Сбор и отбор материала для выступления

Материал выступления, прежде всего необходимые факты, является его содержательной основой. Без такого материала не может быть никакого выступления. Даже самые возвышенные идеалы, если их не привязать к фактам, превращаются в легкомысленную, смешную вещь. Нельзя говорить о чем-то, не собрав и не отобрав соответствующего материала, не изучив его. По поводу материала выступления еще М.В. Ломоносов говорил: «… ежели кто имеет большое познание настоящих и прошедших вещей, то есть искуснее в науках, у того больше есть изобилия материи к красноречию».

Подбирая материал, помни о правилах:

1. Собирай материал сразу по всем темам возможных выступлений.

2. Разрабатывай собственную систему накопления материала, например, на основе папок по отдельным темам.

3. Создавай свою картотеку.

4. Не используй для создания картотеки тетрадей и блокнотов.

5. Записи на карточках делай только с одной стороны.

6. На одной карточке записывай одну законченную мысль.

7. Длинные записи делай на нескольких карточках, нумеруй их и скрепляй скрепками.

8. За основу бери тематическую картотеку.

9. Читая книги, статьи, другие источники, выбирай немногое, но самое важное по теме выступления.

10. На карточках указывай название раздела картотеки, затем — подраздела (обычно в верхней части карточки).

11. В конце каждого раздела картотеки ставь карточки с литературой, источниками по теме раздела (библиография раздела).

12. Будь экономным, при подготовке конкретного выступления отбирай только подлинные, типичные, яркие и понятные для данной аудитории факты.

13. Цифры используй в выступлении минимально. Обязательно оживляй цифровой материал.

14. При любой возможности записывай цифры, названия, даты и т.п. на доске.

ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Источники выступления предполагают большой объем работы с ними. Подбирая литературу, очерчивая круг источников, необходимо избегать так называемого «парадокса выступающего», который заключается в том, что нельзя составить стройный план выступления до того, как источники уже изучены, а чтобы отобрать источники, нужно уже иметь план. Выход дает упомянутая в разделе 4.3 рабочая схема, или предварительный план выступления, его подготовки. Именно в ней должны быть отображены в соответствии с темой основные категории источников, которые будут привлечены в ходе подготовки выступления.

Среди источников практически по любой теме следует различать: справочную литературу, библиографическую литературу, книги, статьи, архивные документы и т.п. В свою очередь, справочная литература включает в себя: энциклопедии, энциклопедические словари, отраслевые словари, статистические сборники, сборники таблиц, формул, библиографические указатели, обзорные работы по различным отраслям науки и практики.

Работа над источниками предполагает обращение к систематическим каталогам (по отраслям), предметными указателями (по частному вопросу, актуальной теме), справочно-библиографическим пособиям, рекомендательным спискам, к газетам и журналам, сайтам в Интернет, содержащим обозрение книг и статей, к межбиблиотечному абонементу (МБА).

В круг источников, нужных выступающему, как правило, включаются:

1. Литература, источники по специальности.

2. Художественная литература, отечественная и зарубежная. Эти источники учат образности, владению словом, развитию умения наблюдать явления жизни. В них представлен арсенал средств для иллюстрирования и конкретизации теоретических положений.

3. Научно0популярная литература. К ней прибегают для того, чтобы быть в курсе новых достижений, иметь общее представление о проблемах. Однако, за разъяснением следует обращаться к серьезным специальным работам.

4. Периодические источники (периодика).

Когда составлен список источников, все они подразделяются на:

а) книги (статьи) для просмотра,

б) книги (статьи) для чтения,

в) книги (статьи) для изучения.

Приступая к изучению конкретной книги, конкретного источника, очень важно учесть следующее: автора (авторов), издательство, год и место издания, аннотацию, оглавление, предисловие, эпиграфы, послесловие (заключение, выводы).

При чтении литературы нужно обращать внимание на:

а) теорию вопроса,

б) аргументацию того или иного решения,

в) значение темы, ее актуальность,

г) учет интересов, запросов будущих слушателей.

При этом нужно придерживаться правил:

1. Критически оценивай прочитанное. Записывай возникающие при чтении собственные соображения, эти записи пригодятся при подготовке текста выступления.

2. Читая, отмечай непонятные места, чтобы вернуться к ним повторно.

3. Чем больше прочитанного (вспомни слова М.В. Ломоносова), тем более интересный, добротный материал может быть отобран.

4. Не забывай просмотреть новые издания по теме, проблеме.

5. Над источниками работай систематически. Перерывы требуют времени на восстановление прочитанного в памяти.

6. При чтении сосредотачивайся на вопросах плана-схемы, не допускай разбросанности и распыленности.

7. Избегай бессистемности в подборе и изучении источников. Ограничивай себя в проблемах, но изучай отобранное глубоко и основательно.

8. Записывай свои замечания, как о положительных, так и об отрицательных качествах источников.

9. Возвращаясь к неясностям, обдумывай вопрос с разных сторон, добивайся твердого понимания прочитанного и перечитанного.

ЗАПИСЬ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Следует помнить, что найденная, но не записанная мысль, своя или чужая, — это найденный и вновь потерянный клад. Записывать нужно все значительное из прочитанного и все без исключения, что пришло в голову при чтении. При этом нужно стремиться вырабатывать свою собственную систему записей.

К числу основных видов записей прочитанного относятся:

а) план прочитанного,

б) тезисы прочитанного,

в) конспект прочитанного, а также

г) различные заметки на полях, выписки.

Выписки делаются дословно, в виде цитат, либо в виде кратких записей отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок, снабженных сведениями об источнике.

План прочитанного является наиболее краткой формой записи. Он используется для запоминания главных положений источника, его структуры, последовательности изложения. Составляя план прочитанного, мы расчленяем материал на части согласно специфике, которая отражается в заголовках частей. При этом план может составляться в виде вопросов или простых заголовков.

Тезисы прочитанного представляют собой сформулированные своими словами мысли автора источника. Они, как правило, не содержат фактического материала. Часто составляются в виде ответов на вопросы.

Наиболее последовательным, связным изложением материала источника согласно его собственной логической структуре является конспект прочитанного. Он включает в себя и план, и тезисы, и фактический материал. Составляется в виде перечисления вопросов и подвопросов, отдельных выписок, цитат, переписанных схем и таблиц. Конспект способствует восстановлению в памяти прочитанного без нового прочтения источника.

Различают конспект текстуальный и свободный. Первый представляет собой записи словами автора источника. Второй — изложение содержания источника словами читающего. Свободный конспект имеет ряд преимуществ перед текстуальным: он позволяет излагать свои мысли, способствует лучшему запоминанию и усвоению прочитанного.

На основании различных записей, а также вырезок, с помощью системы подшивки создается личный архив или досье выступающего по соответствующим вопросам, темам.

Записи прочитанного развивают память и мышление, вырабатывают умение кратко и емко формулировать мысли, повышает культуру письменной и устной речи.

ПРАВИЛА ЗАПИСИ ПРОЧИТАННОГО

1. Заметки на полях делай только в своих книгах, журналах, газетах и т.д.

2. Выписки делай на отдельных карточках. Это дает возможность удобной систематизации и классификации выписок.

3. Нумеруй карточки (страницы) записей.

4. Для каждой выписки (цифры, фактической справки и т.п.) находи место возле соответствующей позиции, рассуждения, которые могут быть мотивированы этими выписками, подкреплять их.

5. Цитируя, поясняй. Избегай ошибки: отсутствие отношения читающего к прочитанному.

6. Используй сигнализацию в записях: различные обозначения для различных фрагментов прочитанного в соответствии с возможностью их использования в выступлении.

7. Обозначения (сигналы) старайся не менять без необходимости, привыкай к ним.

8. Не стремись включать в одно выступление все, что есть в выписках, досье. Накопленный, но не вошедший в то или иное выступление материал, используй для ответов на вопросы после выступления, включай в другие выступления.

9. Время от времени просматривай личный архив (досье). Удаляй из него устаревшее, ненужное.

После того, как собран и систематизирован материал, на основе всех имеющихся записей, пишется, как правило, полный текст предстоящего выступления. Заключительной стадией написания полного текста является его редактирование. Говорят, что искусство писать (и говорить) — это искусство вычеркивать (или опускать) все лишнее. «Когда вы с чувством удовлетворения, — писал Марк Твен, — окончили свою статью, тут только и нужно начинать ее писать. К этому моменту вы обрели ясное и логичное представление о том, что собственно вы хотите в ней сказать». (см. об этом также раздел 5.2.).

Наши рекомендации