Урок обучения произношению во 2 классе
Тема. Словесное ударение в двусложных и трехсложных словах.
Цель: упражнение в определении количества слогов в слове и ударного слога; упражнение в воспроизведении слов с ударением при чтении и во время самостоятельной речи.
Оборудование: картинки с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица, ласточка, курица, петух).
Урок проводится в оборудованном звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования помещении.
Ход урока
1. Организационный момент.
Настройка аппаратуры и проверка ее действия. Учитель (за экраном) спрашивает учащихся: «Как вы слышите звуки м, п, с?» Учащиеся отвечают: «Хорошо. Слышим».
Учитель (за экраном) сообщает тему и краткое содержание занятий. При этом каждое предложение повторяет два раза: «Сейчас четвертый урок. Это урок по технике речи. Будем говорить правильно, с ударением».
Вызванные учащиеся повторяют сказанное учителем. Остальные (воспринимая слухо-зрительно) дают оценку ответов своих товарищей (правильно или неправильно отвечали). Если отвечающий ошибся, его поправляет кто-либо из учеников класса.
2. Дыхательно-голосовые упражнения.
Упражнения проводятся на материале слогов с разным типом ударения.
Учитель говорит: «Я буду читать записанные на доске слоги. Слушайте внимательно и называйте прочитанную мною строчку».
На доске записаны такие, например, слоги:
· папапапапапа
· папапапапапа
· папапапапапа
· папапапапапа
· папапапапапа
Учитель (за экраном) два раза произносит первую строчку: папапапапапа. Учащиеся воспринимают сказанное на слух. Затем учитель спрашивает кого-либо из учеников: «Какую строчку я прочитал (а)?» Вызванный ученик называет строчку и повторяет слоги. Затем строчка произносится хором.
Потом учитель (за экраном) произносит два раза четвертую строчку и задает вопрос другому ученику: «Какую строчку я прочитал (а)?» Вызванный ученик произносит четвертую строчку. Потом учитель просит произнести эту строчку трех учеников. Трое учеников, взявшись за руки, выделяют каждый слог движением рук, а ударный слог — более энергичным движением.
Учитель предлагает одному из учеников прочитать какую-либо строчку. Остальные должны назвать номер этой строчки.
3. Определение количества слогов и ударного слога в словах.
Работа проводится на словесном материале уроков предметно-практического обучения: сорока, ворона, воробей, синица, ласточка, курица, петух.
На доске сделана таблица.
На наборном полотне (или тоже на доске) выставлены картинки с изображением птиц (см. оборудование).
Затем учитель говорит: «Я буду произносить слова, которые обозначают находящиеся перед вами картинки. После того, как я произнесу слово, вы будете показывать соответствующую картинку. Потом вы будете говорить, сколько слогов в слове и какой слог является ударным».
Учитель (за экраном) произносит два раза слово воробей. Учащиеся определяют, какое слово произнес учитель. Учитель просит кого-либо из учеников взять и назвать картинку, а затем нарисовать, изобразить ритм его произнесения. Ученик берет картинку и произносит слово воробей, соблюдая ударение. Потом выполняет на доске рисунок: __ __ _/_. Далее учитель просит другого ученика повторить слово и отхлопать ритм. Ученик повторяет слово, отхлопывая каждый слог; ударный слог выделяет более энергичным хлопком. После этого педагог просит другого ученика сказать, сколько в слове слогов. Ученик называет количество слогов. Затем учитель просит сказать, на какой слог падает ударение. Ученик говорит о том, что оно приходится на третий слог. Наконец педагог просит кого-либо из учеников подставить картинку к определенной графе таблицы. Ученик выполняет задание.
Подобным образом проводится работа со всеми словами.
4. Составление предложений (двух-трех) о птицах.
В ходе этого упражнения дети используют слова, с которыми они работали в предыдущей части урока; кроме того на доске написаны слова и словосочетания, в которых поставлено ударение.
· у нас
· крошки хлеба
· кусочки сыра
· кусочки мяса, сыра
· зимой
· тоже
Дети могут составить такие, например, предложения: Зимой синица живет у нас. Синица ест кусочки мяса.
5. Расстановка ударения в тексте (с опорой на слух) и чтение текста.
На доске записан текст без ударений и орфоэпических знаков. Учитель раздает детям листочки с текстом и говорит: «Я буду читать, а вы будете ставить ударение. Каждое предложение я буду произносить по два раза. Слушайте внимательно».
Учитель (за экраном) читает текст по предложениям; учащиеся ставят ударение.
· Зимой мы гуляли в парке.
· Там мы видели ворону и синицу.
· Потом прилетел воробей.
· Мы дали птицам крошки хлеба.
После того, как расстановка ударения окончена, проводится проверка.
Затем учитель просит одного ученика прочитать первое предложение, а второго — поставить в нем знаки. Ученик читает предложение. Остальные определяют правильность постановки ударения. Кроме того, они определяют, правильно ли проставлено ударение у них самих. В это время один из вызванных учеников расставляет ударения в записанном на доске тексте.
В окончательном виде текст выглядит следующим образом.
· Зимой мы гуляли в парке.
· Там мы видели вброну и синицу.
· Потом прилетел воробей.
· Мы дали птицам крошки хлеба.
6. Подведение итога урока.
На протяжении всего урока давалась оценка ответов — за правильный ответ ученик получал фишку. В конце урока учитель говорит, кто и как работал на уроке, а затем проставляет отметки в журнале.
УЧЕТ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Обучение учащихся может быть успешным лишь в том случае, если учитель ведет систематический учет состояния их знаний. Обучение произношению глухих учащихся не является исключением из общего правила.
Такой учет обеспечивает необходимую связь между разными периодами обучения, а также преемственность в деятельности учителей, ведущих фронтальные и индивидуальные занятия.
Данные учета составляют основу для планирования работы по обучению произношению; на их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ученика.
В процессе обучения произношению проводится периодический и текущий учет.
Периодический учет позволяет установить состояние знаний и навыков, приобретенных за определенный промежуток времени (за учебную четверть, полугодие, год).
Текущий учет осуществляется повседневно. Его задача — установить характер усвоения материала именно на данном уроке или занятии.
Способы учета работы зависят от поставленных задач. Различаю аналитический и синтетический учет.
Аналитический учет предусматривает определение качества усвоения учащимися различных элементов произношения (звуковая и ритмическая структура слова, оформление фразы, темп речи и т. д.).
В соответствии с этими задачами подбирается и используемый при проверке материал. Им служат слова, слоги, отдельные звуки, фразы. Проверка может проводиться как при чтении учеником предлагаемого материала, так и при назывании соответствующих картинок. Каждый из этих способов (чтение и называние картинок) имеет свои преимущества и недостатки. Так, например, при чтении лучше воспроизводится звуковой состав, но часто страдает слитность произношения слов; при назывании картинок отмечается обратная картина.
Прежде чем приступать к проверке отдельных сторон произношения, необходимо получить общее впечатление от речи ученика. С этой целью ему предлагается посчитать от одного до десяти или двадцати, назвать дни недели, месяцы. Ученикам подготовительного класса, которые еще не усвоили эти ряды слов, можно предложить назвать одежду (платье, рубашка, фартук), или части тела (рука, голова, нога), или игрушки и т. д.
При этом следует обратить внимание на особенности голоса ребенка, на то, как он воспроизводит звуки и их сочетания, как произносит слова, насколько разборчива его речь.
Подобный подход необходим не только тогда, когда учитель знакомится с характером нового для него ученика. Дело в том, что в ходе проверки ученик, как правило, мобилизуется, старается и некоторые дефекты оказываются замаскированными. А при самостоятельном высказывании они проявляются. Таким образом, данные проверки дополняются данными наблюдений, полученными как в начале этой проверки, так и в ходе фронтальных и индивидуальных занятий.
Специального материала для проверки состояния голоса подбирать не нужно. На его характер следует обратить внимание при проверке особенностей произношения гласных и некоторых согласных (м, н, в, р). Необходимо отметить, каковы сила и высота голоса, а также особенности тембра. При наличии отклонений надо выяснить, носят ли они постоянный или эпизодический характер. Если, например, у ребенка отмечен высокий голос (фальцет), следует установить, проявляется ли этот дефект при произнесении всех вокализованных звуков или только некоторых из них.
Качество воспроизведения звуков проверяется на материале слов, слогов и (в некоторых случаях) изолированных звуков.
При отборе проверочных слов учитывается ряд требований:
1. Учащимся должно быть знакомо значение слов. Таким образом, может быть подобран наиболее типичный для данного периода обучения лексический материал.
2. Отбирать следует существительные в именительном падеже (отступления возможны в исключительных случаях).
3. Проверяемый гласный звук должен находиться в ударной позиции.
4. Проверяемый согласный звук должен быть представлен в различных позициях; при этом следует предусмотреть критические позиции для данного звука, которые провоцируют возникновение произносительных ошибок (см. раздел II).
Если эти особенности не будут учтены при отборе словесного проверочного материала, подлинная картина, характеризующая состояние произношения того или иного ученика, может оказаться замаскированной.
Дополнительным материалом для проверки служат слоги.
Гласные и фрикативные согласные звуки могут проверяться и при изолированном произнесении.
Учащимся подготовительного класса предъявляются слова со звуками, которые они должны воспроизводить точно в соответствии с требованиями программы; кроме того, им даются слова, которые пока что произносятся приближенно. В последнем случае вместо еще не усвоенных звуков произносятся соответствующие звуки-заменители. Это необходимо для того, чтобы можно было обнаружить неправильные замены, часто ведущие к серьезным дефектам произношения.
Воспроизведение мягких согласных проверяется только на материале слогов. Ученику предлагается читать в произвольном порядке слоги с мягкими согласными. Ассистент учителя (эту проверку необходимо проводить вдвоем) записывает под соответствующим номером то, что он услышал. Видеть лицо говорящего ученика он не должен.
Ученику предлагается прочитать такие, например, слоги:
1.фя 3. ам 5. фа 7. ань
2. са 4. па 6. тя 8. ар
Ассистент записывает услышанное под соответствующими номерами. На основании этого можно судить об усвоении учеником мягких согласных.
При проверке усвоенного за четверть (полугодие, год) детям даются слова. Учитель следит за характером воспроизведения сочетаний звуков, соблюдением словесного ударения и правил орфоэпии. Кроме того, даются фразы. Учитель отмечает особенности речевого дыхания, характер членения фраз, соблюдение логического ударения.
Характер произношения каждого ученика отмечается в индивидуальном протоколе. Последний содержит общие сведения об ученике, данные о его слухе и особенностях произношения.
Этот протокол может иметь примерно такой вид:
1. Фамилия, имя ученика...
2. Школа...
3. Класс...
4. Данные о слухе...
5. Данные о произношении...
6. Голос...
7. Слова произносит...
8. Общее впечатление от речи...
9. Звуки...
В графе «Голос» указывается, есть ли отклонения голоса от нормального по силе, высоте, тембру и в чем они выражаются — голос очень тихий, крикливый, фальцет, повышается на отдельных звуках (указать каких), глухой (с большой утечкой воздуха), гнусавый, хриплый и т. д. Если отклонений нет, то делается запись: «голос нормальный».
В графе «Слова...» отмечается характер воспроизведения слов: слитно, по слогам, по частям, по звукам; ударение соблюдает, соблюдает не всегда, переносит, не соблюдает; стечение согласных воспроизводит слитно без призвуков, слитно с призвуками, делает паузу и т. п. В графе «Общее впечатление от речи» отмечается: речь внятная, маловнятная, невнятная; слитная, скандированная.
Характеристика воспроизведения звуков дается в этом же протоколе. Необходимо отметить все варианты, например: ученик произносит звук м в основном правильно, но в некоторых случаях отмечается соскальзывание на закрытую гнусавость. В графе м протокола следует указать так: «+, мб». Это означает, что у данного ученика сосуществуют правильная и ошибочная артикуляция; кроме того,из подобной записи видна и сущность ошибки. Если, например, для ребенка характерна неустойчивая артикуляция звука ш (воспроизводится: а) правильно, б) как лабиализованное с, в) сонантно), в графе ш надо отметить так: «+, с, сон» и т. п.
В индивидуальном протоколе фиксируются данные всех проверок состояния произношения (4—5 проверок в подготовительном классе, 4 — в первом, 4 — во втором и т. д.).
Таким образом, весь процесс усвоения произносительных навыков данным учеником отражен в протоколе, который входит в состав его личного дела.
Данные проверки сводятся в общую таблицу (профиль произношения), характеризующую состояние произношения класса в целом. Текущий учет предполагает подведение итогов работы на каждом уроке или индивидуальном занятии, а также после серии уроков по отдельным темам.
Оценка деятельности учеников на уроке фиксируется в классном журнале и дневниках учеников. При этом учитывается главным образом овладение материалом темы урока. Так, например, решающим для оценки успехов ученика на данном уроке, темой которого являются звонкие взрывные согласные б, д, г, является то, насколько правильно эти звуки произносятся им в словах и фразах. Безусловно, учитель требует от учеников, чтобы они говорили с полной реализацией своих возможностей (то, что каждый из них может произнести правильно, он должен произносить безошибочно).
Если ученик на протяжении урока произносит звонкие взрывные, но все же говорит ниже своих возможностей, оценка может быть снижена. Однако она не может быть высокой, если ученик не воспроизводит б, д, г (что является темой урока).
На индивидуальных занятиях результаты деятельности ученика отмечаются в специальной тетради — фонетическом дневнике.
В этом дневнике записывается план работы с учеником на данном занятии, указывается материал, используемый во время формирования того или иного произносительного навыка, и отмечаются достигнутые на данном занятии результаты. Оценка за индивидуальное занятие не ставится (ни в классном журнале, ни в дневнике). Учитель говорит ученику, как он работал на занятии, поощряя его даже за незначительные успехи.
При проверке качества усвоения той или иной темы используется речевой материал, при произнесении которого обнаруживается знание соответственных правил и умение применять их на практике.
Такого рода материал предусмотрен во всех учебниках «Произношение».
Синтетический учет (СНОСКА: Методика разработана Э. И. Леонгард) предполагает определение разборчивости речи глухого ученика, т. е. степени понимания произносимого им речевого материала слушающими его людьми.
Во время проверки результатов обучения произношению в качестве дикторов выступают глухие учащиеся, а в роли аудиторов слышащие люди.
Разборчивость речи может определяться на материале слогов, слов и фраз.
При определении разборчивости речи глухих пользуются преимущественно словной артикуляцией.
Разборчивость речи выражается в процентах (отношение количества правильно воспринятых слов к общему количеству произнесенных диктором).
В качестве материала используется один из списков, включающих 50 фонетически сбалансированных слов.
Количественное соотношение между односложными, двусложными и трехсложными словами соответствует характерным для русской речи статистическим данным. То же относится к соотношению между словами разной ритмической структуры среди двусложных и трехсложных слов. Процентное соотношение между входящими во все слова списка звуками соответствует частоте их употребления в русской речи.
Для проверки разборчивости речи глухих создается бригада аудиторов в составе четырех человек. Они проходят специальную тренировку — многократно прослушивают магнитофонную запись речи двух контрольных учеников. С каждым разом результаты прослушивания, естественно, будут улучшаться, поскольку аудиторы все больше и больше привыкают к речи этих учеников. Тренировка аудиторов считается законченной, когда показатели разборчивости речи обоих контрольных учеников перестанут существенно увеличиваться. После этого группа аудиторов готова к прослушиванию.
В обязанности аудиторов входит прослушивание и протоколирование речи учащихся.
Определение разборчивости может осуществляться как при непосредственном прослушивании ученика (в этом случае все четыре аудитора слушают говорящего ученика одновременно), так и при восприятии речи, записанной на магнитофонную ленту (в этом случае аудиторы могут прослушивать запись в разное время по одному или группами). Важно соблюдать одинаковые условия прослушивания — если в школе принято определение разборчивости речи на основе восприятия речи с магнитофонной пленки, то такой порядок должен распространяться на всех учащихся и наоборот. Это необходимо, потому что есть некоторая разница в данных по разборчивости при восприятии живой и записанной на пленку речи.
При прослушивании диктора (глухого ученика) соблюдается ряд требований: аудиторы не должны видеть лица говорящего, условия работы должны быть стабильными (тишина в помещении, положение микрофона у рта говорящего и т. д.).
Внятность речи ученика устанавливается следующим образом:
1. подсчитывается количество правильно понятых слов каждым аудитором;
2. подсчитывается общее (по четырем аудиторам) количество правильно понятых слов;
3. вычисляется (в процентах) отношение количества правильно понятых слов к общему количеству переданных слов.
Предположим, что первый аудитор из 50 слов правильно понял 32, второй — 40, третий — 38, четвертый — 42.
Таким образом, четыре аудитора слушали 200 слов (список включает 50 слов; 50 слов * 4 = 200 слов); из них правильно поняли (32 + 40 + 38 + 42) 152 слова.
(152 *100) / 200 = 76
Таким образом, внятность речи данного ученика составляет 76%.
Чрезвычайно важно иметь в виду, что полученные в результате проверки данные являются не столько объективной оценкой разборчивости речи ученика (потому что незнакомые с особенностями произношения глухого люди будут понимать его значительно хуже, чем тренированные опытные аудиторы), сколько инструментом для оценки изменений в произношении глухого. Если при первой проверке, например, внятность речи ученика А. составляла 53%, а при последующей— 69%, то положительные сдвиги в усвоении устной речи очевидны. И, наоборот, если разница в полученных данных незначительна или отмечается движение назад (разборчивость речи упала с 78% до 70%), можно говорить о том, что ученик не только не продвинулся вперед, но даже утратил нечто из уже усвоенных произносительных навыков.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Важнейшей предпосылкой успешного формирования устной речи у глухих является общая педагогическая культура учителя и его достаточно высокая квалификация в области обучения произношению. Это относится прежде всего к учителям младших классов, преподавателям языка в старших классах и сурдопедагогам, ведущим индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Всякий сурдопедагог, занимающийся обучением глухих школьников произношению, должен знать основы фонетики и акустики; механизм речевого дыхания, ударения, голосообразования, артикуляции звуков и их сочетаний; состояние остаточного слуха учащихся и возможности его использования при формировании произносительных навыков. Кроме того, он должен хорошо слышать особенности произношения учащихся и улавливать имеющиеся у них дефекты произношения. Наконец, ему необходимо уметь определять характер дефекта и вызывающие его причины, находить наиболее эффективные для каждого ученика приемы и технические средства, повседневно контролировать произношение учащихся и исправлять замеченные ошибки.
Методическая работа имеет своей целью оказание помощи учителям, повышение их специальной квалификации в области обучения глухих школьников произношению.
Вопросы формирования произносительных навыков могут служить темой методических объединений.
Формы работы методических объединений, на которых рассматриваются указанные вопросы, различны. Среди них можно назвать:
· доклады учителей по теории и практике обучения глухих школьников произношению;
· сообщения, в которых освещается личный опыт учителя;
· посещение и разбор уроков и индивидуальных занятий по обучению произношению, а также уроков по различным учебным предметам, с целью установить, как на них осуществляется контроль за устной речью учащихся;
· рецензирование четвертных и поурочных планов работы по обучению произношению.
Обязательным элементом любого методического объединения по вопросам формирования произносительных навыков следует считать разбор, во время которого устанавливаются особенности произношения данного ученика, намечаются пути устранения отмеченных недостатков и результаты обучения.
Совместный анализ произношения того или иного ученика — самый действенный путь повышения квалификации учителей, имеющих недостаточный опыт в области обучения глухих произношению. Именно в этом случае, на примере конкретного ученика, более опытные сурдопедагоги помогают менее опытным узнавать на слух типичные дефекты произношения; при этом они могут показать те или иные приемы формирования или коррекции навыка.
Важным центром работы является методический кабинет. В школе глухих им часто является слуховой кабинет. В нем сосредоточиваются типовые планы уроков и индивидуальных занятий по обучению произношению, разработки по темам, доклады учителей по данной проблеме, созданные руками учителей наглядные пособия, образцы проверок произношения и т. п.
Большую положительную роль в повышении квалификации играют специальные семинары, главную задачу которых составляет обучение учителей практическим навыкам, необходимым при формировании произносительной стороны устной речи глухого школьника.
Такой семинар планируется школой на длительный период времени (полугодие, год). В ходе занятий его участники учатся в первую очередь слушать речь глухого ученика — устанавливать ее особенности, отклонения от нормы и их причины. Для этой цели можно воспользоваться записью речи учащихся на магнитофонную ленту, которую можно прослушивать несколько раз.
Полезно специально подбирать детей, имеющих различные дефекты воспроизведения одних и тех же звуков, например глухих взрывных я, т, к, или различные недостатки голоса и т. д.
Подобный подход позволяет глубже понять причины, обусловливающие ошибочную артикуляцию. Обсуждение всех этих вопросов на семинаре следует вести с использованием соответствующей методической литературы.
Особое место должно занимать выяснение того, какую роль в процессе формирования или коррекции того или иного произносительного навыка играет использование имеющегося у данного ребенка остаточного слуха.
Лучший опыт педагогов школы отражается в докладах на конференциях и педагогических чтениях, статьях и методических пособиях.
Конец формы