Перед встречей со слушателями
Важный момент в судьбе вашего выступления — момент перед встречей со слушателями. Он важен тем, что с ним должны быть связаны следующие ваши действия: перед встречей нужно еще раз прочитать текст, а еще лучше — составленный на его основе конспект предстоящего выступления. Нужно еще раз скорректировать цифры, имена, даты, названия, чтобы не перепутать их в выступлении. На этой стадии некоторые опытные выступающие прибегают к своего рода эксперименту — мысленному проговариванию материала, и даже полному произнесению вслух, как можно реже заглядывая в конспект или текст. Кстати, проговаривание вслух лучше всего позволяет рассчитать время выступления.
При этом уместны два правила:
1. Намечай заранее, какие части подготовленного выступления могут опускаться без ущерба для содержания (описания, примеры, иллюстрации и т.п.).
2. (обратное) Намечай заранее, что из дополнительного материала можно использовать, если времени в вашем распоряжении окажется больше, чем предполагалось.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Выступление окончено, наступило время вопросов. Что делать с заданными вопросами? — Конечно же, отвечать. Но нужно помнить, что ответы на вопросы после выступления — это на самом деле наиболее важная и трудная часть вашего выступления. Она требует высокой общей культуры, страстности, нередко находчивости, остроумия. Даже один неудачный ответ может существенно подорвать авторитет выступающего в данной аудитории и тем самым ухудшить общее впечатление от выступления. При этом наиболее сложными оказываются так называемые «острые» вопросы. И еще — слушателям импонируют ораторы-эрудиты.
Все отмеченное говорит о необходимости развития особого навыка анализировать вопросы слушателей: о чем спросили? сколько задали вопросов? почему задали тот или иной вопрос и не задали третий?
Кроме того, нужно уметь выделять вопросы-сигналы, указывающие на то, что что-то было недостаточно ясно изложено, и вопросы о желании узнать больше, понять глубже — самый ценный результат выступления.
Особо должно настораживать отсутствие вопросов. Это зачастую сигнализирует о неудаче выступления.
При ответах на вопросы после выступления рекомендуется придерживаться следующего:
1. Собирай «острые» вопросы заранее.
2. По окончании выступления быстро просмотри поступившие письменные вопросы, сгруппируй их: оставь на конец те, на которые можешь дать наиболее удачные ответы (усиление).
3. На вопросы отвечай правдиво, по существу.
4. Выявляй демагогические вопросы, раскрывай их тенденциозность, нередко — лживость. Объясняй ошибку задавшего подобный вопрос «с чужого голоса».
5. Развивай в себе находчивость и смелость. Не можешь ответить — говори прямо: не знаю, поищу ответ, если найду, постараюсь сообщить ответ.
6. Никогда не отвечай на вопросы скороговоркой.
7. По возможности переводи ответы на вопросы, если ситуация позволяет, в русло свободной беседы, обмена мнениями, дискуссии.
8. Сохраняй записи с вопросами, обобщай вопросы, используй в будущих выступлениях.
9. Анализируй вопросы после каждого повторного выступления на одну и ту же или близкую тему.
(См. также правила из раздела 10.7.).
РАБОТА НАД СДЕЛАННЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ
Работа над выступлением не заканчивается после его очередного, а тем более после первого его осуществления. Об этом, кстати, говорят и психологические особенности состояния после выступления, когда в голове выступившего вновь и вновь прокручиваются те или иные места выступления, удачные или неудачные.
Необходимо специально разобраться в том, как было воспринято выступление? Что доходит легко до слушателей, а что требует иного изложения. Нет ли усыпляющих длиннот, скучных мест? Не было ли излишней торопливости? Не чересчур ли схематичным оказалось выступление? Не изменить ли что-либо в плане, композиции? И т.д. и т.п.
Сразу же после выступления следует, пока не забылось, отметить то, что было придумано по ходу данного выступления (авторские новации), распределение материала по времени, вопросы, вызвавшие затруднения, а то и вовсе оставшиеся без ответа.
Важно приучить себя собирать по всем возможным каналам информацию о качестве своих выступлений, как бы неприятно это порой ни было.