнести какую-нибудь фразу. Он произносит ее три раза. Один раз шепотом, второй раз нормальным голосом, и последний раз как можно громче. А потом группа говорит ему, что получилось, и мы сравниваем это с мнением самого выступающего. Получается интересно. То, что сказано шепотом, обычно все слышат очень хорошо. Хотя, казалось бы, это самый тихий вариант из трех. Во второй раз, выступающий практически всегда уверен, что говорит достаточно громко. А вот группа с этим согласна далеко не всегда. Довольно часто она заключает, что было сказано слишком тихо. А вот с третьим, самым громким вариантом, всегда одна и та же история. Выступающему кажется, что он уже почти орет. И это уже определенно чересчур. А группа говорит: «Нормально». И за все тренинги у меня была всего лишь пара исключений, что составило лишь какую-то ничтожную долю процента. Вывод - …

НЕ бойтесь говорить громко. Бойтесь говорить тихо.

Скорость речи. Она влияет на то, какое впечатление мы производим на аудиторию. Спокойная неторопливая речь создает впечатление, что говорящий уверен в себе и в своих словах. А быстрая - создает ощущение неуверенности и суетливости. Это достаточно просто и очевидно. Но есть, по меньшей мере, два обстоятельства, которые усиленно стараются заставить нас говорить быстрее. Во-первых, это регламент. Очень часто мы оказываемся в ситуации, когда хочется сказать много, а времени нам на это дают мало. И естественным решением в такой ситуации кажется более быстрая речь. Будем быстрее говорить - больше успеем сказать. Но быстрая речь хуже воспринимается. Бороться с этой проблемой можно, дозируя, а точнее, урезая информацию, которую мы постараемся донести до нашей аудитории. Пусть ее будет меньше, но зато она будет хорошо воспринята и понята.

Второе обстоятельство, которое заставляет нас говорить быстрее, это активация симпатической нервной системы. Как мы уже обсудили, совсем избавляться от симпатического влияния не стоит, это дополнительная энергия. Естественный совет, который просится в этой ситуации, это контролировать себя и не позволять себе «ускоряться». Но я прекрасно понимаю, что сказать это намного проще, чем сделать.

Наши рекомендации