Можно ли говорить, держа в руках ручку?
Это может показаться глупым или неважным, но не проходит недели, чтобы кто-нибудь из студентов не спросил меня, можно ли во время выступления держать ручку. Большинство людей утверждают, что им легче и они меньше нервничают, если держат ручку в руках.
Кто я такой, чтобы исключать средство, помогающее людям почувствовать себя увереннее и спокойнее во время выступления? Каждый должен использовать все ресурсы, находящиеся в его распоряжении, чтобы облегчить себе труд. Ясно, что если вы можете говорить, когда ваши руки свободны, ваше выступление, возможно, будет более действенным. Но если вы чувствуете, что с каким-либо предметом в руках вы обретаете уверенность и достигаете лучшего результата, идите и выступайте с чем угодно. Не так давно я обучал одного студента, руководящего работника высшего звена в одной швейцарской финансовой компании, который хорошо выступал только в том случае, если держал в руках ручку. Я перепробовал несколько упражнений без ручки, но безрезультатно. С этим предметом в руках человек просто преображался. В настоящее время он делает превосходные выступления, но всегда с помощью своего маленького психологического костыля. Однако это крайний и редкий случай, поскольку хотя некоторые люди действительно предпочитают говорить, держа ручку или карандаш в руках, обычно их не слишком беспокоит перспектива выступать без любимого инструмента.
Все зависит от контекста
Чтобы выяснить, можно ли держать ручку или какой-то другой предмет во время речи, проанализируйте контекст своего выступления. Например, если вы произносите речь, используя в качестве наглядного пособия белую доску, на которой пишут фломастерами, и держите в руке такой фломастер, то вообще не будет никакой проблемы, потому что этот фломастер – естественный элемент контекста вашего выступления. Если вы должны читать этот же доклад, но в руках у вас будет шариковая ручка, это уже не будет соответствовать контексту (поскольку вы ничего не сможете написать на доске такой ручкой) и может отвлекать слушателей. Однако вы можете держать в руках шариковую ручку, если сидите за столом, потому что ею можно делать заметки и она прекрасно вписывается в общий контекст.
Иногда мы должны говорить и одновременно держать в руках несколько предметов – лазерную указку, микрофон, папку с бумагами и блокнот. Даже если у вас заняты руки, можно сделать доклад, не отвлекая внимание аудитории, если все эти предметы впишутся в общий контекст.
Хотя традиционной указкой пользуются все реже и реже из-за удобства лазерных указок, она еще просуществует много лет. Она является предметом, который представляет собой естественную часть общей атмосферы выступления, однако некоторые ораторы размахивают указкой как дирижерской палочкой, отвлекая тем самым своих слушателей. Показав нужную информацию на доске или экране, положите указку на стол, если вы не собираетесь снова пользоваться ею. Это избавит вас от злоупотреблений указкой и поможет людям сосредоточиться на вашем сообщении.
Помните также, что вы должны сделать все, что в ваших силах, чтобы ваши руки оставались свободными, чтобы никакие предметы не ухудшали качество вашего выступления, если они не являются составляющими контекста.
Как избавиться от тиков
Когда я ходил в школу, один из наших учителей был настоящим объектом лотереи для учеников.
В тот день, когда у нас по расписанию были его уроки, никто из моих одноклассников не приносил в класс футбольных билетов, мраморных шариков, волчков, плакатов с голыми женщинами – все делали ставки. Победителем оказывался тот, кто наиболее точно предсказывал, сколько раз этот учитель скажет «Правильно?» за урок. В лучшие дни он мог вставлять это «Правильно?» через предложение. Не нужно объяснять, что ученики были настолько сосредоточены на учительских «Правильно?», что самому предмету внимания почти не уделяли. Мы выходили из класса, совершенно не представляя, о чем же нам только что рассказывали на уроке. Мы должны были идти домой и сами разбираться в предмете, о котором не имели никакого понятия.
Я привожу этот пример, потому мы никогда не забываем своей первой встречи с речевым тиком. Позднее я познакомился и с другими обладателями выраженных речевых тиков, которые могли стать настоящим казино для своих потенциальных учеников.
«Правильно?» – это всего лишь один представитель огромного семейства тиков, к которому принадлежат «ОК?», «Видите?» и «Все понятно?». Говоря о речевых тиках, я буду постоянно упоминать «Правильно?», но все сказанное мной можно отнести к любому из таковых.
Самое интересное, что речевые тики есть у большинства людей, но они просто не осознают этого.
На моих курсах словесного выражения, если я вижу такие тики у своих студентов, я записываю слово-паразит на листке бумаги, складываю его и вручаю «счастливому обладателю», чтобы тактично привлечь его внимание к данному факту. Многие смотрят на меня в удивлении и спрашивают, когда именно в своем выступлении употребили это выражение. Они оказываются застигнутыми врасплох, когда я сообщаю, что они регулярно использовали его на протяжении всей речи. Прежде чем они успевают завалить меня вопросами, я предлагаю им подождать и просмотреть видеозапись их выступления.