Имейте глубокое чувство ответственности

Выступление перед группой людей, большой или маленькой, несет с собой глубокое чувство ответственности. Нужно быть особенно внима­тельным относительно того материала, кото­рый вы представляете, потому что компакт- диски, DVD, заметки и произнесенные слова могут оказывать свое действие еще много лет после этого события.

Необходимо мастерски подходить к тщатель­ному изучению и прояснению фактов для того, чтобы преподнести истину и знание, которые устоят и выдержат испытание временем. Легко­мысленные теории и пустая болтовня не долж­ны иметь места на профессиональной плат­форме. Прежде чем какие-то слова слетят с уст оратора, он должен чувствовать ответствен­ность с определенной степенью искренности.

Одно из самых главных отличий между начи­нающим оратором и профессионалом заклю­чается в стиле, ясности и оригинальности пред­ставляемого материала. Заимствование или ис­пользование какого-то сегмента работы других людей ради обоснования фактов или подчерки­вания какого-то довода является приемлемым, а иногда очень уместным и полезным, но воров­ство контекста или материалов другого оратора свидетельствует об отсутствии характера и знаний.

Путешествуя по всему миру, я постоянно сталкиваюсь с ораторами и так называемыми ораторами, которые не имеют или имеют очень мало своих собственных наработок, но кото­рые постоянно бездумно пользуются и злоупот­ребляют знаниями других людей, не ссылаясь на них и не спрашивая у них разрешения. Я по­лагаю, что самые худшие случаи плагиата встре­чаются в теме лидерства, которая очень часто используется выступающими. Однако напра­шивается очевидный вопрос: из какого опыта они приводят иллюстрации и учат о принципах?

Однажды я стал свидетелем такого явного примера. Оратор выступил с несколько нере­шительной и нервозной речью на тему лидер­ства. Когда он остановился в кафетерии, чтобы выпить чашечку кофе, рядом с ним на стуле ле­жало две книги о лидерстве, откуда он взял свои основные пункты выступления и даже не упо­мянул ни автора, ни книги!

Когда человек крадет у других, то это очень явно можно видеть в суровое время вопросов и ответов, когда активная аудитория в силах за­ставить побледнеть даже самого красноречиво­го оратора. Однако такая ситуация редко может навести хоть рябь волнения на выступление опытного профессионала.

Чувство ответственности необходимо разви­вать также в отношении выделенного времени для выступления. Я всегда спрашиваю, сколько времени у меня есть и к которому времени я должен закончить. Очень редко это время оди­наковое! Поэтому выясните, что будет, если произойдет задержка во времени, что обычно и случается. Ни при каких обстоятельствах не принимайте в качестве ответа смех или откла­дывание на потом, когда вы спрашиваете, что будет, если выступление затянется. Вместо это­го с настойчивостью, тихо, но твердо требуйте ответа, а когда его получите, повторите этот от­вет человеку, ответственному за мероприятие.

Если выступает больше одного оратора или рассматривается более одной темы, вдвойне удостоверьтесь, что вы не забираете ни у кого их времени выступления. Этим людям было вы­делено особое время, поэтому они ожидают, что будут располагать этим временем. Красть чужое время на платформе считается самой дурной манерой, это послужит плохой репута­цией. Таких выступающих и ораторов будут чуждаться еще долгое время.

Недавно мне позвонили по телефону из Сид­нея, спрашивая, нет ли у меня свободного вре­мени, чтобы выступить на довольно большом торжественном событии, которое состоится примерно через шесть месяцев. Я обсудил опла­ту, договорился о транспорте и жилье и, как ка­залось, достиг определенной общей договорен­ности, пока не задал следующий вопрос: "Что вы хотите, чтобы я продвигал в своем выступле­нии?" Последовал ответ: "Игровые автоматы в покер".

Я ответил: "Вы только что потеряли одного оратора!"

Тот джентльмен был довольно учтив, но на­стойчив, однако это было бесполезно. У меня очень твердые взгляды на азартные игры, алко­голь, наркотики и незаконный секс, поэтому ни при каких обстоятельствах я не буду продвигать или одобрять подобные вещи.

Правило таково, что профессиональный ора­тор никогда не должен продавать свои личные принципы. Особенностью работы профессио­нального оратора является то, что, как только он начинает говорить, все находится в его пол­ном абсолютном контроле и все, включая орга­низаторов, зависят от него.

Однажды я вел большое собрание, которое, хотя и было большим и значительным и имело огромную важность для общественности, не могло привлечь к себе внимания или освеще­ния со стороны средств информации. Вечером во время открытия этого собрания я сказал той огромной аудитории, что связался со средства­ми информации, но они не проявили интереса. Я попросил людей позвонить в газеты на сле­дующее утро и сказать им, как сильно мы их це­ним, насколько важную роль они играют в нашем обществе.

На следующее утро ко мне пришли из газет и сказали, что их телефоны "разрываются" от звонков благосклонных горожан и это мешает им вести обычную работу. Не приходится и го­ворить, что в тот вечер на собрании присутство­вали представители всех средств информации, а на следующий день это событие получило свою огласку. Вот что такое власть платформы.

Если вы как публичный оратор преследуете определенные цели, тогда вы не должны сразу разочаровываться из-за случайной неудачи. Даже опытные ораторы иногда терпят неудачи и не попадают в цель касательно настроения, географии или темы того, чего ожидала аудито­рия. Потерпев неудачу, всякий раз, когда не до­стигаете цели или остаетесь неудовлетворен­ным своим выступлением, вы должны эмоцио­нально проверить себя. Нет плохой публики, есть плохие, неправильно информированные или неподготовленные ораторы. Ваша ответ­ственность перед людьми всегда должна требо­вать самого лучшего от вас. Поступая так, вы будете проявлять выдающуюся силу в своих выступлениях.

Принципы

1. Проводите подготовительные исследования для своего материала.

2. Не крадите у других.

3. Будьте честными касательно времени для выступления.

4. Не продавайте себя за жалкие гроши (или что-нибудь еще).

5. Все находится и должно находиться под вашим контролем.

6. Неудачи не должны останавливать вас.

Глава 10

Оценивайте, оценивайте

Существует необходимость определить способ оценки (по возможности с максимальной точностью) успеха или неудачи в проявлении вами силы в публичном выступлении.

Что бы вы подумали о столяре без линейки, или о математике без цифр, или о банке без балансового отчета? Смешно, не правда ли? Еще смешнее воспринимать свои публичные выступления серьезно, но не иметь возможности измерения степени успеха. Разработайте простой контрольный список и оценивайте себя по нему. Вот с чего можно начать:

1. Количество и продолжительность оваций.

2. Рекомендации или повторные приглашения.

3. Полученные благодарственные письма.

4. Оплата.

5. Книги или материалы.

6. Увеличивающееся число повторных визитов.

Этот список я мог бы продолжить.

Вы можете начинать оценку своего выступления уже во время выступления, глядя на реакцию людей. Обращайте внимание на выражения лиц и другие признаки, по которым можно определить уровень принятия аудиторией. Если люди начинают зевать, ерзать, переговариваться, передвигаться по залу, входя, выходя, то можно понять, что у вас большие неприятности, и нужно незамедлительно сказать что-то интересное, драматичное или смешное, для того чтобы снова овладеть вниманием, разломать барьеры пренебрежения.

Положительная реакция проявляется в кивании головой, аплодисментах, одобрительных возгласах, когда люди записывают, наклонены вперед и т.д. Но самая лучшая реакция - это пристальные взгляды людей, которые в тишине смотрят на вас, подавшись вперед всем телом. Новичка это приводит в нервозность и тревогу, так как складывается ощущение, что вы обращаетесь к зомби, но на самом деле вы переживаете выдающуюся силу публичного выступления в его самой мощной форме.

Очень часто после такого выступления некоторые ораторы весьма обеспокоены, так как, несмотря на оглушительные овации со вставанием, потом, когда они встречают некоторых членов аудитории в фойе, наталкиваются на очень незначительную ответную реакцию. Люди могут испытывать благоговейный страх или быть ошеломленными в результате того, что вы говорили или как вы это говорили. Среднему оратору, который выступает только время от времени, может быть трудно увидеть разницу между публикой, игнорирующей вас в фойе, потому что своим выступлением вы не ответили ее ожиданиям, и людьми с похожей реакцией, когда они пережили эмоциональное возбуждение или усталость от такой выдающейся силы выступления оратора.

Самый эффективный способ оценки заключается в том, чтобы провести еще какое-то время с аудиторией после выступления. Один из принципов, которые я всегда стараюсь применять в своих многочисленных речах по всему миру, заключается в том, чтобы встретиться и поговорить с максимально возможным количеством людей после выступления и мягко их попросить прокомментировать его. Если кто-то говорит мне, что моя речь оказалась для них полезной и воодушевила, тогда я прошу ответить более конкретно, - что именно было для них полезно или какой принцип оказался подходящим. Мысленно я замечаю все ответы, но продолжаю вежливо вести свой опрос, пока у меня не сложится довольно ясное представление касательно настроения аудитории и того, что именно помогло созданию такого настроения. Остерегайтесь критиков, которые попытаются уничтожить вас своими нападками. Из опыта вы увидите, какие слова сказаны искренно и что является правильным по сравнению со словами, намерение которых заключалось в том, чтобы принести разочарование.

Если кто-то говорит вам, что речь была "прекрасной" или "динамичной", не будьте слишком робкими - спросите, что именно коснулось их и хотели бы они, чтобы в следующий раз вы остановились на этом поподробнее.

Конечно, другим индикатором степени вашего успеха является количество и тип получаемых вами писем. Требуется гораздо большая решимость, чтобы сесть и написать оратору письмо, чем просто дать случайный или любезный комментарий после выступления.

Я часто встречаю людей, которые рассказывают мне о своей великой удаче в ораторском искусстве. Я спрашиваю, сколько людей готовы платить за их выступление (веский вопрос), но ответ очень часто бывает бессодержательным. Если аудитория готова платить за входной билет, чтобы послушать ваше выступление, особенно если они слышали вас раньше, то у вас есть очевидные показатели того, что вы успешны в своих выступлениях.

Остерегайтесь заключительных слов ведущего собрания, задача которого состоит в том, чтобы похвалить и поблагодарить приглашенного оратора. Несмотря на то, что произносимые слова признательности могут быть вполне справедливыми, их нужно рассматривать просто как положенные комплименты, отвечающие хорошим манерам. Самый достоверный источник личного ободрения и комплиментов - это немедленное повторное письменное приглашение с датами и суммой оплаты. Нечем опровергнуть силу и позитивизм такого одобрения.

Когда вас повторно приглашают на таких же условиях снова и снова, тогда не нужно уже ни-каких других свидетельств. Вы действительно овладели "Искусством публичного выступления".

Принципы

1. Развивайте методы оценки.

2. Оценивайте реакцию и вносите соответствующие корректировки.

3. Самой лучше реакцией является повторное приглашение.

Глава 11

Наши рекомендации