Тема 4. Роды и виды красноречия
Ранние классификации красноречия. Аристотель об основных видах красноречия в книге «Риторика» (совещательная, судебная, эпидектическая). Цицерон о трех типах ораторов (велеречавые, проницательные, занимающие промежуточное положение) и, соответствующих им родах красноречия в труде» Об ораторе». Средневековая классификация красноречия на основании риторических фигур. Классифиация красноречия в эпоху Возрождения и Нового времени (академическое, судебное, социально - бытовое и богословско-церковное). Современные подходы к классификации красноречия: - классификация красноречия на роды и виды (жанры) в соответствии со сферами коммуникации; и - классификация красноречия, разработная на основе агональной риторики.
Тема 5. Риторический канон. Инвенция.
Понятие о риторическом каноне. Основные разделы риторического канона и этапы подготовки ораторской речи : инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция. Инвенция как этап изобретения речи. Задачи инвенции: Выработать стратегию публичного выступления. Собрать материал для выступления. Выбрать способ подготовки к публичному выступлению (речи).Стратегия публичного выступления - общий план разработки речи. Стратегию определяют: тема и цель выступления, количественный и качественный состав аудитории. При выборе темы следует учитывать три момента: во-первых, выбор темы должен соответствовать интересам как самого оратора, так и аудитории; во-вторых, выбор темы обуславливает наличие у оратора соответствующих знаний по ней; в-третьих, при определении темы выступления необходимо обратить внимание на ее формулировку. Виды целей: информационная, убеждающая, призывающая к действию, воодушевляющая, развлекательная и др. Знакомство с будущей аудиторией, ее количественными и качественными показателями. По количественным показателям аудитории подразделяются на: большие (более 30 человек) и малые (оптимальные от 12 до 30 человек). Сбор материала для выступления. Этапы работы с литературой: отбор литературы; ознакомление с выбранной литературой; обработка выбранной литературы. Типы подготовки к публичному выступлению: написание полного текста речи, подготовка тезисов, произнесение речи экспромтом.
Тема 6. Диспозиция и элокуция.
Понятие о диспозиции. Диспозиция как раздел риторики, посвященный планированию и композиции публичного выступления. План речи отражает внутреннюю структуру речи, логику перехода от одного вопроса к другому. Он характеризует «что из чего вытекает». Композиция речи – это внешняя речевая структура выступления, она характеризует «что, за чем и как излагается». Образцы структурной организации речи: классический и современный. Понятие о хрии и ее видах (строгая (или простая) хрия и нестрогая (или свободная) хрия. Классический образец речи прямой хрии состоит из 8 частей: приступ; парафразис; причина; противное; подобие; пример; свидетельство; заключение. Современная структура речи: вступление, основная часть и заключение.
Задачи оратора во вступлении: 1. Привлечь внимание слушателей («сделать себе рекламу»). 2. Настроить аудиторию на позитивное восприятие («вербовка союзников»). 3. Подготовить почву для разработки темы («презентация темы»).
Главная часть речи и ее назначение. В основной части реализуются целевые установки оратора: 1. Сообщить информацию. 2. Изложить свою точку зрения и доказать ее. 3. Убедить аудиторию и побудить ее к конкретным действиям.
Особенности и требования к заключительной части речи: 1. Эффективное заключение – важнее начала. «Конец – делу венец». 2. Заключение требует точности и четкости изложения. 3. Итог речи должен вытекать из сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным. 4. Концовка выступления должна создавать соответствующее настроение.
Понятие об элокуции. Элокуция как раздел риторики, который изучает и разрабатывает стилистические приемы и способы создания выразительной речи. Риторические фигуры и тропы: их сущность и характеристика.
Тема 7. Мемория и акция.
Мемория как раздел классической риторики, который изучает особенности и способы запоминания ораторской речи. Современная риторика выделяет три способа запоминания: механический, логический и мнемотехнический.
Акция как этап риторического канона, посвященный непосредственному произнесению речи. Основы мастерства публичного выступления.Общие принципы управления вниманием аудитории. Нравственный долг оратора. Внешний вид оратора, мимика и жестикуляция. Качество хорошей речи. Необходимость импровизации, как и когда импровизировать. Речевой голос (высота голоса, диапазон, динамика, тембр, полетность голоса), дикция, жанр, композиция, концепция, стиль общения ("пристройка"), память, тезисы, тембр речи. Активность субъекта в речи, актуальность речи, вербальное и невербальное общение, восприятие речи, выразительность речи, дар слова, дефекты речи, импровизация, интонации, лаконичная речь, пауза, пафос, разговорная речь (стили), чистота речи, языковая личность.
Тема 8. Диалогическое красноречие.
Понятие о диалогическом красноречии и эристике.Диалогическое (полилогическое) красноречие как особый тип агональной риторики, коммуникативного общения, который формируется двумя (или более) ораторами. Виды диалогического красноречия: беседа, интервью, пресс-конференция, спор. Эристика как учение и искусство побеждать в спорах. Сущность и виды споров: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Стратегия и тактика спора. Стратегия – общий план построения спора, ведения аргументации или критики. Два компонента стратегии – логический и нравственный. Логический компонент заключается в выполнении следующих действий: 1. Четкая и ясная формулировка тезиса. 2. Приведение аргументов в защиту тезиса, критика конкурирующих концепций. 3. Логическая оценка вывода (заключения) из приведенных аргументов. Нравственный компонент стратегии состоит в определении и соблюдении правил спора.
Правила конструктивного спора. Правило Гомера. Правило Сократа. Правило Паскаля. Правило чужого статуса. Правило собственного статуса. Правило вопросов. Правило эмпатии. Правило конфликтогенов.
Корректные приемы спора: Захват инициативы. Прессинг. Концентрация действий. Эффект внезапности. Обращение аргументов противника против него самого.
Некорректные приемы спора: Подмена тезиса. Ложный аргумент. Ссылка на возраст, статус, образование. Навешивание «ярлыков» оппоненту. Ставка на мнимый стыд.
Понятие о позволительных и непозволительных уловках в споре. Позволительными уловками в споре могут считаться: Оттягивание возражения.
Противоречащая защитная ловушка. «Третейский судья». Приостановление спора по уважительной причине.
Непозволительные уловки: Лесть. Шантаж. Демагогия. «Двойная бухгалтерия». Ложный отвод довода. Логическая диверсия. «Адвокатский прием».