Учебные пособия для учащихся
К используемым в процессе обучения глухих школьников произношению учебным пособиям относятся учебники, таблицы, игрушки, картинки, игры и т. п.
Специальные учебники изданы для всех классов восьмилетней школы глухих.
Учебники составлены в соответствии с аналитико-синтетическим, концентрическим, полисенсорным методом, принятым в настоящее время при обучении глухих произношению.
Соответствие учебников используемому методу выражается в следующем:
1. работа над целым словом представлена в сочетании с работой над его элементами;
2. в материал упражнений включаются слова со звуками, которые ученик до определенного момента произносит приближенно;
3. в учебнике содержатся задания, предполагающие использование слухового восприятия; кроме того, в него включены иллюстрации, помогающие освоить способы использования тактильно-вибрационных ощущений в процессе овладения произношением.
При определении содержания учебников учитывается ряд следующих основных требований: а) речевой материал должен быть знаком учащимся (с лексической и грамматической стороны); б) речевой материал следует подбирать по фонетическому принципу; в) при прочих равных условиях предпочтение должно быть отдано материалу разговорной речи.
Весь представленный в учебниках текстовой материал специально, фонетически, обработан — поставлены ударения в словах, надстрочные знаки, указаны паузы и т. д. Таким образом обеспечивается возможность опереться на нотацию при самостоятельном чтении и воспроизвести слово и фразу с учетом особенностей русского произношения. Это имеет особо важное значение в условиях постоянного использования учениками звукоусиливающей аппаратуры, потому что в этом случае их собственная речь приближается к образцу — речи учителя, что, в свою очередь, облегчает и восприятие сказанного учителем.
В учебниках представлены различные виды работы, связанные с различными видами речевой деятельности.
При этом учитывается переход от менее самостоятельной речи (подражание, чтение) к самостоятельному высказыванию.
Учебники содержат большое количество иллюстраций (изображение отдельных предметов, ситуаций, фотографии, схематическое изображение артикуляции и т. п.).
Назначение иллюстраций различно. В одних случаях они служат стимулом к высказыванию ученика, в других — дополняют объяснение учителя.
Иллюстрации подобраны к каждой из предусмотренных программой тем.
Иллюстрации не только входят в учебник, но и являются самостоятельным материалом.
Картинки используются как на уроках (в виде демонстрационного или раздаточного материала), так и на индивидуальных занятиях.
Рисунки способствуют переключению учащихся с менее самостоятельных видов речевой деятельности на более самостоятельные, что очень важно для закрепления произносительных навыков.
Задания, связанные с называнием изображенного на рисунке (рисунках), заставляют ученика воспроизвести фонетическую структуру соответственных слов или фраз без опоры на их графическое или дактильное изображение.
Рисунки широко используются в таблицах и во время различных игр (лото, домино, вертолины и т. п.).
Вторая группа иллюстраций, как уже было сказано, дополняет, напоминает излагаемое учителем содержание.
К ним относятся, во-первых, фотографии, на которых хорошо видна артикуляция (положение губ, раствор рта, положение переднего края языка) или представлен способ проверки правильности артикуляции на основе тактильно-вибрационных ощущений.
Во-вторых, к этой группе иллюстраций принадлежат схематические изображения артикуляции, так называемые профили артикуляции, на которых условно показано положение речевых органов при произнесении тех или иных звуков.
На определенные фонетические темы составляются таблицы. Поэтому соответственный речевой материал представлен в них в виде слогов и слов, или слов и фраз, или слогов, слов и фраз.
В основу отбора речевого материала для таблиц положены изложенные выше общие принципы (знакомость, употребительность, соответствие фонетической теме).
Таблицы используются во время автоматизации определенного звука и дифференциации сходных звуков; кроме того, они применяются в процессе овладения ударением (словесным и логическим), орфоэпическими правилами, труднопроизносимыми словами и т. д.
Помимо материала для чтения, таблица может содержать вопросы, математические примеры, картинки.
В таблицу могут быть включены скороговорки, загадки.
С изменением задачи меняется и содержание таблицы.
К этим таблицам примыкают текстовые и комбинированные подстановочные таблицы. Любая из них состоит из двух частей (левой и правой). С помощью таблицы ученик может составить различные словосочетания.
Примерами текстовых подстановочных таблиц могут служить следующие:
Можно | взять? посмотреть? сесть? |
Мы будем | писать. рисовать. шить. строить. писать. шить. |
Комбинированные подстановочные таблицы содержат текст и картинки. Текстовые таблицы связаны только с чтением. В процессе использования комбинированных таблиц задача усложняется — ученик должен вспомнить нужные слова (слово) в связи с восприятием той или иной картинки.
Во время обучения учащихся младших классов произношению в качестве специального учебного оборудования могут быть использованы также и игрушки.
С одной стороны, игрушки, как и иллюстрации, стимулируют детей к самостоятельным высказываниям. Набор игрушек, естественно, должен быть таким, чтобы при их назывании реализовалась определенная произносительная задача. В число игрушек входит кукольная мебель, кукольная посуда, игрушки—животные, игрушки—транспортные средства и т. п.
С другой стороны, игрушки могут способствовать развитию дыхания, голоса.
К таким игрушкам, например, относятся плавающие пластмассовые игрушки, которые перемещаются в посуде с водой под действием выдыхаемой ребенком воздушной струи. Это могут быть бумажные клоуны, двигающиеся по гладкой поверхности стола, и т. п. Подобные игрушки способствуют выработке длительного выдоха и применяются, как правило, в начальный период обучения.
Игрушки используются на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Игры помогают разнообразить виды работы и удерживать внимание учеников. Они проводятся на фронтальных и индивидуальных занятиях, в классное и во внеклассное время. Очень важно, чтобы содержание используемого речевого материала отвечало поставленным на занятиях задачам обучения произношению.
К специальным дидактическим играм относятся разного типа лото, домино, вертолины, кроссворды и т. д. Сюда же следует отнести и такие игры, которые позволяют воспроизвести ситуацию, например «Одень куклу» и т. п.
К специальному учебному оборудованию принадлежат логопедические зонды и шпатель.
Логопедические зонды — инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи у косноязычных, глухих и слабослышащих.
Зонды имеют различную форму, и каждый из них имеет свое назначение. Зонды используются для того, чтобы «утопить» кончик языка за нижние зубы и удержать его в такой позиции (при постановке с или устранении призубности), поднять язык или отодвинуть его назад (при постановке ш), вызвать вибрацию языка (при выработке дрожащего звука — р) и т. п.
Шпатель — металлический, пластмассовый или деревянный лопаткообразный инструмент. Используется с той же целью, что и зонды. С помощью шпателя можно придать языку плоское положение (что необходимо для чистого произнесения а), затормозить вибрацию языка (получая ш или ж от р), отодвинуть язык в глубь ротовой полости (при постановке звуков к или х) и т. п.
Зонды и шпатель применяются только на индивидуальных занятиях. Лишь в некоторых, редких случаях ученик (не учитель!) прибегает к их помощи на уроке.
При пользовании зондами и шпателем необходимо иметь дезинфицирующие средства (спирт) и вату для протирания инструментов.
В специальное оборудование входят классное зеркало и маленькие зеркала для индивидуального пользования. С их помощью ученик может проверить положение губ, иногда — переднего края языка при артикуляции некоторых звуков, сравнить свою артикуляцию с образцом, который дает учитель.