Почему у нас возникают трудности со слушанием

Существуют громадные различия между тем, чтобы слушать и слышать. Способность слышать – это всего лишь биологическая функция, которая не требует существенных усилий со стороны головного мозга, тогда как слушание предполагает интеллектуальное напряжение, поскольку мы должны интерпретировать и оценивать услышанное, а также отреагировать на сообщение. (Некоторые писатели заявляют прямо противоположное: то, что для нас способность слышать, для них – слушание, и наоборот.) Здесь важно то, что мы будем анализировать акт слушания, который требует функционирования и действий со стороны мозга.

Слова никогда не успевают за мыслями

Различные исследования показали, что скорость наших мыслительных процессов в четыре раза превосходит скорость устной передачи слов. Подумайте, как простаивает ваш мозг, когда вы слушаете чье-то выступление. Оратору требуется одна минута на произнесение того, что мы можем понять за пятнадцать секунд. Это означает, что мы теряем сорок пять секунд на отступления от того, что говорит оратор. Поэтому нам часто становится скучно и мы перестаем слушать, что говорят. Это различие в скоростях мыслей и слов может объяснить, почему люди в общем получают гораздо больше удовольствия от говорения, а не от слушания.

Наши уши эгоистичны

Наш слух избирателен. Мы обращаем внимание на ту информацию, которая полезна для нашего дела и интересов, и отключаемся, если говорят о вещах, не имеющих отношения к нашим проблемам. Чем опытнее мы становимся, тем более капризным и придирчивым делается наш слух. Когда кто-то заводит беседу, мы уже с первых слов понимаем, что он намерен сказать, и погружаемся в свои собственные мысли, не обращая внимания на сообщение.

Мы выносим скоропалительные суждения относительно слов, которые слышим, и искажаем их

Когда мы слышим некое послание или даже одно слово, идущее вразрез с нашим образом мыслей, то независимо от намерений говорящего мы запускаем оборонительный процесс, в ходе которого мысленно начинаем прорабатывать идеи, опровергающие докладчика, критиковать сообщаемую нам информацию, пытаемся предсказать входящие идеи и опровергнуть их. Ясно, что наши новые гипотезы не всегда правильны, благодаря этому скачкообразному переходу к выводам мы зачастую искаженно интерпретируем полученную информацию.

Окружающая среда может отвлекать

Все, что нас окружает, вредит нашей концентрации. Расположение стульев, температура в зале, кашляющий сосед, шумные машины и оборудование за пределами лекционного зала могут отвлекать нас и мешать следить за рассуждениями оратора. Подчас даже тяжелое дыхание сидящего позади нас человека может направить наши мысли в совершенно иное русло. Независимо от того, насколько благоприятны и идеальны условия, всегда найдутся причины, чтобы прекратить слушать.

Слушание – это тяжелая работа

Мы уже увидели, что слушание представляет собой активный навык, требующий концентрации и интеллектуальных усилий. Однако большинство людей предпочитает оставаться в своей зоне комфорта, пассивно пользоваться своим слухом, не анализировать и не интерпретировать сказанное. В такой ситуации мы почти всегда притворяемся, что уделяем внимание оратору, но на самом деле думаем о других вещах. Нам часто приходится говорить с людьми, которые «отключились»; для них характерен безжизненный взгляд, демонстрирующий, что их тело присутствует здесь, но дух витает где-то далеко.

Почему важно слушать

Даже тот простой факт, что бо́льшую часть наших знаний мы почерпнули, слушая других людей, оправдывает концентрацию усилий, направленных на то, чтобы слушать лучше. Исследования С. Мосса и С. Таббса показывают, на что мы тратим время бодрствования: 17 % уходят на чтение, 16 % – на разговоры, 14 % – на написание, и 53 % – на слушание.

То, как мы слушаем, может иметь решающее значение для нашего профессионального успеха и качества личных отношений. Люди, у которых есть трудности со слушанием, не очень продуктивны на работе и сталкиваются с проблемами в общении с окружающими. Например, если вы должны пройти отбор при приеме на работу, тот факт, что вы умеете слушать, поможет вам определить, каковы намерения компании и чего она ожидает от вас.

Как научиться слушать лучше

Чтобы улучшить свои навыки слушания, запомните несколько простых правил. Результаты окажутся превосходными.

Попытайтесь понять, прежде чем интерпретировать или критиковать

Исходный этап улучшения слушания состоит в том, чтобы избегать интерпретации и критики сообщения, прежде чем говорящий закончит свою речь или прежде чем вы поймете ее. Первые несколько попыток, возможно, обескуражат вас, потому что конечный результат может существенно отличаться от того, что вы ожидали изначально, а слушание окажется не сто́ящим затраченных усилий. Однако со временем вы осознаете, что в ряде случаев вы ошибались и ваше суждение о ситуации было ложным.

Оценивайте свое понимание количественно

Тот факт, что наше слушание в общем является пассивным, означает, что мы почти никогда не пытаемся выяснить, сколько из сказанного нам удалось запомнить.

Вот хорошее упражнение на улучшение качества слушания: попытайтесь отследить, какую информацию вы услышали и какую часть из нее смогли запомнить. Со временем объем запомненной информации будет увеличиваться, а наши навыки слушания естественным образом улучшатся.

В течение нескольких дней пытайтесь мысленно возвращаться к тому, что люди сказали вам, каковы были их намерения и как вы вели себя, слушая их.

Делайте заметки

Хороший метод обучения концентрации на той информации, которую мы слышим, заключается в том, чтобы делать заметки по темам выступления, которые кажутся нам наиболее важными. Ясно, что это упражнение следует приберечь для докладов, уроков и конференций (и хотя это может показаться невероятным, но мне доводилось встречать людей, делающих заметки во время неформальных бесед).

Немного дистанцируйтесь от самого себя

Мы обычно настолько беспокоимся о самих себе, что напрочь забываем об окружающих, существование которых нужно признавать и учитывать. Чтобы улучшить свои навыки слушания, попытайтесь принимать людей такими, какие они есть, а не такими, какими вам хотелось бы их видеть. Осознайте, что некоторые ваши мнения могут оказаться ошибочными, и истолкуйте сомнение в пользу окружающих. Подготовьтесь упорно работать над этим, потому что всегда возникает искушение сдаться и снова сосредоточиться на самих себе.

Драматизация

Возможно, это один из самых противоречивых аспектов коммуникации. Его изучение рождает жаркие споры, а выводы не всегда являются единодушными.

В моей магистерской диссертации «Влияние страсти оратора на процесс завоевания аудитории», опубликованной на португальском языке издательством «Editora Saraiva», я сравнивал отрывки из «Риторики» и «Поэтики» Аристотеля и Institutio Oratoria Квинтилиана, чтобы выяснить, в какой мере драматизация является частью публичного выступления.

Вот что об этом говорил Аристотель в IV веке до н. э.: «Стиль выражает страсть, когда, при наличии ярости, выражает эмоцию разгневанного человека; если поступок нечестивый и постыдный, то допустим тон человека, полного негодования и не желающего говорить. Если идет речь о высоких вещах, то слова должны выражать восхищение. Если что-то достойно сострадания, то следует употребить слова смирения. То же самое справедливо и для других случаев. В убедительность вносит вклад стиль, подобающий теме. В этом случае слушатели ошибочно заключают, что оратор выражает истину, потому что в подобных обстоятельствах люди чувствуют то же самое, что, как им кажется, чувствует оратор; и даже если это не так, аудитория думает, что все обстоит именно так, как говорит оратор. Добавьте к этому тот факт, что слушатели разделяют чувства оратора, который говорит с пафосом, даже если в его аргументах нет ничего. Именно поэтому многие ораторы ошеломляют слушателей, просто производя шум»[5].

Как мы видим, тот факт, что Аристотель описывал драматизацию, не означает, что он проповедовал подобное поведение. Мы тоже не можем взять на вооружение эти принципы, потому что любой, кто игнорирует этику, подрывает самый важный принцип хорошей коммуникации, заключающийся в том, чтобы говорить правду. Вот что пишет по этому поводу Квинтилиан в своем произведении Institutio Oratoria: «Будет ли горевать тот, кто не найдет и следов горя в словах, с помощью которых я попытаюсь заставить его горевать? Впадет ли он в гнев, если оратор, пытающийся разжечь в нем гнев, демонстрирует полное отсутствие той эмоции, которую требует от своих слушателей? Прольет ли он слезы, если глаза просителя останутся сухими? Это совершенно невозможно. Гореть может только огонь, и лишь влага может быть мокрой, и одна вещь не может передать свой цвет другой. Соответственно, первый самый важный принцип заключается в том, что в нас должны преобладать те чувства, преобладание которых мы хотели бы видеть у судьи, и что сначала мы должны быть растроганы сами, и лишь потом мы можем пытаться растрогать других»[6].

Наблюдая примеры этих исключительных людей, справедливо заключить, что мы можем и должны разыгрывать послание, которое передаем в своей речи, если хотим выразить свои истинные намерения. Будьте правдивы, но, помимо этого, всегда драматизируйте свое послание таким образом, чтобы вы казались правдивым в глазах слушателей, поскольку бессмысленно говорить правду людям, если они не верят вашим словам.

Синтез и объективность

Сказать все, что необходимо, только то, что необходимо, и ничего более – трудная задача, но мы всегда должны стремиться к этому. Когда человек овладел искусством речи и научился контролировать свои действия, а аудитория реагирует положительно, он будет нарасхват.

Наши рекомендации