Какие трудности возникают у людей, пользующихся голосом как профессиональным инструментом?

На что чаще всего «жалуются»?

На то, что голос:

- быстро устает, не выдерживает нагрузки, невыносливость голоса;

- «пропадает» в ответственный момент, глохнет или дрожит;

- недостаточно громкий, не «пробивает» аудиторию;

- недостаточно гибкий для того, чтобы выразить желаемую эмоцию, настроение;

- «невнятный», недостатки дикции и артикуляции;

- не устраивает темп речи (чересчур быстрый или чересчур медленный);

- не устраивает высота речи (голос слишком «тонкий» или слишком «грубый»);

- неприятие звучания собственного голоса как такового («Кузнец, кузнец, выкуй мне новый голос!»).

Как правило, все эти трудности взаимосвязаны и взаимозависимы.

Почему голос устает, и как повысить его надежность?

Основные причины утомляемости голоса:

- недостаточная тренированность голосовых мышц, участвующих в процессе звукоизвлечения;

- нарушение естественного алгоритма дыхания;

- в работу голоса не вовлечено тело, и голосовые связки перегружены, выполняя «чужую работу»;

- так называемые «зажимы», обусловленные психологическими проблемами, возникающие в теле и встающие на пути звука;

- дикционные и артикуляционные трудности, являющиеся препятствием свободного звукообразования.

Голосовой фитнес

Вопрос тренировки голосовых мышц решается буквально, путем «голосового фитнеса». Проконсультировавшись со специалистом, надо выяснить, какие именно мышцы нуждаются в развитии, и «качать», пользуясь упражнениями, разработанными для наружных и внутренних мышц гортани, для мышц, участвующих в дыхании, для языка, губ и т.д. Даже после выполнения короткого комплекса артикуляционной гимнастики практически у всех в первое время обычно возникает ощущение «жжения», усиления кровообращения, точно так же, как и после физических упражнений, направленных на развитие мускулатуры тела. Что говорит о том, насколько мало мы нагружаем в обычной речи мышцы, необходимые для полноценного звучания. Разработка одних мышц поможет силе и правильному формированию звука, тренировка других — артикуляционной четкости и коррекции дефектов дикции.

Одной из главных мышц, отвечающих за силу голоса, является диафрагма, центральная мышца нашего тела, отделяющая органы дыхания от органов пищеварения. Древние греки называли ее «френ», и то же слово обозначало такие понятия, как «душа», «сознание», «дух», «ум», «рассудок», что говорит о том, какое значение придавалось диафрагме. Диафрагма — это и есть та самая «опора», откуда голос черпает свою силу. У людей, чьим рабочим инструментом является голос, диафрагма всегда «накачана», тверда, как камень.

Мало кому известно, что работа певца по энергозатратам приравнивается к работе грузчика, а у кого должен быть лучше развит голосовой аппарат — вокалиста или у оратора — это еще вопрос! Чтобы проверить, насколько важна диафрагма для звукоизвлечения, проведите следующий эксперимент. Максимально расслабьте живот, контролируя рукой, насколько он сохраняет мягкость; после этого попробуйте издать звук… При малейшей попытке сделать звук погромче вы почувствуете, как напрягается ваша диафрагма! Как узнать, что ваша диафрагма работает хорошо? Положите себе руку на живот в тот момент, когда вас «разбирает смех»: в этот момент диафрагма максимально напрягается, посылая воздух (звук) импульсами. Это естественная, непроизвольная работа диафрагмы. Вы можете «устать смеяться», но устанут именно нетренированные мышцы живота, но никак не голос, как бы громко он ни звучал. Как выработать правильный алгоритм работы диафрагмы для речи? Предлагаю вам простое упражнение, которое можно делать стоя и лежа, с утра, перед сном или даже по дороге на работу. Медленно и глубоко дышите, положив одну руку на грудь (следя за тем, чтобы она не поднималась), а другую — на живот. На вдохе живот (вместе с диафрагмой) подается вперед и вниз (раздувается), на выдохе — втягивается внутрь и вверх, под ребра. Когда это упражнение будет получаться у вас свободно и естественно и, в конце концов, «встроится» в речь, это существенно усилит ваш голос и сделает его более управляемым. Кроме того, во время упражнения вы массируете ваши внутренние органы, и, уверяю вас, они скажут вам за это «спасибо».

Основа любого звука — это дыхание. Можно даже сказать, что голос — это озвученное дыхание: в звукоизвлечении используются те же самые органы, что и в дыхательном процессе. Но, увы, мы не используем нашу дыхательную систему даже на одну треть, дыхание у нас часто стеснено, зажато, что оказывает негативное влияние не только на голос, но и на наше физическое и психологическое здоровье. Особенно характерно проявляются дыхательно-голосовые зажимы в стрессовых ситуациях: иногда мы буквально физически ощущаем, как нам «не хватает воздуха», а голос звучит сдавленно, глухо и быстро устает. Глубокое брюшное дыхание — прекрасный «антистресс», практический инструмент для восстановления и поддержания ровного, спокойного состояния, «владения собой». Если вам необходимо перед выступлением быстро найти правильный баланс тело-дыхание-голос, проделайте простое упражнение. Встаньте прямо и, если есть возможность, широко раскиньте руки. Представьте себе, что вы из душного вагона выходите прямо на берег моря. Вдохните воздух так, чтобы свежий ветер и запах моря разом наполнили не только легкие, но и все ваше тело. Сделайте несколько вдохов с произвольным выдохом. Если это у вас легко получается, потренируйте выдох. Выдох, устанавливающий правильную позицию для звучания голоса, делается таким образом, как будто вы дыханием греете ладони на морозе. Чем горячее ваше дыхание, тем больше у вас расправляется гортань — ваш проводник звука. Несколько вдохов (море) и выдохов (мороз) — и вы почувствуете, что у вас установилось нормальное глубокое дыхание, сердце бьется ровно, тело в тонусе, и голос звучит свободно.

Для налаживания естественного, природного алгоритма дыхания очень хорошо использовать дыхательные гимнастики, например знаменитую гимнастику Стрельниковой, которая и была разработана с целью восстановления и развития голоса. «Озвученное дыхание» тренируется не только при помощи гимнастик, но и на так называемых «доречевых» гласных звуках: вздох облегчения, громкая зевота, смех, стон и т.д. Если мы достигаем легкости и удобства в озвученном дыхании, то на него, как на крепкую нить, постепенно нанизываются все остальные голосовые навыки: дикция, интонации, различные тембры — и голос приобретает практически неиссякаемый запас прочности.

Не все дыхательные гимнастики подходят для укрепления голоса, но лишь те, которые заточены специально для выполнения этой задачи. Например, йоговская гимнастика, безусловно, полезная для здоровья, может помешать развитию голоса, особенно на начальных этапах.

Разумеется, для сохранения голоса необходимо соблюдать и элементарную «технику безопасности»: режим дня, сбалансированное питание, щадящий температурный режим, определенный уровень влажности в помещении и т.д. Просто поверьте, что голос — это часть вас, а не нечто отдельное, и реагирует он на внешние изменения точно так же, как реагирует ваш организм.

Наши рекомендации