Смысл священно-исторический и священническое служение слова
Кроме буквального, есть еще смысл священно-исторический. Здесь нет ничего удивительного. Многие слова, многие эпизоды Священного Писания проливают свет на всемирную историю. И особенно на священную историю народов. Есть слова и проливающие свет на смысл происходящих ныне событий.
Например, притча о богаче и Лазаре, который лежал неподвижно пред воротами роскошного дома (Лк. 16, 20-31). Сказано, что богач тот, одетый в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло – то есть роскошествовал, пировал, веселился, в общем, сибаритствовал и ни о чем забот не знал. А несчастный Лазарь лежал весь в гнойных ранах и помышлял о крохах с трапезы богача. Блаженный Феофилакт замечает, что богач – это образ израильского народа, а Лазарь – образ язычников, сидевших во тьме и сени смертной. Богач одет в порфиру и виссон. То есть израильский народ наслаждается двумя Божественными дарами. Порфира – мантия монарха (а позже и папы римского) ‑ символизирует служение царское, а виссон – тонкая белая драгоценная ткань, из которой шилась одежда первосвященников – богодарованное служение в храме. Притом еще богач веселяся на вся дни светло – то есть ежедневно была приносима жертва об умилостивлении правды Божией, оставлении грехов. А бедный Лазарь лежал, покрытый струпьями. И псы приходили и лизали раны его. Кому-то может показаться, что собачки проявляли милосердие. Нет, на самом деле, тут другой смысл. Справедливо блаженный Феофилакт сравнивает этих хищных голодных псов, как бы питавшихся мертвечиною, с демонами, которые действительно владели языческим миром. По слову Писания, вси бози суть язык бесове (Пс.95:5). И по существу вся притча может быть премудро истолкована в соотнесении судеб израильтян и язычников. С другой стороны, она имеет буквальный смысл, в котором было явлено всемогущество Божие и царское Его служение, которым он вознёс Лазаря на лоно Авраамово, а богача наказал за немилосердие.
А вот вам замечательная подробность из Евангелия святого Иоанна Богослова о ловле рыб на Галилейском озере, когда по слову воскресшего Христа его ученики, которые накануне не могли ничего выловить, извлекли из вод великий улов. И было там много крупных рыбин, числом сто пятьдесят три. И конечно, буквальный смысл таков, каков он есть, дабы все поняли, что пишет очевидец события: рыбаки поймали много рыбы, и в этом сказывается также царская власть Христа. Но есть и смысл священно-исторический. Число три указывает, по разумению византийского отца, на предмет евангельской проповеди. Это символ Троицы. Число пятьдесят указывает на неполноту: половина, но условная половина. А речь идет лишь об остатке еврейского народа, который уверовал и вошел в новый Израиль, Христову Вселенскую Церковь. Сто – идея полноты, это превосходящее число язычников, которые и составили собою первенствующую Христову Церковь. Весьма остроумное и высокое истолкование.
А возьмем маленькую притчу Господа о закваске (Мф. 13, 33-35; Мк. 4, 33-34; Лк. 13, 20-21). Царство Небесное подобно жене, которая, взяв закваску, положила ее в три меры муки, ожидая, покуда не вскиснет все. Относительно царского служения здесь можно утверждать, что Его властью можно готовить души человеческие ко спасению даже в том случае, если эти души не подозревают отом, что их готовят, лишь бы они не сопротивлялись спасению своему когда придет время выпекать из них жлебы для Царствия Божия, лишь бы они сами не попрыгали из печи вон. Но и здесь тоже есть священно-исторический смысл. Многие Отцы, в том числе, блаженный Феофилакт, разумели под тремя мерами три периода в истории Христовой Церкви. Первый период (первая мера) – апостольский, когда проповедь двенадцати заквасила Иерусалим и окрестности, а затем и разошлась по всему Средиземноморью. Второй период (вторая мера) – мученический, исповеднический, римские гонения. И третий период – учительский: деятельность учителей Церкви в последующие времена.
Конечно, не во всяком случае нам должно искать этого глубинного священно-исторического смысла. Но большинство притчей Господа замечательно, без всякой натяжки, творчески, духовно Святыми Отцами толкуются применительно к священной истории, к истории ветхозаветной и новозаветной Церкви.
Сутью священнического служения является освящение жизни во всех ее проявлениях. Освящение жизни окружающих его людей священник производит особым даром низведения Святого Духа, подающего помощь всякому, нуждающемуся в ней. Таким образом, освящается, исправляется и становится понятной история отдельного человека, общества, народа и всего человечества.
Выводы по 3.2.
Священническое служение Христа – это есть главный смысл его воплощения. Он есть жертва, благодаря которой совершается спасение всего человечества. Научить нравственности могли бы и пророки, управлять могли бы и цари, и никто из пророков или царей не ошибался бы, если бы на то была воля Божия, что и в истории мира имело место. Научить истине, показать историческую правду и смысл мировой истории, и освятить жизнь человечества и историю ‑ это важнейшая задача воплотившегося Бога-Слова на Земле.
Освящение жизни окружающих его людей священник производит особым даром низведения Святого Духа, подающего помощь всякому, нуждающемуся в ней. Таким образом, освящается, исправляется и становится понятной история отдельного человека и всего человечества. Освящением жизни отдельного человека освящается и жизнь народов и всего человечества. Как освященная светом Божества становится понятной жизнь человека, так и жизнь человечества становится понятной в свете Божественного откровения. История становится не просто перечислением случайных фактов, но наполняется смыслом. Это, явное для любого богослова и даже не очень образованного верующего освящение истории, происходит благодаря священническому служению Бога Слова.
Молитвенное призывание помощи Божией, восполняющей оскудевающее, совершение богослужения и слово о крестной жертве Христа всегда будут иметь важнейшее значение для спасения всего человечества.