Тема № 2. Общение и коммуникация.

Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.

Студенты должны узнать: специфику кумулятивной функции языка; этические нормы речевой культуры; национальную специфику речевого этикета.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: обобщать, анализировать и адекватно воспринимать найденную для общения информацию; соблюдать этику устной речи и слушания; применять на практике правила делового этикета.

Обучающиеся должны владеть: речевым этикетом (речевыми формулами приветствия, просьбы, благодарности; обращением на «ты» и «вы» и т. п.); культурой устной деловой речи и общения.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

Понятие общения. Роль общения в социальной практике. Сущность, функции и средства общения.

Виды и формы общения. Эффективность общения.

Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения в процессе общения.

Профессиональное общение.

Задания к практическому занятию:

1. Подготовка ответов на вопросы плана.

2. Подготовка тезисов доклада (индивидуальные задания):

1) Творческая индивидуальность учителя и ее проявление в профессиональном общении.

2) Роль риторики в подготовке специалистов.

3) Речь учителя в различных учебно-речевых ситуациях.

4) Индивидуальный стиль речи учителя в различных ситуациях урока.

Комментарии к выполнению заданий практического занятия

1. Объясните значения слов «общение» и «коммуникация»; укажите, в чем состоит их сходство и различие. Прокомментируйте каждое из определений.

Общение – 1) реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих); 2) процесс выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающей степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого; 3) взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

Слово «коммуникация» – одно из многочисленных иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь» (наиболее близким к нему по знанию является русское слово «общение»).

Типы речевой коммуникации определяются по ряду таких признаков, как:

1) условия общения (прямое общение с активной обратной связью (например, диалог) и прямое общение с пассивной связью (например, письменное распоряжение; опосредованное общение (например, выступления по радио, телевидению, в СМИ));

2) количество участников (монолог, диалог, полилог);

3) цель общения (информирование; убеждение; развлечение);

4) характер ситуации (деловое общение; бытовое общение и т. п.). С точки зрения механизмов кодирования-декодирования, р. д. может реализоваться в четырех основных видах: говорении, слушании, письме и чтении.

2. Терминологический минимум (Ознакомьтесь с данными ниже определениями; постарайтесь запомнить их и использовать в своей речи под подготовке ответов на вопросы).

Интенция – коммуникативное намерение говорящего.

Педагогическое общение – такое общение учителя с учащимися в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения.

Речевая деятельность – один из видов деятельности человека, характеризующийся целенаправленностью, состоящий из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации и контроля.

Речевая ситуация – обстоятельства, в которых происходит общение.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуации, совокупность речевых поступков.

Речевой акт – элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Слушание – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи

Коммуникация аксиальная (от лат. axis – ось) – информация точно адресована конкретному получателю.

Коммуникация ретиальная (от лат. rete – сеть, невод) – информация отправляется без строго обозначенного адресата – всем сразу.

Речевые нормы общения – средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

3. Ознакомьтесь с приведенным ниже фрагментом текста:

Педагогическое общение –класс речевых ситуаций, в которых хотя бы один из общающихся выполняет роль наставника, причем ситуация рассматривается им именно с точки зрения эффективности достижения целей обучения и воспитания.

Педагогическое общение преимущественно информационное, но правила фатического общения в нем обязательны (несоблюдение этих правил разрушает педагогическую коммуникацию, так как учитель выходит из своей социальной роли носителя культуры). Педагогическое общение может быть и межличностным, и групповым, и массовым; в нем сочетаются официальный и неофициальный аспекты общения. Педагогическое речевое общение – это сочетание диалогической и монологической, устной и письменной форм.

Специфика педагогического общения проявляется не столько в видах общения, сколько в особенностях продуцируемых в процессе общения текстов. Продуктом вербального общения – информационного или фатического, официального или неофициального, межличностного, группового или массового, устного или письменного, диалогического или монологического – всегда является текст – речевое произведение, характеризующееся замыслом, темой, структурой, логическим и стилистическим единством, грамматической и смысловой связанностью его компонентов. Текст – результат речевой деятельности, которую осуществляют участники речевого общения.

4. Установите соответствие:

термины и понятия (А) определения (В)
- культура педагогического общения - стиль педагогического общения - риторическая деятельность педагога - педагогическое общение 1 способность педагога оптимальным образом достичь предметно-образовательной, общеобразовательной и воспитательной целей обучения в процессе педагогического общения.
  2 деятельность, связанная с пониманием, анализом и порождением профессиональных текстов разных жанров в зависимости от ситуации педагогического общения. 3 класс речевых ситуаций, в которых хотя бы один из общающихся выполняет роль наставника, причем ситуация рассматривается им именно с точки зрения эффективности достижения целей обучения и воспитания. 4 совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с учащимися, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.

5. Определите тональность (может быть официальной, нейтральной, фамильярной, торжественной и т. д. и обычно диктуется задачами и условиями общения) и условия выбора средств фатического общения.

Приветствие: Добрый день (утро, вечер)! – Привет! – Здравствуйте! – Здорово! - Мое почтение! – Наше вам! – Здравия желаю!

Обращение: Гражданин! – Простите за беспокойство… – Будьте любезны… – Скажите, пожалуйста… – Молодой человек! – Как там вас! – Коллеги!

Уважаемый! – Мужчина!

Прощание: До свидания! – Всего доброго! – До встречи! – Будь здоров! – Пока! – Прощайте! – Позвольте откланяться! – Наше вам!

6. Прочитайте приведенные ниже фрагменты. Кратко перескажите и прокомментируйте их. Фрагмент 4) проиллюстрируйте примерами.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом - инициатором общения,

б) субъектом, которому адресована инициатива,

в) нормами, по которым организуется общение,

г) целями, которые преследуют участники общения,

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения состоит из цели взаимосвязанных коммуникативных действий.

1) Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.

2) Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т. д.).

3) Ориентация в коммуникативной ситуации.

4) Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5) Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения.

6) Подход к субъекту взаимодействия.

7) Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8) Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9) Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие.

10) Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера.

11) Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона.

12) Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера.

13) Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие.

14) Стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера.

15) «Ответный ход» субъекта-партнера по общению.

Из пятнадцати названных действий и организуется акт общения. Заметим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами "субъект-инициатор".

Коммуникативная позиция – это степень авторитетности отдельного участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения.

Что такое эффективность коммуникации?

Эффективность коммуникации в речевом воздействии рассматривается как достижение говорящим своих целей посредством общения.

Какое же общение (коммуникацию) можно считать эффективным? Видимо, такое, которое ведет к достижению цели.

Эффективность должна определяться для каждого участника общения отдельно. В диалоге общение может быть эффективным только для одного из участников или для обоих. На многосторонних переговорах общение может оказаться эффективным для части участников.

Само понятие эффективности связано с достижением тех целей, которые ставит участник общения в данной коммуникативной ситуации. Однако цели в общении могут быть разными:

1) информационная – донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена;

2) предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника;

3) коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником.

Виды коммуникативных целей: установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить контакт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.

Чисто коммуникативные цели достигаются использованием специальных речевых формул, таких, как формулы приветствия, поздравления, сочувствия, прощания, комплимента и т. д., соблюдением правил светского общения, использованием приемов развлекательного, игрового, шутливого общения.

Эффективное речевое воздействие – такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т. е. остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Коммуникативное равновесие – отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве.

Подобное отведение роли есть не что иное, как соблюдение принципа вежливости в общении (В.Е. Гольдин).

Эффективность речевого воздействия определяется двумя взаимосвязанными факторами:

1) достижением поставленной цели;

2) сохранением коммуникативного равновесия.

Условия успешности общения–это осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками согласия.

Условия:

настроенность на мир собеседника (прошлый жизненный опыт, сходные интересы).

умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего.

способность говорящего варьировать способ языкового представления (первоначальный текст трансформируется в зависимости от собеседника, тема разговора диктует способы его представления).

внешние обстоятельства (присутствие посторонних, канал общения, настроение, физиологическое состояние).

знание норм речевого этикета.

Коммуникативные неудачи – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели, отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между собеседниками

Причины:

чуждая коммуникативная среда (отсутствует настроенность на общение, посторонние, малая степень знакомства)

нарушение правил кооперации и солидарности (доминирование одного из участников)

живое общение заменяется ритуализированным (набор слов к случаю).

неуместные замечания в адрес слушателя по поводу его действий.

ошибочное понимание и неясность.

Коммуникативная стратегия – поиск общего языка и выработка основ диалогического сотрудничества: выбор тональности общения, выбор языкового способа представления реального положения дел.

Три коммуникативные стратегии:

Стратегия близости (стремление к общению);

Стратегия отказа от выбора (партнер выбирает тактику поведения);

Стратегия отстранения (отстраниться от общения, сохранить свое «Я»).

Три принципа успешного общения:

«Не навязываться»;

«Выслушать собеседника»;

«Быть дружелюбным».

Выбор стратегии определяется:

Особенностями речевой ситуации;

Личностными, индивидуальными особенностями говорящих.

7. Задания для самостоятельной аудиторной работы:

а) Смоделируйте общение в следующих ситуациях: обсуждение служебного вопроса; обсуждение вопроса посещаемости занятий студента с деканом. Проанализируйте речевое событие, опишите участников общения (роли, отношения, коммуникативные намерения, речевое поведение), ситуацию общения, само сообщение.

б) Приведите примеры разных стилей общения: ритуального, манипулятивного, гуманистического. Придумайте диалоги, иллюстрирующие эти стили.

Ознакомьтесь с приведенной ниже таблицей. Представьте ситуацию (пример: Учащийся отказывается делать стенгазету (участвовать в мероприятии) и т. п. Учитель настаивает на его участии). Приведите примеры использования различных речевых стратегий (придумайте соответствующие реплики).

Кооперативные: Некооперативные:
Просьба; Совет; Убеждение; Требование; Приказ; Рекомендации Конфликты; Ссоры; Угрозы; Проявления агрессии; Злоба; Ирония; Лукавство; Ложь.

в) При изучении темы «Прямое и переносное значение слова» может быть использован один из познавательных методов обучения – чтение раздела учебника и его анализ. Сравните два варианта реализации этого метода. Какой из них является результативным, эффективным? Почему?

Вариант I

Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему «Прямое и переносное значение слов». Откройте учебник (называется страница), прочитайте параграф (называется номер). Читайте. Через 10 минут буду спрашивать.

Вариант II

Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему «Прямое и переносное значение слов». Для этого мы прочитаем параграф (называется номер) на странице (называется номер страницы). Перед чтением сформулируйте вопросы, на которые, по вашему мнению, вы должны получить ответы в процессе чтения. Запишите их. После чтения учитель предлагает учащимся прочитать сформулированные ими вопросы и рассказать, на все ли из них они нашли ответ в тексте учебника.

Диалогизированный монолог – это текст монологического характера, который воспринимается школьниками как образец речи, в нем максимально выражен адресат (обращения, наименования участников общения, глаголы повелительного наклонения: послушайте, глаголы изъявит. накл. 2 лица мн. числа: рассмотрим, фразы комментирующего характера: мы понимаем, риторические вопросы и т. д.).

г) Составьте небольшой текст (обращение к учащимся) на самостоятельно выбранную вами тему в форме диалогизированного монолога.

Наши рекомендации