Коротких текстах, стихотворениях, играх
з___ ла
Злая. — Сердито.
Злая собака. — Сердито.
Злая собака? — Вопросительно.
Злая собака! — Испуганно.
Дети стоят по кругу.
З__ ла — Движение на звук з.
злая — Движение на звук з.
злая собака — Движение на звук з переходит в движение на звук с.
злая собака? — Движение, обозначающее вопрос.
злая собака! — Руки прижать к груди, отпрянуть назад.
Упражнение на различение интонаций с опорой только на слуховое восприятие учащихся (учитель говорит, повернувшись спиной к ученикам). Ученики повторяют услышанное с соответствующей интонацией.
* * *
з__ви
Извините. — Просительно.
Извините, вы кто? — Просительная интонация переходит в вопросительную.
з__ви — Движение на звук з.
Извините. — Правая рука приложена к груди («извиняюсь»), легкий наклон вперед.
Извините, вы кто? — Движение, описанное в предыдущем упражнении. Правой рукой указать на кого-нибудь из учеников, затем выполнить движение, обозначающее вопрос.
Учащиеся поворачиваются друг к другу и обыгрывают предложение Извините, вы кто!, соблюдая соответствующую интонацию.
* * *
1. х__а — ка 2. Зимой как? — Вопросительно.
Ха-ха-ха! — Радостно. Холодно! — С небольшим
восклицанием.
Как? — Вопросительно. Лиса какая? — Вопросительно.
Хо-хо-хо!—Удивленно. Хитрая! — Лукаво.
Хи-хи-хи! — Радостно. Мама какая? — Вопросительно.
Хорошая. — Ласково.
Дети стоят по кругу.
1. х__а — ка — Движение на звук х переходит в движение на звук к.
Ха-ха-ха! — Радостный смех, руки на области диафрагмы.
Как? — Движение, обозначающее вопрос.
Хо-хо-хо! — Удивленный смех, руки на области диафрагмы.
Хи-хи-хи! — Имитация смеха с хитрым выражением на лице.
2. Зимой как? — Движение, обозначающее вопрос.
Холодно!— Руки прижать к себе, сжаться, как от холода.
Лиса какая? — Движение, обозначающее вопрос.
Хитрая! — Указательный палец правой руки поднять к правому виску, на лице лукавое выражение.
Мама какая? — Движение, обозначающее вопрос.
Хорошая. — Ласково погладить соседа.
Ученики задают вопросы друг другу (по кругу), отвечают на них с соответствующей интонацией.
* * *
Дети стоят по кругу. И. п. — руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
1. татада́? 2. татада́?
Ты куда́? татада́?
тотодо́? Вы отку́да?
Отчего́? И куда́?
тутуу́?
Почему́?
(Вопросительная интонация.)
1. На двух первых слогах — два легких взмаха указательным пальцем правой руки перед собой сверху вниз, на третьем слоге — движение, обозначающее вопрос: татада? тотодо? тутуду?
Слова Ты куда? Отчего? Почему? произносятся на одном движении, обозначающем вопрос.
2. Повторить упражнение, описанное выше, выполняя движения по два раза. Движения слитные, переходящие одно в другое.
3. тотодо? — Вопросительно. Отчего? — Вопросительно.
тутуду? — Вопросительно. Почему? — Вопросительно.
тутуди... — Недоуменно. Не пойму... — Недоуменно.
Что такое? — Вопросительно.
Почему? — Вопросительно.
Ничего я не пойму... — Недоуменно.
С. Маршак
4. Два легких взмаха указательным пальцем правой руки перед собой переходят в движение, обозначающее вопрос. Повторить дважды.
Затем: тутуду — слегка развести руки в стороны с интонацией недоумения в голосе.
Слова Отчего? Почему? Что такое? произносятся на одном движении, обозначающем вопрос. Слова не пойму..., ничего я. не пойму... тоже произносятся на одном движении — разведение рук в стороны с соответствующей интонацией.
Вариант упражнений
1—3. Произнести весь речевой материал упражнений без движений, с руками, убранными за спину, с соответствующей интонацией.
* * *
Дети стоят по кругу. Воспроизведение различной интонации в коротких предложениях.
1. Шапка чья? — Вопросительно.
Шуба чья? — Вопросительно.
Да, моя, моя, моя! — Утвердительно.
Руки вытянуть вперед вниз («показывая на что-то»), затем выполнить движение, обозначающее вопрос: Шапка чья? Повторить движение дважды. Затем движение на звук д переходит в движение на звук я (показать на себя то правой, то левой рукой): Да, моя, моя, моя!
2. Шапка эта моя! — Утвердительно.
Шуба эта моя! — Утвердительно.
Дайте мне, пожалуйста! — Просительно.
Указательный жест вниз переходит в указательный жест на себя: Шапка эта моя! Повторить движения: Шуба эта моя! Затем правую руку сначала отвести в сторону и описать полукруг перед собой, после чего обе руки прижать к груди: Дайте мне, пожалуйста!
3. Шапка твоя? — Вопросительно.
Да! — Утвердительно.
Шуба твоя? — Вопросительно.
Да! — Утвердительно.
Получай! Никогда не теряй! — Повелительно.
Произнести на одном движении, обозначающем вопрос:
Шапка твоя? При ответе расслабленно наклониться вперед: Да! Повторить движения: Шуба твоя? Да! Затем правую руку резко вытянуть вперед на уровне груди: Получай!, погрозить указательным пальцем правой руки и сделать отрицательный жест слева направо перед собой: Никогда не теряй!
* * *
Можно? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.
Можно войти? — Просительно-вопросительная интонация. Произнести на одном движении, обозначающем вопрос.
Можно, можно, входи!— Утвердительно. Согнутую на уровне груди руку слегка опустить вниз и, описав перед собой полукруг, вернуть к себе.
Повторить упражнение без движений (убрав руки за спину), сохраняя необходимую интонацию.
* * *
Игра «Где?»
Дети стоят по кругу (в центре круга), закрыв глаза. Один ученик прячется. По сигналу учителя дети открывают глаза и определяют, кого нет. Все вопросы и ответы сначала проговаривают учитель и ученики одновременно, а затем только ученики.
Кого нет? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос, затем руки слегка развести в стороны.
Вани нет. — Утвердительно. Руки слегка развести в стороны.
Где Ваня? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.
Ваня тут? — Вопросительно. Указательный жест правой рукой вниз.
Нет, не тут. — Отрицательно. Отрицательные жесты правой рукой перед собой (слева направо).
Ваня там? — Вопросительно. Резкий, указательный жест правой рукой в сторону.
Нет, не там. — Отрицательно. Отрицательный жест правой рукой перед собой (слева направо).
Где Ваня? Где он (она)? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.
Я тут! (Я здесь.) — Радостно. Спрятавшийся ранее ученик вскакивает, подняв правую руку.
Ваня там! — Радостно. Указательный жест, который делает каждый, на этого ученика.
Там? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.
Там, там!.. Там он (она)! Нашли! — Радостно. Все дети кричат, подняв руки вверх.
* * *
Не плачь! — Просительно. Нежно обратиться к стоящему рядом, погладить его.
Не надо, не плачь! — Нежно. Отрицательный жест правой рукой перед собой переходит в ласковое обращение к соседу.
Не плачь! — Повелительно. Резко, требовательно махнуть правой рукой слева направо.
Я сказала, не плачь! — Повелительно. Движение на звуке я переходит в отрицательный жест.
* * *
Как? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.
Так?—Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.
Нет, не так. — Отрицательно. Два отрицательных жеста правой рукой перед грудью слева направо.
А как? — Растерянно. Руки слегка развести в стороны на уровне груди.
Вот так. — Утвердительно. Небольшой резкий взмах правой рукой вверх, затем опустить ее указательным жестом вниз.
* * *
Какая? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.
А__какая! — Восхищенно. Кисти рук поднести к щекам, локти опустить. На лице выражение восторга.
Ой какая! — С отвращением. Небольшой взмах руками вперед от себя («отмахнуться» от чего-то). На лице выражение отвращения.
Красивая! — Восхищенно. Руки немного поднять вверх перед собой и плавно опустить их вниз.
А, какая красивая? — Восхищенно. Совместить движения, описанные выше.
Плохая! — С отвращением. Отмахиваться от чего-то руками (рис. 94).
Ой, какая плохая! — С отвращением. Совместить движения, описанные выше.
* * *
Что? Что у тебя? Вопросительно.
Покажи, что у тебя? Просительно.
Покажи, пожалуйста! Просительно.
Покажи, пожалуйста, Интонация просьбы переходит в вопроситель-
что у тебя? ную.
Что? — Движение, обозначающее вопрос.
Что у тебя? — Движение, обозначающее вопрос, переходит в указательный жест на ученика.
Покажи, что у тебя? — Протянуть вперед правую руку, затем повторить предыдущее движение.
Покажи, пожалуйста! — Протянуть правую руку вперед, затем прижать обе руки к груди.
Покажи, пожалуйста, что у тебя? — Протянуть правую руку вперед: покажи, пожалуйста, затем выполнить движение, обозначающее вопрос, соблюдая переход одной интонации в другую.
Ученики, повернувшись друг к другу, задают вопросы по своему выбору, соблюдая логическое ударение и соответствующую интонацию.
* * *
Извините, вы кто? Интонация просьбы переходит
в вопросительную.
Почему на вас мое пальто? Вопросительно.
Это ваше? Вопросительно.
Очень приятно! Приветливо.
Получите его обратно! Приветливо.
Извините, вы кто? — Правая рука приложена к груди с легким наклоном вперед. Указательный жест на кого-нибудь из учеников переходит в движение, обозначающее вопрос.
Почему на вас мое пальто? — Движение, обозначающее вопрос, переходит в указательный жест на кого-нибудь из учеников, рука, описав полукруг перед собой, возвращается к груди.
Это ваше? — Движение, обозначающее вопрос.
Очень приятно! — Движение на звук чпереходит в движение на слово извините.
Получите его обратно! — Руки протянуть вперед («отдавая» что-то). Повторить текст без движений, сохраняя нужную интонацию.
* * *
Подожди! Повелительно.
Подожди! Просительно.
Подожди! Радостно.
Подождименя! Повелительно.
Подожди меня! Просительно.
Подожди меня! Радостно.
Гдетебя подождать? Вопросительно.
Тут или там? Вопросительно.
Тут тебя подождать? Вопросительно.
Может быть, тут, а может Неопределенно.
быть, там, не знаю.
Подожди! — Рука вытянута вверх в сторону. Слово повторяется три раза с разной интонацией.
Подожди меня! — Повторить движение, соблюдая интонацию и логическое ударение.
Где тебя подождать? — Движение, обозначающее вопрос, переходит в указательный жест правой рукой на одного из учеников.
Тут или там?—Указательный жест вниз, потом в сторону.
Тут тебя подождать?— Все предложение произнести на одном движении, обозначающем вопрос.
Может быть, тут, а может быть, там, не знаю. — Руки слегка развести в стороны, затем указательный жест правой рукой вниз, а потом в сторону, покачать при этом головой и опять развести руки в стороны.
После 2—3 выполнений этого упражнения вместе с учителем ученики задают вопросы друг другу (по кругу) и отвечают на них, соблюдая необходимую интонацию и логическое ударение.
* * *
Подойдите-ка поближе! Просительно.
Да, да, Да, теперь я вижу! Утвердительно.
И. п. — Руки согнуты на уровне груди.
Проговаривая первое предложение, правую руку отвести в сторону и, описав ею полукруг перед собой, вернуться в И. п.
Проговаривая второе предложение, выполнить движение на звук д: да, да, да (на одном движении), затем правую руку вытянуть вперед перед собой на уровне груди: теперь я вижу.
* * *
Что мне делать? Вопросительно.
Как мне быть? Вопросительно.
Отвернулись все ребята. С обидой.
Не хотят со мной дружить. С обидой.
1. Проговаривание текста с движениями.
Что мне делать? — Движение, обозначающее вопрос, переходит в разведение рук в стороны.
Как мне быть? — Выполнить движение, обозначающее вопрос, затем указать на себя и расслабленно опустить руки вниз и наклониться.
Отвернулись все ребята — Слегка повернуть голову влево, затем правой рукой сделать указательный жест на всех ребят.
Не хотят со мной дружить. — Отрицательный жест правой рукой слева направо, затем показать на себя широким движением и протянуть обе руки кому-нибудь из учеников.
2. Повторить упражнения с движениями, затем без них.
3. Ученики задают вопросы друг другу (по кругу), соблюдая нужную интонацию.
* * *
Куда? Остановитесь! Первый Второй
Куда? Куда? Вернитесь! вариант: вариант:
Не смейте убегать! Повелительно Просительно
1. Проговаривание текста с движениями.
Первый вариант
Куда? Остановитесь! — Резко вытянуть правую руку вверх в сторону: Куда? Кистью правой руки сделать движение «стоп»: Остановитесь!
Куда? Куда? Вернитесь! — Те же движения, завершающиеся звательным движением рукой к себе.
Не смейте убегать! — Резкое движение рукой «нельзя», и топнуть ногой.
Второй вариант
Плавным движением вытянуть руку вперед. Звательные движения обеими руками: Куда? Остановитесь! Куда? Куда? Вернитесь!
Отрицательный жест правой рукой на уровне груди: Не смейте убегать!
2. Проговаривание текста без движений с нужной интонацией.
* * *
Не плачь! Не плачь! Просительно.
Куплю калач! Успокаивающе.
Не плачь, дорогой! Просительно.
Куплю другой! Успокаивающе.
Не плачь, не кричи! Сердито.
Куплю три! Сердито.
1. Проговаривание текста с движениями.
Не плачь! Не плачь! Куплю калач! — Нежно погладить товарища и протянуть вперед правую руку (что-то «даем»).
Не плачь, дорогой! Куплю другой! — Нежное движение переходит в указательное движение правой рукой в сторону,
Не плачь, не кричи! Куплю три! — Резкий отрицательный жест правой рукой в сторону повторить дважды, затем движение на звук у (куплю) переходит в нетерпеливый взмах рукой вперед.
2. Проговаривание текста без движений.
* * *
На улице две курицыПовествовательно.
С петухомдерутся. Повествовательно.
Две маленькие девочки. Повествовательно.
Смотрят и смеются: Повествовательно.
— Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!Радостно.
Ой, как жалкопетуха! Жалостливо.
1. Проговаривание текста с движениями.
На улице две курицы — Указательный жест в сторону окна переходит в движение на звук к.
С петухом дерутся — Указательный жест на одного из мальчиков переходит в движение, имитирующее драку.
Две маленькие девочки смотрят и смеются — Указательный жест на одну, затем на другую девочку переходит в плавное движение руки вперед, а затем рука ложится на область диафрагмы.
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! — Обе руки положить на область диафрагмы, имитировать смех.
Ой, как жалко петуха! — Вздохнув, развести руки в стороны.
2. Проговаривание текста без движений.
1.
Чтослучилось? Вопросительно.
Что за крик? Вопросительно.
Кто кричит? Вопросительно.
Ученик. Повествовательно.
С. Михалков
Что случилось? Что за крик? Кто кричит? — Трижды выполнить движение, обозначающее вопрос.
Ученик — Указательным жестом правой руки показать на ученика.
2.
Лена, Лена! Как дела? Звательная интонация переходит
в вопросительную.
Где ты пропадала? Вопросительно.
—В магазине я была, Повествовательно.
Книгупокупала. Повествовательно.
Лена, Лена! — На каждое слово резко вытянуть руки вверх.
Как дела? — Движение, обозначающее вопрос.
Где ты пропадала? — Движение, обозначающее вопрос (Где ты), переходит в разведение рук в стороны: пропадала?
В магазине я была, книгу покупала. — Правой рукой указать вдаль, затем на себя указательным жестом, потом протянуть руки вперед.
Учащиеся поворачиваются друг к другу и проговаривают оба текста. При вопросах и ответах ученики соблюдают соответствующую интонацию и логическое ударение.
* * *
Сказала тетя: Повествовательно.
—Фи, футбол! Восклицательно, с оттенком брезгливости.
Сказала мама: Повествовательно.
—Фу, футбол! Восклицательно, с оттенком пренебрежения.
Сестра сказала: Повествовательно.
—Ну, футбол! Восклицательно, с оттенком растерянности.
А я ответил: Повествовательно.
—Во, футбол! Восклицательно, радостно.
Г.Сапгир
1. Проговаривание стихотворения с движениями.
Сказала тетя: — Движение на звук с переходит в указательный жест вперед правой рукой.
Фи, футбол! — Всем корпусом слегка податься назад, цуки согнуть, пальцы слегка растопырить, на лице выражение брезгливости, правой ногой имитировать удар по мячу.
Сказала мама: — Движение на звук с переходит в нежное поглаживание правой рукой левую.
Фу, футбол! — Правой рукой махнуть вперед, а затем «ударить» правой ногой по воображаемому мячу.
Сестра сказала: — Движение на звук с, только более длительное.
Ну, футбол! — Руки развести в стороны, пожать плечами и «ударить» ногой по воображаемому мячу.
А я ответил — Указательный жест на себя, затем легкий взмах правой рукой вперед.
Во, футбол! — Вытянуть немного вверх правую руку и «ударить» ногой по воображаемому мячу.
2. Проговаривание стихотворения построчно (по кругу) — строчка на одного ученика.
3. Чтение стихотворения наизусть без движений, убрав руки за спину.
* * *
Громко спорят две лягушки — Повествовательно.
Ктоиз них красавица? Вопросительно.
Ква-ква, Повествовательно.
Ква-ква-ква. Повествовательно.
Каквам это нравится? Вопросительно.
В. Лифшиц
1. Проговаривание стихотворения с движениями с сохранением в голосе соответствующей интонации и логического ударения.
Громко спорят две лягушки — Руки развести вверх в стороны. Наверху один раз потрясти кулаками: Громко, перевести руки в движение на звук с, не опуская рук вниз, развести их немного в стороны, растопырив пальцы, и покачаться туловищем вправо-влево, переступая с ноги на ногу.
Кто из них красавица? — Движение на звук к, и сразу правой рукой указать вперед, затем согнуть руки на уровне груди, локти опустить и на уровне груди сделать волнообразное движение — правой рукой в правую сторону, левой рукой — в левую, через стороны опустить руки вниз.
Ква-ква — Размеренно прыгнуть два раза вправо-влево на обе ноги, чуть присев и растопырив руки в стороны.
Ква-ква-ква — Повторить прыжки побыстрее вправо-влево-вправо.
Как вам это нравится? — Выполнить движение, обозначающее вопрос.
2. Чтение стихотворения после двух-трехкратного произнесения с движениями, без движений с соблюдением необходимой интонации и логического ударения.
* * *
Бабка охает и стонет: Страдание.
Ой! Белье мое утонет. Отчаяние.
Ой! Попала я в беду. Отчаяние.
Ой! Спасите! Пропаду! Просьба.
С. Михалков
1. Проговаривание стихотворения с движениями.
Бабка охает и стонет. — Расслабленное с наклоном вперед движение переходит в следующее: ладони рук поднести к щекам, после чего выполнить движение на звук с.
Ой! Белье мое утонет. — Обхватить руками голову, на лице выражение отчаяния, затем слегка развести руки в стороны и опустить их вниз.
Ой! Попала я в беду. — Обхватить голову руками, затем согнуть их на уровне груди, локти поднять, пальцы сжать в кулаки, резко ударить кулаками одновременно в стороны, затем расслабленно опустить руки вниз, нагнувшись вперед (рис. 95).
Ой! Спасите! Пропаду! — Обхватить голову руками, затем вытянуть их вверх в стороны, а потом прижать к груди: на лице — выражение отчаяния, в голосе — мольба.
2. Чтение стихотворения наизусть без движений с соблюдением необходимой интонации и логического ударения.
* * *
Раз, два — С перечислением
в варежке дыра. Повествовательно.
Три, четыре — С перечислением
что же делать Ире? Вопросительно.
Пять, шесть — С перечислением
иголка есть. Утвердительно.
Семь, восемь — С перечислением
бабушку попросим. Просительно.
Девять, десять — С перечислением
кончена игра. Повествовательно.
Делать все самой пора. Повелительно.
Г. Сапгир
1. Проговаривание стихотворения с движениями, выделением голосом логического ударения и соблюдением соответствующей интонации.
Раз, два — в варежке дыра. — Два шага в центр круга, протянуть левую руку вперед ладошкой кверху, затем указательным пальцем правой руки «нарисовать» на ладошке левой руки кружочек («дырку»).
Три, четыре — что же делать Ире? — Еще два маленьких шага в круг. Выполнить движение, обозначающее вопрос. Развести руки немного в стороны, а затем одной рукой указать на девочку.
Пять, шесть — иголка есть. — Еще два маленьких шага в круг, затем вытащить из нагрудного кармана иголку, держа ее пальцами в вытянутой руке, подавать кому-либо.
Семь, восемь — бабушку попросим. — Еще два шага в круг, расслабленно опустить руки вперед вниз.
Девять, десять — кончена игра. — Еще два шага в круг, резкий отрицательный жест правой рукой слева направо.
Делать все самой пора. — Правой рукой сделать собирательный жест перед собой на слове все, затем указательный жест правой рукой перед собой.
2. Разделиться на две группы. Проговаривать строчки по очереди: одна группа первую строчку, другая — вторую и т. д. Последнюю строчку сказать хором сначала с движениями, а потом и без них.
* * *
Катит лыжа впереди. Повествовательно.
Я — за лыжей позади. Повествовательно.
Я кричу ей: Погоди!Восклицательно.
Лыжа, лыжа,Звательная переходит
не кати! в восклицательную.
Я кричу ей: Хватит!Восклицательно.
А она все катит. Повествовательно.
Правуюлыжу Повествовательно.
Я уже не вижу. Повествовательно.
Э. Мошковская
1. Проговаривание стихотворения с движениями, выделить голосом интонацию и логическое ударение.
Катит лыжа впереди. — Руки убрать за спину, чуть нагнуться вперед, выполнять движение то правой, то левой ногой («катаемся»), затем руку от уровня груди плавно вытянуть вперед.
Я — за лыжей позади. — Указательное движение на себя переходит в следующее движение: правой ногой вперед (продолжаем «кататься»), а правой рукой показать назад за плечо.
Я кричу ей: Погоди! — Указательный жест на себя переходит в следующее движение: правую руку вытянуть вперед, корпус наклонить вперед, сделать призывный жест рукой.
Лыжа, лыжа, не кати! — Еще дважды повторить призывный жест правой рукой, после чего — отрицательный жест перед грудью (не кати).
Я кричу ей: Хватит! — См. выше описание движений на словах Я кричу ей: Погоди!
А она все катит. — Правой рукой указать вперед, затем сделать плавный «выезд» на правой ноге вперед.
Правую лыжу я уже не вижу. — Наклониться вперед, показать на правую лыжу. Указательный жест на себя, который переходит в отрицательный жест головой, правую руку при этом поднять к глазам, сделав козырек (посмотреть вдаль).
2. Повторение стихотворения без движений.
а) Сначала учитель предлагает ученикам, опираясь только на собственное слуховое восприятие (сам он в момент собственной речи поворачивается к учащимся спиной), узнать и повторить сказанную им строчку стихотворения.
б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продолжают дальше, сохраняя в речи нужную интонацию и логическое ударение.
* * *
О чемпоют воробушки Вопросительно.
В последний день зимы? Вопросительно.
Мы выжили! Радостно.
Мы дожили!Радостно.
Мы живы! Живы,мы! Радостно.
В. Берестов
1. Проговаривание стихотворения с движениями.
О чем поют воробушки — На одном движении, обозначающем вопрос.
В последний день зимы? — Расслабленный наклон вперед. Выпрямиться и выполнить движение на звук з.
Мы выжили! — Прыжок на двух ногах вправо, одновременно вытянуть руки вверх в стороны, кричать громко, радостно.
Мы дожили! — Повторить упражнение с прыжком влево.
Мы живы! Живы мы! — Выполнить два предыдущих упражнения с прыжками вправо и влево.
2. Повторение стихотворения без движений.
а) Учитель поворачивается спиной к ученикам и предлагает им, опираясь на слуховое восприятие, узнать и повторить сказанную им строчку стихотворения.
б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продолжают дальше, соблюдая соответствующую интонацию и логическое ударение.
* * *
Скворец туда! Восклицательно-
Скворец сюда! указательно.
Вода!С отчаянием.
Вода!С отчаянием.
Беда! С отчаянием.
Кругом — вода! С отчаянием.
Куда лететь? Куда лететь? Вопросительно.
Гдежить? Вопросительно-
Где петь? растерянно.
С. Михалков
1. Проговаривание стихотворения с движениями с соблюдением интонации и логического ударения.
Скворец туда! Скворец сюда! — Вытянуть правую руку вверх в сторону указательным движением, левую руку отвести в сторону и звательным жестом вернуть к себе.
Вода! Вода! Беда! — Движение на звук в правой, затем левой рукой. Расслабленно наклониться вперед.
Кругом — вода! — Руки согнуть на уровне груди, локти опустить, вытянуть руки вперед, а потом развести их в стороны.
Куда лететь? Куда лететь? — Движение, обозначающее вопрос, выполнить дважды.
Где жить? Где петь? — Руки слегка разведены в стороны, на лице выражение растерянности.
2. Повторение стихотворения без движений.
Учитель, повернувшись спиной к ученикам, произносит ту или иную строчку стихотворения. Ученики воспринимают текст на основе слухового восприятия и повторяют услышанное.
* * *
Маленький бычок, Повествовательно.
Желтенький бочок, Повествовательно.
Ножками ступает, Повествовательно.
Головой качает. Повествовательно.
Где же стадо? Вопросительно.
М__у! М__у! Жалобно.
Оченьскучно одному. Печально.
В. Берестов
1. Проговаривание стихотворения с движениями.
Маленький бычок. — Чуть присев, опустить правую руку близко к полу: маленький.
Желтенький бочок. — Движение на звук ж переходит в поглаживание своего бока.
Ножками ступает. — Переступить на одном месте с ноги на ногу.
Головой качает. — Чуть наклонить голову вперед и слегка покачать ею слева направо.
Где же стадо? — Движение, обозначающее вопрос.
М__у!М__у!- Движение на звук м переходит в движение на звук у.
Очень скучно одному:— Движение на звук ч переходит в движение на звук у.
2. Чтение стихотворения без движений.
* * *
Ходит Леночка, вздыхая. Повествовательно.
Что с тобою? Вопросительно.
— Я плохая!С сожалением.
Я ногой толкнула кошку. С сожалением.
На пол бросила картошку. С сожалением.
Кашуманную не ела. С сожалением.
Быть хорошей надоело!Восклицательно.
З. Александрова
1. Проговаривание стихотворения с движениями.
Ходит Леночка, вздыхая — Два шага в круг, указательный жест рукой на кого-нибудь из детей, утрированно вздохнуть.
Что с тобою? — Движение, обозначающее вопрос, переходит в указательный жест на кого-нибудь из детей.
Я плохая! — Указательный жест на себя, затем правой рукой отмахнуться от чего-то.
Я ногой толкнула кошку. — Движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение правой рукой перед собой, имитирующее поглаживание кошки.
На пол бросила картошку. — Указательный жест правой рукой на пол, а потом движение, имитирующее бросание.
Кашу манную не ела. — Движение на звук к переходит в движение на звук м, а затем в естественный отрицательный жест правой рукой.
Быть хорошей надоело! — Расслабленное движение с наклоном вперед переходит в движение правой рукой в сторону, как бы показывая недовольство.
2. Повторение стихотворения без движений.
а) Учитель поворачивается спиной к ученикам и предлагает им, опираясь на слуховое восприятие, узнать и повторить сказанную им строчку стихотворения.
б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продолжают дальше, соблюдая соответствующую интонацию и логическое ударение.
* * *
Маша варежку надела. Повествовательно.
Ой, кудая пальчик дела? Вопросительно-растерянно.
Нету пальчика, пропал. Повествовательно.
В свой домишко не попал. Повествовательно.
Маша варежку сняла. Повествовательно.
Поглядите-ка, нашла! Удивленно.
Ищешь, ищешь и найдешь! Удивленно.
Здравствуй, пальчик, как
живешь? Радостно.
Н. Саконская
1. Проговаривание стихотворения с движениями.
Маша варежку надела. — Указательный жест, направленный на девочку, затем движение, имитирующее надевание варежки.
Ой, куда я пальчик дела? — Руки развести в стороны, затем движение, обозначающее вопрос.
Нету пальчика, пропал. — Отрицательно покачать головой, указать на большой палец левой руки и слегка развести руки в стороны.
В свой домишко не попал. — Правой рукой обрисовать контур вокруг большого пальца и отрицательно покачать головой.
Маша варежку сняла. — Указательный жест, направленный на девочку, и естественное движение — «снять» варежку.
Поглядите-ка, нашла! — Протянуть руку вперед, показывая большой палец.
Ищешь, ищешь и найдешь! — Естественным движением оглянуться по сторонам вправо-влево, а потом вытянуть руки вперед, как бы предлагая на них посмотреть.
Здравствуй, пальчик, как живешь? — Чуть наклониться к большому пальцу (как бы здороваясь с ним), затем выполнить движение, обозначающее вопрос.
2. Чтения стихотворения без движений с сохранением нужной интонации и логического ударения.
* * *
У Кирюши петушок. Повествовательно.
Петь умеет хорошо. Повествовательно.
Ну, а как? Вопросительно.
А вот так: — Кирюша! Радостно-восклицательно.
Петушок с ладошки Повествовательно.
Клюет крошки. Повествовательно.
Он немножко поклюёт Повествовательно.
И «спасибо» запоет. Повествовательно.
Ну, а как? Вопросительно.
А вот так: — Кирюша! Радостно-восклицательно.
Убежит Кирюша в сад. Повествовательно.
Петушок зовет назад. Повествовательно.
Ну, а как? Вопросительно.
А вот так: — Кирюша! Радостно-восклицательно.
1. Проговаривание текста с движениями.
У Кирюши петушок петь умеет хорошо. — Правой рукой указать на ученика; затем движение на звук е, только выполнить более широко.
Ну, а как? — Движение, обозначающее вопрос.
А вот так: — Кирюша! — Резкое указательное движение правой рукой вперед, затем правую ладошку поднести ко рту (как часть рупора): Кирюша__!
Петушок с ладошки — Вытянуть левую руку вперед ладошкой вверх и указать на нее правой рукой.
Клюет крошки. — Слегка наклонить голову к протянутой ладошке.
Он немножко поклюет — Правой рукой указательный жест вперед, затем собрать пальцы в щепотку.
И «спасибо» запоет. — Движение на звук с, только более длительно.
Ну, а как? — Движение, обозначающее вопрос.
Убежит Кирюша в сад. — Правую руку согнуть на уровне груди, затем, вытянув ее, указать вдаль.
Петушок зовет назад. — Естественное движение «позови».
Ну, а как? А вот так: — Кирюша! — Описанные выше движения на эти предложения.
2. Повторение текста без движений.
а) Учитель поворачивается спиной к ученикам и предлагает, опираясь на слуховое восприятие, узнать и повторить сказанную им строчку текста.
б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продолжают дальше, соблюдая соответствующую интонацию и логическое ударение.
* * *
Скачут побегайчики — Повествовательно.
Солнечные зайчики. Повествовательно.
Мы зовем их — не иду. Повествовательно.
Были тут — и нет их тут. Удивленно.
Прыг, прыг по углам. Повествовательно.
Были там — и нет их там. Удивленно.
Где же зайчики? Ушли. Вопросительно-растерянно.
Вы нигде их не нашли? Вопросительно.
1. Проговаривание текста с движениями.
Скачут побегайчики — солнечные зайчики. — Пальцем правой руки указывать вправо, затем влево (движение на каждое слово), выделяя взмахом руки ударный слог.
Мы зовем их— не идут. — Указать на всех ребят широким жестом, затем правой рукой описать перед собой полукруг и вернуть руку к себе («зовем»). Отрицательный жест перед собой (не идут).
Были тут — и нет их тут. — Правой рукой указать в центр круга, затем отрицательное движение перед собой, а потом снова указать рукой в круг (рис. 96).
Прыг, прыг по углам. — Прыжок на двух ногах вправо, затем влево. Указательный жест правой рукой в угол.
Были там — и нет их там. — Указать правой рукой вдаль, отрицательный жест перед собой, затем опять указать вдаль.
Где же зайчики? — Руки слегка развести в стороны, затем движение, обозначающее вопрос.
Ушли. — Правой рукой провести перед собой, на лице расстроенное выражение.
Вы нигде их не нашли? — Указательное движение на детей, затем движение, обозначающее вопрос, покачать немного головой и сделать отрицательный жест рукой.
2. Читать текст по строчке, двигаясь по кругу.
3. Повторить текст без движений.
* * *
Мама! Мама! Посмотри!Просительно.
Я пускаю пузыри. Повествовательно.
Желтый, красный, голубой. С перечислением.
В каждом я и ты со мной. Повествовательно.
Посмотри-ка,посмотри! — Восклицательно-просительно.
Просит маму Галка. Повествовательно.
Ой, а гдеже пузыри? Удивленно-вопросительно.
Лопнули, как жалко. Жалобно.
Ф.Бобылев
1. Проговаривание стихотворения с движениями.
Мама! Мама! Посмотри! — Вытягивать вверх в сторону то правую (Мама!), то левую (Мама!) руку, затем поднять обе руки вверх: Посмотри!
Я пускаю пузыри. — Движение на звук я переходит в движение на звук у, после чего руки развести в стороны, описать ими форму пузыря и опустить вниз.
Желтый, красный, голубой. — Движение на звук ж переходит в движение на звук а, а затем наклониться вправо с поднятыми вверх руками.
В каждом я и ты со мной. — Правой рукой указать на круг, потом на себя, затем на одного из учеников и широким движением опять на себя.